Нахичеванская культура

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Нахичеванская культура
бронза—раннее железо
Глиняный расписной сосуд из Шахтахты (Кенгерлинский район). Бронзовый век. Музей истории Азербайджана, БакуГлиняный расписной сосуд из Шахтахты (Кенгерлинский район). Бронзовый век. Музей истории Азербайджана, Баку
Локализация Нахичеванская АР, Азербайджан
Типовой и другие памятники Кызыл-Ванк, Кюльтепе I, Шахтахты, Кюльтепе II, Шортепе, Огланкала, Гявуркала, Чалханкала и др.
Датировка II тысячелетие до н. э.
Тип хозяйства земледелие, скотоводство (овцеводство), виноградарство, металлообработка, гончарное дело, ткачество
Исследователи А. Алекперов, В. Алиев, О. Абибуллаев, И. Мещанинов, А. Иессен, К. Кушнарева, А. Миллер
Преемственность
Куро-Араксская культура
Magnify-clip.png
Карта археологических памятников нахичеванской культуры

Нахичеванская культура[1][2][3][4][5][6] (Кызыл-ванкская культура[7][8][9][5], Кармир-ванксая культура[8][9]) — археологическая культура эпохи бронзы и раннего железа (II тысячелетие до н. э. — начало I тысячелетия до н. э.) на территории Нахичеванской Автономной Республики (Азербайджан). Культура родственна Кармир-бердской археологической культуре[8] и генетически связана с предшествующими местными археологическими культурами эпохи энеолита и ранней бронзы (например, с Куро-Араксской культурой)[1].

История

Еще в 1896, 1904 и 1926 году в местности Кызылванк был выявлен могильник с погребениями типа каменных ящиков[3], содержащих своеобразную расписную керамику[4]. От армянского монастыря VII века Кармир-ванк (местное азербайджанское наименование Кизыл-Ванк), у которого происходили раскопки, культура называется также «Кызыл-ванкская» или «Кармир-ванксая»[9]. В 1926 году в Кызыл-Ванке проводились раскопки под руководством академика Мещанинова, в результате которых были обнаружены погребальный инвентарь, различные бронзовые изделия, наконечники стрел, и в большом количестве красноглиняная керамика, а также черноглиняные сосуды[10]. Осенью этого же года в Кызыл-Ванке производились раскопки под руководством ГАИМК, давшие новые данные, в том числе сосуды более крупных размеров[11]. Также осенью 1926 года Алексером Алекперовым была обнаружена крашеная керамика уже в горных районах Нахичеванской АССР, а благодаря исследованиям Нахичеванского музея в последующие годы были получены сведения о находках крашеной керамики в селениях Ибадулла и Шахбуза[12].

Оглан-кала в 1936 году. Остатки циклопической башни[13]

Археологические работы 1934 и 1936 гг. показали, что крашеная керамика имеется во многих местах Нахичеванской АССР, встречаясь не только в низменных берегах реки Аракс, но и выше по его притокам, в горах. Экспедиция 1936 года Азербайджанского филиала Академии наук СССР оказалась наиболее продуктивной, были обнаружены не только новые места распространения крашеной керамики, но также различного рода поселения[12]. Так, в Норашенском районе была обнаружена мощная циклопическая крепость, известная у населения как Оглан-Кала, где были обнаружены фрагменты крашеной керамики, типа Кызыл-Ванк, в связи с чем археологи связали Оглан-Кала с Кызыл-Ванком общностью культуры[14]. Экспедиция проводила работы также в поселении Шор-Тапа близ села Ибадулла и в поселении Шахтахты (в том числе в крепости Гявуркала)[15]. Обнаружение в 1936 году погребений типа Кызыл-Ванк, распространенных на территории всей Нахичеванской АССР, послужило основанием для выделения особой археологической культуры, названной нахичеванской[2]. Позднее на территории Нахичеванской АССР были выявлены и изучены памятники Кюльтепе I, Кюльтепе II и другие, наиболее полно характеризующие Нахичеванскую археологическую культуру[4].

Результаты первых раскопок Кызыл-Ванка давали Мещанинову основание говорить о двух стадиях развития местной крашеной керамики, раскопки же 1936 года дали сведения о новой высшей стадии развития классового общества. Эта культура развивалась на месте и в отдельные периоды, по словам Алекперова, должна была соприкасаться с древне-восточными культурами, особенно во времена экспансии ассирийцев и халдов к берегам Аракса[16]. Ещё в эпоху средней бронзы на территории Нахичеванского края возникли большие укрепленные поселения с развитой культурой. К ним относятся Кюльтепе II, Огланкала, Галаджыг, Чалханкала, Гявуркала (Шахтахты), Вайхыр-Гявуркала. Погребения — грунтовые, каменные ящики и курганы[4].

Для нахичеванской культуры характерны такие ранние города, как Кюльтепе, Древний Нахичевань, Огланкала, Гызгаласы, Газанчы, Гявуркала, Галаджыг, такие поселения, как Шортепе, Нахаджир, Мейдантепе, Кярки, Азнабурт, Вайхыр, Демирчиляр и др., а также циклопические сооружения, земляные погребения и погребения в каменных ящиках, курганы[3].

Этапы развития культуры

Нахичеванская культура прошла четыре этапа развития[3].

Первый этап (XX—XVII вв. до н. э.) характеризуется мнохромно раскрашеными чёрными кувшинами без ручек, чашами. Встречаются также образцы керамики с простыми узорами черного и серого цветов. Крашеная керамика украшена узорами в виде ромб, треугольников, ломаных и прямых линий, кругов. На некоторых сосудах (Нахаджир, Яйджы) встречаются изображения людей, оленей, коз и птиц[3]. К этому этапу культуры относятся также находки из села Кярки, относящиеся к XIX—XVIII вв. до н. э.[17]

Второй этап (XVII—XV вв. до н. э.) характеризуется полихромно раскрашеными сосудами серого и жёлтого цветов с более сложными узорами в виде сложных геометрических фигур, изображениями людей, животных и птиц (Кюльтепе II, Шахтахты, Кызыл-Ванк). Найденые сосуды покрыты светло-розовой и жёлтой краской и украшены тёмно-красными, коричневыми, чёрными и белыми узорами[3].

Третий этап (XIV—XI вв. до н. э.) характеризуется относительно небрежно украшеной полихромной посудой в виде чайников, ваз и кувшинов, а также простыми образцами керамики серого и чёрного цветов[3].

Четвёртый этап (X—VII вв. до н. э.) характеризуется посудой похожей на находки предыдущего этапа, но найденые образцы украшены более грубо и примитивно[3].

Занятия населения

Основными отраслями хозяйства были земледелие, скотоводство, горное дело, ремесло. Найдено много орудий труда, связанных с этими отраслями хозяйства. Нахичеванская культура очень богата монохромными и полихромными расписными керамическими сосудами, имеющими своеобразные формы. Интерес представляют кувшины с ручкой и «чайники»[4]. Подобные чайники встречаются и в других районах Малого Каказа, что является результатом влияния нахичеванской культуры[6]. Изображения людей, зверей и птиц на сосудах встречаются редко, только на сосудах красного и жёлтого цветов. На одном расписном кувшине из красной глины, найденном близ селения Шахтахты, изображена сцена охоты на диких животных, нарисованная черной и красной красками. На некоторых сосудах бронзоовго века тёмного и серого цветов на дне с наружной стороны нарисовано солнце, что, по мнению археолога Исхака Джафарзаде, свидетельствует о наличии культа солнца среди местного населения в эту эпоху[18].

В сельском хозяйстве доминировало плужное земледелие. Основным пахотным орудием было рало. Наряду с составными серпами, в процессе жатвы употреблялись и бронзовые. Часто при раскопках встречались каменные зернотёрки, тёрочники, ступки. Определённое место в хозяйстве занимало виноградарство и виноделие. В скотоводстве особое развитие получило овцеводство[4].

Высокого уровня достигли многие отрасли ремесла: металлообработка, гончарное дело, ткачество и другие. Среди населения этой культуры было развито имущественное неравенство[4]. Её признаки стали особенно ярко прослеживаются с начала I тысячелетия до н. э.[1] Племена Нахичеванской культуры поддерживали экономическе и культурные связи с другими странами Закавказья и Ближнего Востока[1][3]. Нахичеванская культура была тесно связана с культурами Передней Азии, Элама, Ассирии и Мидии[19]. Между высокоразвитыми центрами гончарного ремесла на территории Нахичевани и Миль-Карабахской степи существовали тесные экономические связи, благодаря чему в Мильско-Карабахской степи получила распространение характерная для нахичеванской культуры техника расписной керамики[20].

Из памятников Нахичеванской культуры выявлены также булавы, бронзовые кинжалы, наконечники стрел, шила, булавки, подвески в виде птиц и других форм, браслеты, золотые серьги, кольца, разной формы бусины, а также железные браслеты, мечи, наконечники стрел[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 БСЭ, 1974, с. 353.
  2. 2,0 2,1 Кызылванский могильник // Большая советская энциклопедия. — 1950. — Т. XXIV. — С. 165.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 АСЭ, 1983, с. 172.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Ахмедов, Бабаев, 1986, с. 9.
  5. 5,0 5,1 Федотов В. В. Историческая география Северо-Восточной Евразии в эпоху античных цивилизаций. — М.: МЭИ, 1996. — С. 68. — 203 с.
  6. 6,0 6,1 Алиев, 1991, с. 100.
  7. Гызылвәнҝ мәдәнијјәти // Азербайджанская советская энциклопедия  : [10 томах] = Азәрбајҹан Совет Енсиклопедијасы (азерб.) / гл. ред. Дж. Б. Гулиев. — Баку: Кызыл Шярк, 1979. — Т. III. — С. 159. — 628 с. — 80 000 экз.
  8. 8,0 8,1 8,2 А. Ю. Скаков. Кызыл-ванк. Большая Российская Энциклопедия. Архивировано 14 мая 2019 года.
  9. 9,0 9,1 9,2 Кушнарева К.Х. Южный Кавказ в ІХ-ІІ тыс. до н. э: Этапы культурного и социально-экономического развития. — Петербургское Востоковедение. — Санкт-Петербург, 1993. — С. 164. — 311 с. — ISBN 5020273562. — ISBN 9785020273566.
  10. Алекперов, 1937, с. 250-251.
  11. Алекперов, 1937, с. 251.
  12. 12,0 12,1 Алекперов, 1937, с. 252.
  13. Алекперов, 1937, с. 253.
  14. Алекперов, 1937, с. 252-253.
  15. Алекперов, 1937, с. 254-255.
  16. Алекперов, 1937, с. 256.
  17. Кәрки // Азербайджанская советская энциклопедия  : [10 томах] = Азәрбајҹан Совет Енсиклопедијасы (азерб.) / гл. ред. Дж. Б. Гулиев. — Баку: Кызыл Шярк, 1981. — Т. V. — С. 456. — 624 с. — 80 000 экз. Кәрки // Азербайджанская советская энциклопедия / Под ред. Дж. Кулиева. — 1981. — Т. V. — С. 356.  (азерб.)
  18. Джафарзаде, 1956, с. 48.
  19. Джафарзаде, 1956, с. 46.
  20. Алиев, 1991, с. 146.

Литература

На русском
  • Г. М. Ахмедов, И. А. Бабаев. Археологические культуры Азербайджана. — Б., 1986.
  • Алиев В. Г. Культура эпохи средней бронзы Азербайджана. — Б.: Элм, 1991.
  • В. Г. Алиев. Нахичеванская культура // Большая советская энциклопедия. — М., 1974. — Т. XVII.
  • Абибуллаев О. Раскопки холма Кюль-тапа // Краткие сообщения ИИМК. — 1953. — Вып. 51. — С. 36—45.
  • Джафарзаде И. М. Древнейший период истории Азербайджана // Очерки по древней истории Азербайджана / Под ред. А. Н. Гулиева. — Б.: Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1956.
  • Алекперов А. Крашеная керамика Нахичеванского края и Ванское царство // Советская археология. — 1937. — № 4.
  • Спицын А. С. Некоторые закавказские могильники // Известия императорской Археологической комиссии. — СПб., 1909. — Вып. 29.
На азербайджанском