Натуральный окрас

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Натуральный окрас
тинктура
Класс нетрадиционные финифти
Другие названия
Латинское naturalis
Старофранцузское nature
Негеральдическое природный, естественный
Монохроматические обозначения
Шраффировка Натуральный (геральдика).svg
Буквенное сокращение нат.[1][2][3]

Натура́льный (натуральный окрас, естественный[4], лат. naturalis, старофр. nature) — термин, используемый для отображения геральдических символов в их природных тонах или естественных цветовых вариациях красок и эмалей. Например, для изображений растений и животных как самого герба, так и щитодержателей и/или нашлемников. Не относится к классу геральдических эмалей. В цветной графике обозначается натуральным или естественным цветами[5][6][7]. В монохромной графике передается аббревиатуройнат., стандартной штриховки не существует. Иногда шраффировка выполняется наложением с левого края изображения штрихов тонкими чёрточками, наподобие зигзагов по форме фигуры, либо с помощью оттенений и тушевки[8], причём независимо от того какая эта краска в цветном варианте.

Натуральный цвет для изображения кожного покрова человека называется телесным.

Получение

Натуральные цвета получают при смешивании пигментов и красок на водяной, масляной, смоляной и/или грунтовой основе, в комбинации которых получают нужный натуральный природный оттенок в создаваемом изображении. Трудно получить натуральные цвета в витражах, фресках и скульптурах без дополнительного окрашивания или глазурирования. В российской геральдике мех горностая намёта гербов в основном изображается натурально.

Особенности

Первоначально геральдические фигуры и символы разделялись на геометрические изразцы и узорные линии с использованием ограниченного числа геральдических фигур, среди которых встречались естественно встречаемые и мифические, а возможно и легендарные, животные. Количество цветов в щите было ограниченным и обуславливалось наличием естественных материалов и краски, к которым относилось: металлическое золото и серебро, украшающие рукояти и клинки холодного колюще-режущего оружия, украшения из мехов животных и основных эмалей (краски) лазурного или синего, зелёного, красного, чёрного цветов и их смесей впоследующем. С развитием общества и делением его по социальным иерархическим признакам, и соответственно этому — знатности и богатству, — отдельные его представители желали выделиться и условными символами семьи, рода и/или власти: создавались знаки отличия. Гербы становились более сложными. В структуре рисованного герба начали использоваться натуральные цветовые гаммы в изображении людей, а также животных (львов, медведей, леопардов, лошадей и т. д.) и растений, кроме включённого ранее боевого оружия или орудий и простых символов индивидуального и наследственно-потомственного труда и профессионализма. Так в геральдике получили отражение телесные, оранжевые и коричневые тона дополнительных цветов. Пурпурный и алый, по сути своей, не является часто встречающимися натуральными геральдическими цветами, однако они стали использоваться как самостоятельные и естественные. Именно в связи с непосредственным и тесным контактом с природой, человек стал отражать в своей геральдической символике естественные цвета и оттенки виденного и привычного.

См. также

Примечания

  1. В нашлемнике герба Ивана Тимофеевича Александрова изображён тритон натурального цвета, украшенный на голове и по поясу зелеными морскими травою и листьями, держащий в правой руке золотой циркуль.
  2. Натуральный цвет львов в проекте герба рода графов Дмитриевых-Мамонтовых.
  3. Натуральный цвет оленей в проекте герба рода дворян Коротневых.
  4. Медведев М. Ю. Тинктуры: металлы, финифти, меха. О символике цвета. Геральдическая штриховка и дамасцировка
  5. В нашлемнике герба Ивана Тимофеевича Александрова изображён тритон натурального цвета, украшенный на голове и по поясу зелеными морскими травою и листьями, держащий в правой руке золотой циркуль.
  6. Натуральный цвет львов в проекте герба рода графов Дмитриевых-Мамонтовых
  7. Натуральный цвет оленей в проекте герба рода дворян Коротневых.
  8. Peter Greif`s Anatomia Heraldicæ

Литература

  • Luigi Volpicella, Dizionario del linguaggio araldico italiano, Udine, Gaspari, 2008 [concluso negli anni 1940], p. 91. La definizione di «bizzarria» è tratta da Goffredo di Crollalanza, voce Al naturale, in Enciclopedia araldico-cavalleresca: prontuario nobiliare, Pisa, 1876—1877, p. 28 (итал.)
  • Antonio Manno (a cura di), Vocabolario araldico ufficiale, Consulta araldica, Roma, Civelli, 1907, SBN IT\ICCU\RAV\0786864 (итал.)
  • Luigi Volpicella, Dizionario del linguaggio araldico italiano, a cura di Girolamo Marcello del Majno, presentazioni di Luigi Michelini di San Martino et al., disegni dell’autore, Udine, Paolo Gaspari, 2008 [concluso negli anni 1940], pp. 224—225, ISBN 88-7541-123-9, SBN IT\ICCU\MIL\0767647 (итал.)
  • Alexander Bird, Emma Tobin. Natural Kinds // The Stanford Encyclopedia of Philosophy / Edward N. Zalta. — Metaphysics Research Lab, Stanford University, 2018 (англ.)