Науман, Брюс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Брюс Науман

Брюс Науман (англ. Bruce Nauman; род. 6 декабря 1941, Форт-Уэйн, Индиана) — американский современный художник и скульптор-концептуалист.

Биография

Брюс Науман изучал искусство, а также физику и математику в Висконсинском университете в Мадисоне, с 1960 по 1964 годы. В 1964 году перешёл в Калифорнийский университет и оканчил его в 1966-м как магистр искусств. Затем преподавал в Институте искусств Сан-Франциско и сотрудничал с художником Уэйном Тибо. В конце 1960-х годов перешёл от живописи к скульптуре, киноискусству и перформансу. В то же время продолжал преподавательскую деятельность в различных университетах США. В 1989 году переехал в штат Нью-Мексико, где и по сегодняшний день живёт и работает.

Творчество

Творчество Брюса Наумана бросает вызов традиционному представлению о том, что художник должен иметь один узнаваемый стиль. С середины 1960-х художник создал большое количество работ в разных медиа. Если что-то объединяет эти разные произведения, это убеждённость Наумана, что эстетический опыт важнее фактического значения объекта. Он создаёт ситуации, которые физически или интеллектуально дезориентируют зрителя.

Ранние работы

В 1966 году, после окончания обучения, Науман задумался над сутью деятельности художника. Он пришёл к заключению, что раз он художник и находится в студии, то тогда всё, что он делает в студии, является искусством. Искусство с этой точки зрения стало в большей степени активностью, процессом, чем продуктом. Науман начал использовать собственное тело как материал. Решив включить элементы повседневной жизни в свои работы, Науман использовал собственное поведение как отправную точку для серии фильмов, снятых в 1967—1969 годах. Он записывал себя производящим простые повторяющиеся действия, посвящённые конкретной проблеме, обозначенной в названии фильма. Эти действия часто продолжались на протяжении одного часа — продолжительность видеокассеты. Намного позднее художник вернулся к этой теме в «Setting a Good Corner (Allegory and Metaphor)» (1999). Науман сделал запись повторяющихся прозаических действий из своей жизни на ранчо в Нью-Мексико. В 1968 году Науман создал свою первую серию голограмм, которые были спроецированы на стекло, и дал им название «Создание лиц»[1]. В данных сериях голограмм Науман вытягивал свое лицо до неестественных форм, доходящих до абсурда, вызывая противоречивые эмоции[1].

Одной из самых известных ранних работ Брюса Наумана является фотография «Self Portrait as a Fountain» («Автопортрет в виде фонтана»). Сделанный в 1966 году снимок не сохранился, Брюс Науман переснял его в 1970-м. Фотография демонстрирует художника, выплевывающего поток воды из рта. Насмешливый и непочтительный, Науман изучает идею искусства как средства коммуникации и роль художника как коммуникатора. В этой работе легко проследить связь с «Фонтаном» Марселя Дюшана.

Неоновые надписи

На протяжении 1960-х Науман использовал неоновые надписи для демонстрации игры слов. «None Sing Neon Sign» является анаграммой, которая, как и другие работы из неона — «Raw War» и «Run from Fear/Fun from Rear», подчеркивает взаимосвязь между значением слова, его звучанием и внешним видом. Известная работа Наумана из этой серии — неоновая надпись The true artist helps the world by revealing mystic truths (Window or wall sign) была создана зимой 1966—1967 годов, когда художник организовал свою студию в заброшенном продуктовом магазине в Сан-Франциско. Работа была предназначена для большого окна и выглядела как неоновая реклама магазинов поблизости, хотя содержала другое сообщение: «The true artist helps the world by revealing mystic truths» («Настоящий художник помогает миру, раскрывая мистические истины»). После успеха первой выставки Наумана в Нью-Йорке в галерее Лео Кастелли в январе-феврале 1968 года, галерист предложил Науману сделать три экземпляра этой работы.

Другая известная работа Брюса Наумана — «Vices and Virtues» была разработана для Коллекции Стюарта в Сан-Диего в 1983 году и установлена в 1988-м вокруг верхней части Лаборатории структурных систем Пауэлла, недалеко от центра кампуса. На Венецианской биеннале в 2009 году была показана уменьшенная копия этой работы. Оригинальная неоновая надпись трансформировала классический архитектурный фриз в современный язык коммерческих знаков. Семь пороков чередуются с семью добродетелями, вспыхивая 14 разными цветами: FAITH/LUST, HOPE/ENVY, CHARITY/SLOTH, PRUDENCE/PRIDE, JUSTICE/AVARICE, TEMPERANCE/GLUTTONY и FORTITUDE/ANGER (ВЕРА/ПОХОТЬ, НАДЕЖДА/ЗАВИСТЬ, МИЛОСЕРДИЕ/ЛЕНОСТЬ, БЛАГОРАЗУМИЕ/ГОРДОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ/АЛЧНОСТЬ, УМЕРЕННОСТЬ/ЧРЕВОУГОДИЕ, МУЖЕСТВО/ГНЕВ).

Пространства

В «Walk with Contrapposto» (1968), Науман снял себя в узком коридоре, который ограничивал его движения. Выставленный как самостоятельное произведение на следующий год, «Performance Corridor» (1969) стал первой из многих конструкций, которые художник использовал для воздействия на физические и эмоциональные реакции зрителя. На протяжении 1960-х и 1970-х годов Науман создал множество вызывающих клаустрофобию замкнутых пространств, призванных дезориентировать зрителя. В инсталляции «Changing Light Corridor with Rooms» (1971) длинный коридор погружен в темноту, в то время как две комнаты по обе стороны освещены лампами, которые вспыхивают с разной частотой. Длина и ширина коридора, наряду с прерывистостью света, направляют движение зрителей. Некоторые работы, как «Nick Wilder corridor» (1970), включали камеры наблюдения и зацикленные видео системы, которые функционировали как электронное зеркало. «Corridor Installation (Nick Wilder Installation)» (1971) состоит из недоступной комнаты и шести коридоров, в три из которых можно войти. Передвигаясь по этому пространству, можно обнаружить серию телевизионных мониторов, которые воспроизводят изображение с камер наблюдения. Расположение камер таково, что информация на мониторах противоречит реальному опыту зрителя, вызывая чувство изоляции и замешательства. Некоторые из конструкций Наумана требуют больше ментальной, чем физической силы. В «Corridor with Mirror» и «White Lights» (1971) проход слишком узок. Зритель может смотреть в яркое бесконечное пространство и представлять, каково было бы попасть вовнутрь. Схожая проблема поставлена для аудитории в «Three Dead End Adjacent Tunnels, Not Connected»[2] (1981). Три туннеля расположены, образуя треугольник, форму без начала и конца.

Скульптура

«Усечённое пирамидальное помещение» (1982/1998) в Лёррахе, Германия

В конце 1980-х Науман начал использовать слепки с чучел для целого ряда скульптур. Для работы «Untitled (Two Wolves, Two Deer)» (1989) использованы четыре подобные формы. Науман меняет знакомые формы животных путём перемещения голов и конечностей без связи с анатомической логикой. Ужасные существа похожи на результат пугающих генетических экспериментов. В это же время Науман также начал отливать человеческие головы. Сохранение следов рабочего процесса всегда было важно для художника в качестве средства выявления природы создания произведения. Во время снятия слепков модели Наумана дышали через трубку. Это упоминается в нескольких названиях и иногда остаётся видимым на законченных работах. Науман развил эту идею в «Three Heads Fountain (Juliet, Andrew, Rinde)» (2005). Вода закачивается в каждую голову и разбрызгивается через отверстия на лице. Свисающие с потолка как мобили (англ.), скульптуры в виде голов и животных одновременно игривы и ужасны: уловка художника, вызывающая противоречивую реакцию зрителей.

Звук

Брюс Науман создал ряд работ, которые можно назвать эфемерными. Произведения, которые фактически сводятся к одному звуку. Одной из самых ранних работ такого рода является инсталляция «Get Out of My Mind, Get Out of This Room» (1968), существующая в виде звука в пустой комнате. Художник записал себя, повторяющим название работы («Убирайся из моего разума, убирайся из этой комнаты»). Науман считает язык мощным инструментом, который может быть использован для контроля. Произведение одновременно привлекает и отталкивает публику, смущая противоречивостью ситуации. Зрители попадают в выставочное пространство, которое им тут же предлагают покинуть. Такого рода информационный конфликт можно найти во многих работах художника.

Интерес Наумана к лексической системе перекликается с пьесами Сэмюэля Беккета и философией Людвига Витгенштейна. Для выставки «Raw Materials» в Tate Modern Науман соединил 22 записи текстов из разных работ, созданных за 40 лет карьеры, в инсталляции для Турбинного зала. Идя через него, посетители выставки слышали голоса, говорящие с ними или с самими собой в разных манерах. Были тексты вроде фразы «OK OK OK», которую сам Науман повторяет до тех пор, пока фраза не превращается во что-то другое. Более длинные произведения вроде «False Silence» или «Consummate Mask of Rock», которые являются описанием психологических состояний, находящимися в противоречии со спокойными интонациями голоса диктора.

Павильон США на Венецианской биеннале

В 2009 году Золотой лев 53-ей Венецианской биеннале за лучший национальный павильон был вручен павильону США (впервые с 1990 года), в котором были представлены работы Брюса Наумана. «Topological Gardens»[3] представляет собой обзор четырёх десятилетий инновационного и провокационного творчества художника. Выставка была представлена на трёх выставочных площадках в Венеции: павильоне США в садах Джардини, университетах Венеции IUAV (англ.) в Толентини и Ка-Фоскари. Экспозиция построена вокруг понятия топологии в области математики, которая изучает непрерывность пространства в меняющихся условиях. Было представлено более 30 работ из публичных и личных коллекций США и Европы, некоторые из которых художник адаптировал и переделал специально для Венеции. Экспозиция также включает две новые звуковые работы, «Days» и «Giorni», созданные в сотрудничестве со студентами двух университетов.

Лично для Брюса Наумана это уже второй Золотой лев — первого он получил на 48-й Венецианской биеннале в 1999 за вклад в искусство.

Персональные выставки

Публичные коллекции

  • Queensland Art Gallery, Gallery of Modern Art, Брисбен
  • Generali Foundation, Вена
  • MuHKA Museum voor Hedendaagse Kunst Antwerpen, Антверпен
  • Vanhaerents Art Collection, Брюссель
  • Stedelijk Museum voor Actuele Kunst, Гент
  • Simon Fraser University Art Gallery, Бернаби
  • Musée d´art contemporain de Montréal, Монреаль
  • National Gallery of Canada, Национальная галерея Канады, Оттава
  • Kiasma, Museum of Contemporary Art, Хельсинки
  • Musée d’art contemporain, Бордо
  • Nord-Pas de Calais, Дюнкерк
  • Musée d’Art Moderne et Contemporain, Страсбург
  • ALTANA Kulturstiftung im Sinclair-Haus, Бад Хомбург
  • Sammlung Hoffmann, Берлин
  • Museum Ludwig, Кельн
  • Julia Stoschek Collection, Дюссельдорф
  • Sammlung Alison & Peter W. Klein, Eberdingen-Nussdorf
  • Museum für Moderne Kunst (MMK), Франкфурт
  • Städel Museum, Франкфурт
  • Hamburger Kunsthalle, Гамбург
  • Sprengel Museum Hannover, Ганновер
  • Zentrum für Kunst und Medientechnologie Karlsruhe, Карлсруэ
  • Кунстхалле Киля, Университет Христиана-Альбрехта, Киль
  • Museum Brandhorst, Мюнхен
  • Pinakothek der Moderne, Мюнхен
  • Städtisches Museum Abteiberg, Менхенгладбах
  • Staatsgalerie Stuttgart, Штутгарт

Примечания

  1. 1,0 1,1 Фотографии XX века. Музей Людвига в Кёльне / ответственный = пер. с англ. А.А. Сосинова. — Издательство АТС, 2008. — ISBN 978-5-17-047116-4.
  2. Three Dead End Adjacent Tunnels, Not Connected
  3. Topological Gardens. Дата обращения: 12 июня 2009. Архивировано 14 июня 2009 года.

Ссылки