Науклер, Иоганн

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иоганн Науклер
Титульный лист тюбингенского издания хроники Иоганна Науклера (1516)

Иоганн Науклер, урожд. Иоганн фон Вергенханс (нем. Johann von Vergenhans, или Naucler, Naukler, лат. Johannes Nauclerus; между 1425 и 14305 января 1510[1][2], Тюбинген) — немецкий (швабский) учёный-гуманист, историк, правовед, богослов и педагог, фактический основатель и первый ректор Тюбингенского университета, автор «Хроники памятных событий из истории всех эпох и всех наций» (лат. Memorabilium omnis aetatis et omnium gentium chronici commentarii).

Титульный лист кёльнского издания хроники Иоганна Науклера (1564)
Автограф Иоганна Науклера из архива Тюбингенского университета[3]

Биография

Родился около 1425 или 1430 года[4] близ Тюбингена в семье Иоганна фон Вергенханса Старшего, возможно, принадлежавшего к рыцарскому сословию[2], министериала графа Вюртембергского-Урахского Людвига I и его сыновей Людвига II и Эберхарда V Бородатого[5]. Согласно тогдашней практике, родовая фамилия его Vergenhans, т. е. «паромщик», была латинизирована и превратилась в Nauclerus (др.-греч. ναύκληρος), что значит «шкипер», а на его родовом гербе появилось изображение человека на парусном корабле.

В 1450 году впервые упоминается в документах в качестве домашнего учителя юного сына графа Людвига I — Эберхарда[6], близкие отношения с которым поддерживал вплоть до самой его смерти в феврале 1496 года. Возможно, учился в одном из университетов Италии, в 1458 году стал магистром канонического права. В 1459 году по поручению аббата Хирзау встречался в Мантуе с папой Пием II (ум. 1464)[7].

В 1461—1462 годах был настоятелем церкви в Вайль-дер-Штадте. В 1462 году получил степень доктора канонического права (лат. decretorum doctor)[8]. С 1464 по 1465 год преподавал богословие в Базельском университете. В 1466 году снова посетил Рим, встретившись с папой Павлом II, после чего получил приход коллегиальной церкви Св. Креста в Штутгарте, а в 1467-м участвовал в посольстве к герцогу Бургундскому Карлу Смелому в Перонн[7]. В 1473 году стал каноником и хористом аббатства в Зиндельфингене (Баден-Вюртемберг), распущенного в 1476 году графом Эберхардом с целью использования его доходов и владений для создания в Тюбингене нового университета.

В 1477 году стал первым ректором основанного в том же году Тюбингенского университета, затем его проректором[5]. Составил первую университетскую конституцию по образцу конституции университета Базеля. С 1479 года, в течение трёх лет, управлял приходом Тюбингенской университетской церкви Св. Георгия. Заручившись поддержкой номинального учредителя университета графа Эберхарда V, в течение многих лет, с 1482 по 1509 год, возглавлял университетскую администрацию в должности канцлера, пригласив для преподавания известных педагогов, в частности, теолога Иоганна Хейнлина  (нем.), поэта и филолога Генриха Бебеля и др.

Будучи доверенным лицом графа Вюртемберга Эберхарда Бородатого, в 1482 году сопровождал его в поездке в Рим и Флоренцию, где, вероятно, общался с Марсилио Фичино. Также познакомился в ходе неё с Иоганном Рейхлином, известным философом и филологом-гебраистом. После того, как 30 сентября 1482 года скончался пробст Тюбингена Иоганн Теген, был избран его преемником, а позже возглавлял капитул в Вормсе[9].

С 1480 по 1495 год являлся советником Эберхарда V по важнейшим вопросам церковной и светской политики графства[7], в 1496 году получившего статус герцогства. Способствовал заключению 14 декабря 1482 года Мюнсингенского договора  (англ.), оформившего государственное единство Вюртемберга. С 21 января по 4 февраля 1483 года исполнял обязанности папского нунция. В 1502 году вступил в должность судьи Швабской лиги, которую занимал до выхода из неё Вюртемберга.

После своей смерти 5 января 1510 года завещал своему детищу, Тюбингенскому университету, солидную сумму в 1000 гульденов. Сохранилась эпитафия на его могиле в Тюбингенской университетской церкви.

В память о нём в Тюбингене названа улица Науклерштрассе (нем. Nauklerstraße).

Семья

Имел младшего брата Людвига фон Вергенханса, ставшего позже пробстом в Штутгарте и канцлером графства Вюртемберг[10]. Помимо него, имел ещё одного брата Иоганна и сестру Марию Доротею. Имел также, как минимум, двух сыновей, один из которых также носил имя Иоганн, имя второго неизвестно.

Сочинения

Основным историческим трудом Иоганна Науклера является «Хроника памятных событий из истории всех эпох и всех наций с комментариями» (лат. Memorabilium omnis aetatis et omnium gentium chronici commentarii), или «Всемирная хроника» (нем. Die Weltchronik), составленная в 14981504 годах на латыни по инициативе императора Священной Римской империи Максимилиана I[11].

Хроника излагает события всемирной истории со времён Адама до 1500 года и, вопреки тогдашней традиции, не подразделяет их на «эпохи» (лат. aetates) и «царства» (лат. regna), но придерживается временного разделения, основанного на поколениях. Описываются события как библейской истории, в частности, строительство Вавилонской башни, так и греческой мифологии, включая Троянскую войну. Из исторических событий новейшей для хрониста истории заслуживают внимания описание им сожжения во Флоренции в 1498 году Джироламо Савонаролы, первой (1494—1496) и второй (1499—1504) итальянских войн, Швабской войны (1499), войны за ландсхутское наследство (1503—1505) и др.

Подобно другим историкам-гуманистам, Науклер использовал в своём сочинении немало писем и архивных документов, не считая множества нарративных источников, которые не всегда можно идентифицировать, поскольку некоторые из них не сохранились и известны лишь по упоминанию их в тексте хроники[11]. Среди известных можно назвать «Всемирную хронику» Германа из Райхенау (1054), «Всеобщую хронику» Эккехарда из Ауры (1125), сочинения Оттона Фрейзингенского (сер. XII в.) и его продолжателя Оттона Санкт-Блазиенского (ум. 1223), «Хронику пап и императоров» Мартина Поляка (1278), хронику Матиаса из Нойенбурга (сер. XIV в.), «Хронику всех императоров и королей от Рождества Христова» Якоба Твингера из Кёнигсхофена (1420), «Швабскую хронику» Томаса Лирера (1486), всемирные хроники Германа Боте (1490-е гг.) и др.

Обстоятельная и подробная, фактологически довольно точная и объективная в оценках событий, отчасти новаторская в плане методологии и подбора источников, «Всемирная хроника» Науклера удостоена была похвальных отзывов не только от филологов Иоганна Рейхлина и Фейта Винсхайма  (нем.), теологов Томаса Мурнера и Филиппа Меланхтона, но и от самого «князя гуманистов» Эразма Роттердармского[11]. Она была, в частности, использована известным фламандским географом и картографом второй половины XVI века Абрахамом Ортелием в переложении историка Франциска Иреникуса  (нем.). Современники и потомки заслуженно удостоили этот памятник немецкой историографии эпитетом «великой книги Тюбингена»[11].

Вместе с тем, «гуманистическим» исторический труд Науклера следует признать скорее по форме, чем по содержанию, поскольку для него ещё характерно некритическое использование источников, нередко трактуемых с позиций имперского национализма. Так, занимая рационалистическую позицию в трактовке происхождения франков от троянцев, Науклер ссылается на опубликованную в 1498 году итальянским монахом Аннио да Витербо поддельную рукопись вавилонского историка Бероса, пытаясь доказать происхождение германских племён от вымышленного четвёртого сына Ноя Туисто и беззастенчиво утверждая, что германцы являются «древнейшим народом на Земле», которым сам бог дал власть над миром (лат. monarchiam mundi), «первыми насельниками своей страны» (лат. sunt indigenae), «лучшей на свете», наиболее благодатной частью которой является родная автору Швабия[12]. Высоко оценивая труд Науклера и отмечая его методологические достоинства, современный немецкий историк Вернер Гоец  (нем.) называет его «старейшим представителем ренессансной историографии к северу от Альп»[13].

Из других сочинений Иоганна Науклера известен «Весьма полезный трактат о симонии» (лат. Tractatus de symonia perutilis, 1500), в котором он, в духе своего времени, выступает против этой укоренившейся в деятельности современной ему католической церкви предосудительной практики, но не решается осудить за неё папство, ограничившись мягкой критикой[7].

Рукописи и издания

«Всемирная хроника» Иоганна Науклера была опубликована посмертно в 1516 году в Тюбингене[14] в типографии Томаса Ансельма  (нем.) издателем и хронистом Николаусом Базелием  (нем.), дополнившим её сообщениями до 1513 года, с предисловием Иоганна Рейхлина. Быстро завоевав популярность, она только с 1544 по 1675 год выдержала семь переизданий[15][16].

Рукописи «Всемирной хроники» Иоганна Науклера хранятся в Берлинской государственной библиотеке, библиотеке Фрайбургского университета и др. собраниях. Сохранившиеся экземпляры первого издания хроники 1516 года находятся в Баварской государственной библиотеке (Мюнхен), а также библиотеках Оксфордского, Кембриджского, Йельского университета, университета Саламанки, библиотеки Хендрика Консианса  (англ.) (Антверпен) и Института Лео Бека  (англ.) (Нью-Йорк)[17].

Примечания

  1. Record #100203452 Архивная копия от 25 августа 2019 на Wayback Machine // VIAF — 2012.
  2. 2,0 2,1 Seibert Hubertus. Nauclerus, Johannes Архивная копия от 15 февраля 2022 на Wayback Machine // NDB. — Bd. 18. — Berlin, 1997. — S. 760.
  3. Martin Steinmann. Die humanistische Schrift und die Anfänge des Humanismus in Basel // Archiv für Diplomatik, Schriftgeschichte, Siegel- und Wappenkunde. — Bd. 22. — Köln; Graz: Böhlau, 1976. — Tafel XVIII.
  4. Krümmel Achim. Nauclerus, Johannes // Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon. — Bd. 6. — Nordhausen, 1993. — S. 500.
  5. 5,0 5,1 Lier Hermann Arthur. Nauclerus, Johannes Архивная копия от 30 октября 2020 на Wayback Machine // ADB. — Bd. 23. — Leipzig, 1886. — S. 296.
  6. Nauclerus, Johannes Архивная копия от 24 января 2017 на Wayback Machine // Repertorium Geschichtsquellen des deutschen Mittelalters. — Bayerische Staats Bibliothek, 2012.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Seibert Hubertus. Nauclerus, Johannes Архивная копия от 19 января 2021 на Wayback Machine // NDB. — S. 761.
  8. Auge Oliver. Nauclerus, Johannes // Religion Past and Present. — Leiden; Boston, 2011.
  9. Krümmel Achim. Nauclerus, Johannes (eig. Vergenhans) // Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon. — S. 501.
  10. David H. Price. Johannes Reuchlin and the Campaign to Destroy Jewish Books. — Oxford University Press, 2011. — p. 41.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 Lier Hermann Arthur. Nauclerus, Johannes Архивная копия от 30 октября 2020 на Wayback Machine // ADB. — S. 297.
  12. Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. — М.; Л.: Наука, 1964. — С. 321–322.
  13. Goez Werner. Die Anfänge der historischen Methoden-Reflexion in der italienischen Renaissance und ihre Aufnahme in der Geschichtsschreibung des deutschen Humanismus // Archiv für Kulturgeschichte. — Vol. 56. — Iss. 1. — Köln, 1974. — S. 34.
  14. Goez Werner. Die Anfänge der historischen Methoden-Reflexion in der italienischen Renaissance und ihre Aufnahme in der Geschichtsschreibung des deutschen Humanismus. — S. 32.
  15. Memorabilium omnis aetatis et omnium gentium chronici commentarii Архивная копия от 31 марта 2016 на Wayback Machine // Repertorium Geschichtsquellen des deutschen Mittelalters. — Bayerische Staats Bibliothek, 2012.
  16. Nauclerus, Johannes (1425—1510) Архивная копия от 25 августа 2019 на Wayback Machine // IdRef.
  17. Memorabilium omnis aetatis et omnium gentium chronici commentarii // WorldCat.

Публикации

  • Johannes Nauclerus. Memorabilium omnis aetatis et omnium chronici commentarii, 2 volumes. — Tubingae: Editum Thomae Anshelmi Badensis, 1516.

Литература