Национальный музей Рима

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Национальный музей Рима
Алтарь из Остии в Палаццо Массимо.

Национальный римский музей (итал. Museo Nazionale Romano) — один из крупнейших музеев города Рима. Музей, открывшийся в 1889 году, располагает одним из богатейших собраний античного искусства: скульптур, рельефов, мозаик и фресок.

История создания

Музей основан в 1889 году и открыт в 1890 году. Главной задачей правительство Италии считало собрать воедино и продемонстрировать археологические материалы, обнаруженные во время раскопок и раскрывающие историю страны после создания единого итальянского государства в ходе Рисорджименто в 1861 году и объединения Рима с Королевством Италия в 1870 году[1].

Основу собрания будущего музея составила коллекция Афанасия Кирхера, немецкого учёного, монаха ордена иезуитов, профессора математики и востоковедения Папского университета «Collegium Romanum» (Римский колледж). Кирхер, наряду с прочим, занимался археологическими исследованиями и основал в Риме в 1651 году кабинет редкостей, разросшийся до музея, получившего название — Кирхерианум. Музей Кирхера размещался в помещениях иезуитского колледжа (Collegio Romano), основанного в качестве Института иезуитов (Compagnia di Gesù) при церкви Сант-Иньяцио. Коллекция была национализирована в 1874 году после упразднения Общества Иисуса в 1773 году. Переименованное в Королевский музей, собрание Кирхера планировали переместить в Музей острова Тиберина (Museo Tiberino) в центре Рима, строительство которого так и не было завершено.

Другую часть будущего собрания составил Музей Пигорини, основанный в 1876 году выдающимся археологом и этнографом Луиджи Пигорини [2].

В 1901 году к музею присоединили приобретённую итальянским государством коллекцию виллы Людовизи. Сначала все экспонаты находились в помещении бывшего монастыря на территории Терм Диоклетиана. В 1903—1907 годах инспектором Доисторического этнографического музея и Музея Киркериано был выдающийся историк и археолог Роберто Парибени. В 1889 году все этнографические коллекции объединили, а в 1890 году создали единый Римский национальный музей (Museo Nazionale Romano), реорганизованный в 1911 году в связи с Археологической выставкой[3].

В 1913 году бывшие коллекции Музея Киркериано распределили между музеями, созданными в предыдущие десятилетия: Национальным римским музеем, Национальным этрусским музеем Вилла Джулия (создан в 1889 году) и военно-историческим Музеем Кастель Сант-Анджело (Museo Nazionale di Castel Sant'Angelo; cоздан в 1901 году). Музей Пигорини позднее перевели в Квартал Всемирной выставки: E.U.R. в южной части Рима.

В 1990 году с целью восстановления знаменитых коллекций в прежнем составе их выдающихся собирателей была проведена реформа Национального музея и его собрание рассредоточили по разным дворцам.

Коллекции

  • В античных термах Диоклетиана, переоборудованных по случаю Международной художественной выставки 1911 года, сохранились пространства залов, которые не были перестроены в церковь в Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири. В 1930-х годах в этих залах разместили эпиграфический и протоисторический разделы музея, представлены коллекции надписей и скульптур, а также большая археологическая экспозиция по истории древнего Рима. В квадратном саду кьостро бывшего картезианского монастыря установлена античная мраморная ваза, действует фонтан с мраморными дельфинами, в окружающих галереях экспонируются античные рельефы, архитектурные детали, надгробные стелы и другие древние артефакты.
  • Палаццо Массимо алле Терме. Дворец, расположенный рядом с бывшими термами Диоклетиана, был приобретён итальянским государством в 1981 году. В 1998 году большая часть помещений трёх этажей дворца выделена под постоянную экспозицию Национального музея Рима, в которой разместили шедевры римской скульптуры из музея в термах Диоклетиана. В нём экспонированы античные саркофаги, фрагменты фресок из раскопок виллы Ливии (супруги императора Августа) из Прима-Порта, мозаики с виллы Фарнезина, демонстрируются знаменитые шедевры античной скульптуры: «Статуя Диадоха», бронзовая фигура Кулачного бойца, реконструкции статуи Дискобола работы Мирона, лежащая фигура Гермафродита, мраморный алтарь из Остии, бюсты, статуи римских богов, богинь и императоров. В музее хранятся коллекции античных и средневековых монет и драгоценностей [4].
  • В Палаццо Альтемпс воссоздана бóльшая часть уникальной коллекции произведений античного искусства, собранной представителями нескольких поколений семьи Людовизи: более сотни античных скульптур эллинистического и римского периодов. Среди них группа «Орест и Электра», «Арес Людовизи», огромная голова Геры, которую И. В. Гёте считал одним из лучших произведений античности и своей «первой любовью в Риме» [5], знаменитый Трон Людовизи, а также другие статуи, рельефы, мозаики, росписи
  • В крипте Бальби с 2001 года экспонируются материалы археологических раскопок и представлена история развития города Рима в эпоху поздней античности и раннего средневековья. Основная экспозиция расположена на трёх этажах здания. Она посвящена истории и стратиграфии городского пространства на примере одного римского квартала. В подвальном этаже можно увидеть стены крипты Бальби и портика Минуция Фрументария, цистерну эпохи Домициана, экседру крипты, митреум и другие элементы античной и средневековой застройки. В музее также экспонируются фрагменты фресок раннехристианского периода.

Галерея

Примечания

  1. Axis History Factbook — Italy (англ.)
  2. Datatravel website — Pigorini Архивная копия от 7 февраля 2012 на Wayback Machine, accessed 2008-02-12
  3. Baths of Diocletian. — Roma: Electa, 1998. — P. 23
  4. Palazzo Massimo alle Terme. — Roma: Electa, 1998
  5. Palazzo Altemps. — Roma: Electa, 1998— P. 31

Ссылки