Национальная художественная галерея (Афины)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Национальная Пинакотека
греч. Εθνική Πινακοθήκη
Εθνική Πινακοθήκη, Ναύπλιο 7892.jpg
Дата основания 1900
Адрес  Греция, Афины
Сайт nationalgallery.gr
37°58′32″ с. ш. 23°44′57″ в. д.HGЯO

Национальная художественная галерея, или Национальная Пинакотека (греч. Εθνική Πινακοθήκη) — художественный музей в Афинах, основанный в 1900 году и посвящённый греческому и европейскому искусству от 14 века до современности. Также известен как Музей Александроса Суцоса (греч. Μουσείο Αλεξάνδρου Σούτζου), Национальная галерея Греции. Скульптурная коллекция в послевоенное время выделилась в отдельный музей-спутник — Национальную глиптотеку.

История

Идея основания музея возникла в 1878 году, тогда музею передал часть своего собрания Афинский университет. В 1896 юрист по специальности и поклонник искусств Александрос Суцос передал свою частную коллекцию в собственность Греческого государства. На момент своего открытия в 1900 году коллекция музея насчитывала всего 258 работ из собрания Афинского университета, Афинского политехнического университета и Александроса Суцоса. Первым куратором музея стал греческий художник Георгиос Иаковидис. В последующие годы коллекция галереи пополнялась благодаря другим дарам, коллекциям, завещанным греческими художниками и обычными горожанами. Одним из наиболее значительных стал подарок Эврипидиса Кутлидиса, позволивший музею полностью представить греческую живопись 19-20 веков.

В 1964 году началось строительство нового здания для музея по проспекту Короля Константина под руководством группы архитекторов: Фатуриса, Милонаса и Муцопулоса. Это невысокое здание, которое имеет два крыла. Музей переехал в него в 1976 году, на тот момент его коллекция насчитывала уже свыше 9,5 тысяч экспонатов.

Экспозиция

Экспозиционные залы

Постоянная экспозиция музея занимает первый и второй этаж и представлена художественными работами 19-20 веков. Все картины представлены в хронологическом порядке и сгруппированы тематически. Однако главный зал посвящён пост-византийской живописи представителей так называемой критской школы. В частности, здесь выставлены работы Доменикос Теотокопулоса, более известного под принятым испанским именем — Эль Греко. Среди других ренессансных художников Якоб Йорданс, Лука Джордано, Джованни Баттиста Тьеполо, Ян Брейгель Младший, Ян Брейгель Старший, Лоренцо Венециано, Якопо дель Селлайо и Альбрехт Дюрер.

Знакомство с новогреческой живописью начинается с работ художников Ионических островов. Выполненные из фотографической точностью, картины рассказывают о первых годах истории независимой Греции. Наиболее значительные художники этого периода: Теодорос Вризакис и Николаос Кунелакис. Отдельная тематическая группа посвящена новогреческим живописцам, которые получили академическое художественное образование в Мюнхене; они формируют так называемую Мюнхенскую школу греческой живописи. Среди них Яковидис, Георгиос, Никифорос Литрас, Константинос Воланакис и Николаос Гизис. Особенно выделяются «Детский концерт» (греч. Παιδική Συναυλία) Георгиоса Яковидиса и «Обручение» (греч. Τα αρραβωνιάσματα) Николаоса Гизиса с характерной точностью, завершенностью сюжета.

Творчество межвоенного периода представлено работами художников так называемого поколения 30-х (см. Режим 4 августа). Его наиболее яркие представители — Папалукас, Спирос, Царухис, Яннис, Диамантис Диамантопулос, Моралис, Яннис и Никос Хатзикириякос-Гикас. Второй этаж посвящён творчеству исключительно современных греческих художников. Его отличает экспериментальность, инновационность техники и оригинальность сюжета, среди которых одновременно не теряются греческие национальные черты. Особый интерес вызывают работы Константиноса Партениса и Константиноса Малеаса, которых считают основателями греческого модерна.

Ссылки