Насир Хосров

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Насир Хосров
перс. ناصر خسرو قبادیانی
Насир Хосров на почтовой марке Таджикистана, 2003 г.Насир Хосров на почтовой марке Таджикистана, 2003 г.
Имя при рождении Абу Муин Насир Хосров аль-Кубадияни аль-Марвази
Дата рождения 1004(1004)
Место рождения Кабодиён, Хорасан, Газневидское государство (совр. Таджикистан)
Дата смерти 1088(1088)
Место смерти Ямган, Хорасан, Гуридский султанат (совр. Афганистан)
Гражданство Газневидское государство
Гуридский султанат
Род деятельности пир, поэт, богослов, философ, учёный, путешественник, миссионер
Направление суфийская поэзия, исмаилитский учёный
Язык произведений персидский

Наси́р Хосрóв (перс. ناصر خسرو‎; Кабодиён, 1004 — Ямган, 1088) — персидский[1][2] поэт, философ, исмаилитский учёный[3][4], путешественник и один из величайших писателей в персидской литературе.

Биография

Его полное имя: Абу́ Муи́н Наси́р Хосро́в аль-Кубадияни́ аль-Марвази́[5] (перс. ابومعین ناصر خسرو قبادیانی مروزى‎). Родился в Кубадияне, посёлке на территории современного Таджикистана. Жил в Балхе и Газне при дворе газневидских султанов. После сельджукского завоевания жил в Мерве. Свои путешествия от Магриба до Индии описал в Сафар-наме (перс. سفرنامه‎). В Египте был обращён в исмаилизм и стал проповедником этого учения у себя на родине. Суннитский фанатизм в конце концов вынудил его бежать. После скитаний с места на место он нашёл убежище в Ямгане (около 1060 г. н. э.) в горах Бадахшана, где провёл последние десятилетия своей жизни отшельником, собрав значительное число преданных последователей, которые передали его учение последующим поколениям[6]. Народы Бадахшана до сих пор считают его своим пиром.

Считается основоположником жанра религиозно-философской касыда. По оценке английского востоковеда Эдварда Брауна, «Насир Хосров был не только поэтом-новатором и творцом, но и по учёности и смелости мысли, презрению к лицемерам и льстецам, а также свободомыслию он превосходил всех иранских поэтов».

Насир Хосров при разработке и обосновании своего учения, часто вступал в страстную полемику с представителями различных философских и религиозных течений и школ.

Творчество

Диван Насира Хосрова

Составил свод исмаилитской философии «Пу­те­вой при­пас пут­ни­ков»[fa] (زادالمسافرین) и ряд философских трактатов: «Свод двух муд­ро­стей»[fa] (جامع‌الحکمتین), «Лик веры»[fa] (وجه دین), «Книга света» (روشنایی‌نامه), «Книга счастья» (سعادت‌نامه), «Тра­пе­за брать­ев» (خوان‌الاخوان), «Рас­кры­тие и ос­во­бо­ж­де­ние»[fa] (گشایش و رهایش) и др.

Ему принадлежит также «Диван»[fa] (собрание стихотворений, около 11 тысяч бейтов). Из его творчества сохранилось около ста бейтов.

См. также

Примечания

  1. Nasir-i Khusraw / Nanji, Azim[en] // Encyclopaedia of Islam. 2 ed : [англ.] : in 12 vol. / edited by C. E. Bosworth; E. van Donzel; W.P. Heinrichs & Ch. Pellat. Assisted by F.Th. Dijkema (pp. 1-384), P.J. Bearman (pp. 385-1058) and S. Nurit. — Leiden : E.J. Brill, 1993. — Vol. 7. — P. 1006. (платн.)
  2. Корнеева Т. Г. Знание в философии На̄с̣ира Хусрава // История философии. — М.: Институт философии РАН, 2018. — Т. 23, № 2. — С. 44—55. — ISSN 2074-5869.
  3. G.E. Tetley (27 October 2008). The Ghaznavid and Seljuk Turks: Poetry as a Source for Iranian History. Routledge. pp. 18.
  4. «BADAḴŠĀN – Encyclopaedia Iranica».
  5. Сурков, А. А. Краткая литературная энциклопедия. — Советская энциклопедия, 1962. — Т. 5. — С. 125.
  6. Nāsir Khosrau // Encyclopædia Britannica. — 11th ed. — Cambr.: Cambridge University Press, 1910–1911. — Vol. 19. — P. 248.

Библиография

  • Насир-и Хусрау. Сафар-наме. Книга путешествия / Пер. и вступ. статья Е. Бертельса; под общ. ред. В. Гордлевского и И. Крачковского. — М.—Л.: Academia, 1933. — 212 с. — (Восточные литературы). — 5300 экз.
  • Носир Хисрав. Избранное / Пер. А. Адалис [и др.]; сост., коммент. и ред. И. Брагинского; вступ. статья Л. Бузург-Зода. — Сталинобад: Государственное издательство Таджикской ССР, 1949. — 232 с. — (Классики таджикской литературы).
    • 2-е изд. — Сталинобад: Государственное издательство Таджикской ССР, 1954. — 200 с.
  • Насир Хосров. Лирика / Сост. и вступ. статья И. Брагинского. — М.: Художественная литература, 1979. — 176 с.

Литература

  • Корнеева Т.Г. Насир Хусрав и его философские взгляды / отв. ред. А.В. Смирнов, Н.Ю. Чалисова. — М.: ООО «Садра», 2021. — 224 с. —(Философская мысль исламского мира: Исследования. Т. 13). ISBN 978-5-907041-51-6.
  • Ашуров Г. А. Философские взгляды Носири Хусрава: (на основе анализа трактата «Зад-ал-мусафирин») / Под ред. М. Раджабова. — Душанбе: Дониш, 1965. — 113 с.
  • Бертельс А. Е. Насир-и Хосров и исмаилизм. — М.: Издательство восточной литературы, 1959. — 290 с.
  • Хансбергер Э. К. Насир Хусрав — рубин Бадахшана: Портрет персидского поэта, путешественника, философа / Пер. с англ. Л. Р. Додыхудоевой. — М.: Ладомир, 2005. — 288 с. — ISBN 5-86218-389-1.
  • Корнеева Т.Г. Триада "Слово-Разум-Душа" в философии Насира Хусрава // Ишрак: ежегодник исламской философии. 2017. № 8. М.: Наука-Вост. лит., ООО "Садра"2017. С. 151-168.
  • Корнеева Т.Г. Душа в философии Насира Хусрава // Ишрак: ежегодник исламской философии: 2019. № 9. = Israq: Islamic Philosophy Yearbook: 2019. № 9. М.: ООО «Садра», 2019. С. 349-365.
  • Корнеева Т.Г. Знание в философии Насира Хусрава // История философии. 2018. Т. 23. № 2. С. 44–55.

Ссылки