Натуральный окрас
Натуральный окрас | |
---|---|
тинктура | |
Класс | нетрадиционные финифти |
Другие названия | |
Латинское | naturalis |
Старофранцузское | nature |
Негеральдическое | природный, естественный |
Монохроматические обозначения | |
Шраффировка | |
Буквенное сокращение | нат.[1][2][3] |
Натура́льный (натуральный окрас, естественный[4], лат. naturalis, старофр. nature) — термин, используемый для отображения геральдических символов в их природных тонах или естественных цветовых вариациях красок и эмалей. Например, для изображений растений и животных как самого герба, так и щитодержателей и/или нашлемников. Не относится к классу геральдических эмалей. В цветной графике обозначается натуральным или естественным цветами[5][6][7]. В монохромной графике передается аббревиатурой — нат., стандартной штриховки не существует. Иногда шраффировка выполняется наложением с левого края изображения штрихов тонкими чёрточками, наподобие зигзагов по форме фигуры, либо с помощью оттенений и тушевки[8], причём независимо от того какая эта краска в цветном варианте.
Натуральный цвет для изображения кожного покрова человека называется телесным.
Получение
Натуральные цвета получают при смешивании пигментов и красок на водяной, масляной, смоляной и/или грунтовой основе, в комбинации которых получают нужный натуральный природный оттенок в создаваемом изображении. Трудно получить натуральные цвета в витражах, фресках и скульптурах без дополнительного окрашивания или глазурирования. В российской геральдике мех горностая намёта гербов в основном изображается натурально.
Особенности
Первоначально геральдические фигуры и символы разделялись на геометрические изразцы и узорные линии с использованием ограниченного числа геральдических фигур, среди которых встречались естественно встречаемые и мифические, а возможно и легендарные, животные. Количество цветов в щите было ограниченным и обуславливалось наличием естественных материалов и краски, к которым относилось: металлическое золото и серебро, украшающие рукояти и клинки холодного колюще-режущего оружия, украшения из мехов животных и основных эмалей (краски) лазурного или синего, зелёного, красного, чёрного цветов и их смесей впоследующем. С развитием общества и делением его по социальным иерархическим признакам, и соответственно этому — знатности и богатству, — отдельные его представители желали выделиться и условными символами семьи, рода и/или власти: создавались знаки отличия. Гербы становились более сложными. В структуре рисованного герба начали использоваться натуральные цветовые гаммы в изображении людей, а также животных (львов, медведей, леопардов, лошадей и т. д.) и растений, кроме включённого ранее боевого оружия или орудий и простых символов индивидуального и наследственно-потомственного труда и профессионализма. Так в геральдике получили отражение телесные, оранжевые и коричневые тона дополнительных цветов. Пурпурный и алый, по сути своей, не является часто встречающимися натуральными геральдическими цветами, однако они стали использоваться как самостоятельные и естественные. Именно в связи с непосредственным и тесным контактом с природой, человек стал отражать в своей геральдической символике естественные цвета и оттенки виденного и привычного.
Средний герб Российской империи (1882–1917)
Королевский герб Греции (1863–1936)
Герб великого герцогства и княжества Познанского.
Герб города Мариямполе (1792)
Герб Сперанских.
Герб Колонии Оранжевой реки (1902)
См. также
Примечания
- ↑ В нашлемнике герба Ивана Тимофеевича Александрова изображён тритон натурального цвета, украшенный на голове и по поясу зелеными морскими травою и листьями, держащий в правой руке золотой циркуль.
- ↑ Натуральный цвет львов в проекте герба рода графов Дмитриевых-Мамонтовых.
- ↑ Натуральный цвет оленей в проекте герба рода дворян Коротневых.
- ↑ Медведев М. Ю. Тинктуры: металлы, финифти, меха. О символике цвета. Геральдическая штриховка и дамасцировка
- ↑ В нашлемнике герба Ивана Тимофеевича Александрова изображён тритон натурального цвета, украшенный на голове и по поясу зелеными морскими травою и листьями, держащий в правой руке золотой циркуль.
- ↑ Натуральный цвет львов в проекте герба рода графов Дмитриевых-Мамонтовых
- ↑ Натуральный цвет оленей в проекте герба рода дворян Коротневых.
- ↑ Peter Greif`s Anatomia Heraldicæ
Литература
- Luigi Volpicella, Dizionario del linguaggio araldico italiano, Udine, Gaspari, 2008 [concluso negli anni 1940], p. 91. La definizione di «bizzarria» è tratta da Goffredo di Crollalanza, voce Al naturale, in Enciclopedia araldico-cavalleresca: prontuario nobiliare, Pisa, 1876—1877, p. 28 (итал.)
- Antonio Manno (a cura di), Vocabolario araldico ufficiale, Consulta araldica, Roma, Civelli, 1907, SBN IT\ICCU\RAV\0786864 (итал.)
- Luigi Volpicella, Dizionario del linguaggio araldico italiano, a cura di Girolamo Marcello del Majno, presentazioni di Luigi Michelini di San Martino et al., disegni dell’autore, Udine, Paolo Gaspari, 2008 [concluso negli anni 1940], pp. 224—225, ISBN 88-7541-123-9, SBN IT\ICCU\MIL\0767647 (итал.)
- Alexander Bird, Emma Tobin. Natural Kinds // The Stanford Encyclopedia of Philosophy / Edward N. Zalta. — Metaphysics Research Lab, Stanford University, 2018 (англ.)