Национальные районы России

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Национальный район»)

Национальные районы — административно-территориальные единицы для национальных меньшинств в СССР и современной России[1].

На 2011 год в России 11 районов со статусом национального. Ещё 20 районов не имеют статуса национального, но фактически являются таковыми, так как были образованы и названы по преобладающей национальности.

Правовой статус

Международно-правовая практика исходит из гарантии национальным меньшинствам права на участие в принятии публичных решений, в качестве механизмов реализации которого определяется национальная автономия и создание местных и автономных органов управления[1].

Подобным путём идёт и российское право. Ратифицировав Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств (РКЗНМ) 1995 года, Россия взяла на себя обязательства по защите национальных меньшинств[1]. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 69):

  1. Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
  2. Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия.

Конституция Российской Федерации определяет регулирование и защиту прав национальных меньшинств как предмет ведения Российской Федерации (ст. 71), а защиту прав национальных меньшинств — как предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации ст. 72)[1].

Российский историко-правовой опыт включает применение специальных механизмов, обеспечивающих сохранение идентичности, развитие языка и культуры компактно проживающих национальных меньшинств. Один из этих механизмов представляет собой создание национальных административно-территориальных образований. Конституционно-правовая система России характеризуется отсутствием запретов на создание таких образований. В то же время федеральное законодательство явным образом не закрепляет право на их создание. Ряд законодательных актов содержат косвенные указания на возможность создания национальных административно-территориальных единиц, на территории которых возможно использование национальных языков и установка географических обозначений на этих языках. В отличие от республик России, которые представляют собой национально-государственную форму реализации права народов на самоопределение, национальные районы принадлежат к национально-культурной форме[1].

Национальные административно-территориальные образования являются формой самоорганизации этнической общности и осуществления этой общностью местного самоуправления с учётом и в целях сохранения социально-культурных и языковых особенностей и традиций[1].

В России существует три вида национальных административно-территориальных образований:

  • обладающие особым статусом — преобразованные в результате объединения субъектов России
  • официально обладающие статусом национальный район
  • не обладающие статусом национальный район, но фактически являющиеся таковыми в силу названия по проживающей на территории национальности[1].

Национальные административно-территориальные единицы создаются в основном для коренных малочисленных общностей, в то время как именно для национальных меньшинств количество таких образований существенно меньше. Региональные и муниципальные правовые акты таких образований почти не содержат положений об их национальных особенностях, что в целом уравнивает их с обычными административно-территориальными единицами. Исключением является законодательство Республики Саха (Якутия) и муниципальные правовые акты вепсских национальных районов Республики Карелия[1].

Отсутствие заинтересованности власти в обеспечении прав этнических сообществ и их защиты может привести к дискриминации и нарушении общественного порядка[1]. Так, после митингов и захвата дома правительства Карачаево-Черкесской Республики представителями абазинского национального меньшинства был образован Абазинский район[2][1].

Национальные районы

Для представителей народов, находящихся в ситуации национальных меньшинств, с начала 1990-х годов в ряде субъектов Российской Федерации образованы национальные административно-территориальные единицы. Указана доля титульного народа в населении района:

  1. Баунтовский эвенкийский район в Бурятии — 6,1 %.
  2. Пряжинский национальный район в Карелии (с 2008 года) — 31,9 %
  3. Калевальский национальный район в Карелии (с 1992 года) — 35,5 %
  4. Олонецкий национальный район в Карелии (с 2004 года) — 52,2 %
  5. Анабарский (долгано-эвенкийский) национальный улус в Якутии: долганы — 42,4 %, эвенки — 22,7 %
  6. Жиганский (эвенкийский) национальный улус в Якутии[3] — 55,2 %
  7. Момский (эвенский) национальный улус в Якутии — 21,2 %.
  8. Оленёкский (эвенкийский) национальный улус в Якутии —75,5 %
  9. Эвено-Бытантайский национальный улус в Якутии — 53,1 %
  10. Немецкий национальный район в Алтайском крае — 26,6 %
  11. Азовский немецкий национальный район в Омской области — 19,7 %

Районы с «титульной» национальностью

Ряд районов России не имеет статуса национального, но фактически являются (или являлись) таковыми, так как были образованы и названы по преобладающей национальности[1].

  1. Дагестан — Агульский — 92,5 %, Лакский — около 96 %, Новолакский — 50,3 %, Ногайский — 85,7 %, Рутульский — 60,9 %, Табасаранский — 82,6 %; Ахвахский; Ботлихский
  2. Карачаево-Черкесия — Абазинский, Ногайский — более 90 %; Карачаевский, Малокарачаевский
  3. Марий Эл — Горномарийский — 87,7 %
  4. Камчатский край — Алеутский, Олюторский
  5. Хабаровский край — Нанайский — 22,93 %, Ульчский — 9,15 %
  6. Магаданская область — Северо-Эвенский — 27,44 %
  7. Ямало-Ненецкий АО — Красноселькупский — 24 %
  8. Челябинская область — Нагайбакский — 37 %
  9. Красноярский край — Эвенкийский — 21,5 %, Таймырский Долгано-Ненецкий: долгане — 13,8, ненцы — 7,6
  10. Республика Коми — Ижемский — 85 %
  11. Республика Тыва — Тоджинский
  12. Ставропольский край — Туркменский район

В Ростовской области местом компактного проживания армян является Мясниковский район.

Акушинский и Кайтагский районы Дагестана названы по субэтническим группам даргинцев.

Карымский (от посёлка Карымское, названного по субэтнической группе карымы) в Забайкальском крае, Даурские районы в Красноярском (1935—1962, от села Даурск) и Забайкальском (1963-, от региона Даурия) краях, Татарский район в Новосибирской области (от города Татарск) не связаны напрямую с названиями этносов.

Не является национальным Адыге-Хабльский район (первый компонент — самоназвание адыгейцев, кабардинцев и черкесов).

Потенциальные

См. также

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Суханов, 2021.
  2. Казенин, 2009, с. 165—172.
  3. Третий по счету эвенкийский национальный район появится в Якутии Архивная копия от 29 июня 2020 на Wayback Machine // РИА Новости
  4. Казенин К. И. Элементы Кавказа. Создание национальных районов Карачаево-Черкесии в 2000-е гг. Архивная копия от 10 августа 2017 на Wayback Machine // Кавказовед
  5. Юрий Кульчик. Национальные движения в Кабардино-Балкарской республике Архивная копия от 24 октября 2017 на Wayback Machine // Международный институт гуманитарно-политических исследований
  6. Сивер, 1999.
  7. В России обостряются территориальные споры (недоступная ссылка). // Полемика и дискуссии. Дата обращения: 25 ноября 2017. Архивировано 5 марта 2016 года.

Литература