Нарусэ, Микио

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Микио Нарусэ
成瀬巳喜男
Mikio Naruse cropped.jpg
Дата рождения 20 августа 1905(1905-08-20)
Место рождения Токио, Япония
Дата смерти 2 июля 1969(1969-07-02) (63 года)
Место смерти Токио, Япония
Гражданство  Япония
Профессия кинорежиссёр
Карьера 1930—1967

Микио Нарусэ (яп. 成瀬 巳喜男 Нарусэ Микио, 20 августа 1905, Токио2 июля 1969, там же) — японский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, снявший 89 фильмов в период с окончания эры немого кино (1930) до шестидесятых годов (1967). Его современниками были Ясудзиро Одзу и Кэндзи Мидзогути. Все трое считаются наиболее выдающимися японскими режиссёрами своего времени, правда, работы Нарусэ остаются сравнительно мало известными за пределами Японии.

Нарусэ свойственно наполнение своих фильмов безрадостным, пессимистическим мироощущением. Он снимал преимущественно сёмин-гэки (драмы о жизни рабочего класса) с главными женскими образами, роли которых исполняли такие актрисы, как Хидэко Такаминэ, Кинуё Танака и Сэцуко Хара. Из-за его концентрации на семейных отношениях и пересечении традиционной и современной японских культур, его фильмы часто сравнивают с работами Одзу.

Акира Куросава сравнивал стиль Нарусэ с «огромной рекой: тихой на поверхности, но неистовой в своих глубинах».

Биография

Микио Нарусэ родился в Токио в 1905 году. Много лет он работал в компании Сётику под руководством Сидо Кидо управляющим недвижимостью, а позже — помощником режиссёра. Ему не удавалось получить разрешение самому снять фильм вплоть до 1930 года, когда он закончил работу над своим дебютным проектом «Супружеская пикировка» (Chanbara fūfū).

К примечательным ранним работам Нарусэ относится фильм «Маленький человек, старайся!» (Koshiben gambare, 1931), в котором он объединил мелодраму с фарсом, пытаясь выполнить требования студии Каматы. В 1933 он ушёл из Сётику и стал работать в Фотохимической лаборатории, позже известной как студия Тохо.

В Тохо на протяжении 1930-х годов ему удалось достичь одновременно и признания критиков, и коммерческого успеха, кульминацией чего стал первый большой фильм Нарусэ «Жена! Будь как роза!» (Tsuma yo Bara no Yo ni, 1935). Фильм выиграл премию Кинэма Дзюнпо и стал первым японским фильмом, выпущенным в прокат в США, где он не имел успеха. Фильм рассказывает о молодой женщине, отец которой много лет назад бросил семью ради гейши. Как часто бывает в фильмах Нарусэ, образ «другой женщины» сделан тонко и сочувственно: впоследствии, когда дочь навещает отца в далёкой горной деревне, оказывается, что вторая жена гораздо больше подходит ему, чем первая. Дочь уводит отца с собой, чтобы уладить вопрос со своим собственным браком, но его встреча с первой женой — мрачной поэтессой — оборачивается полной неудачей: между ними нет ничего общего, после чего отец возвращается ко второй жене.

В военные годы Нарусэ прошёл через разрыв отношений со своей женой Сатико Киба, сыгравшей главную роль в фильме «Жена! Будь как роза!». Нарусэ впоследствии упоминал, что из-за этих событий у него начался период длительного спада. Послевоенный период принёс ему больше совместной работы, когда он начал ставить фильмы по чужим сценариям. К выдающимся успехам этого периода можно отнести такие фильмы, как «Мать» (Okasan, 1952, премия Голубая лента лучшему режиссёру), реалистичный взгляд на семейную жизнь в послевоенный период, который был выпущен во французский прокат, и фильм 1955 года «Плывущие облака» (Ukigomo, премия Голубая лента за лучший фильм), история обречённой любви, снятая, как и многие другие фильмы Нарусэ, по роману Фумико Хаяси.

Фильм «Когда женщина поднимается по лестнице» (Onna ga kaidan o agaru, 1960) рассказывает историю стареющей хозяйки бара, пытающейся приспособиться к современной жизни. Фильм примечателен почти полным отсутствием крупных планов и натурных сцен. Фильм «Размётанные облака» (Miidaregumo, 1967), ставший последним для Нарусэ, считается одной из величайших его работ. Это история обречённой любви между вдовой и водителем, который случайно убил её мужа. Фильм был снят за 2 года до смерти режиссёра.

Характеристика

Нарусэ присуща детальная иллюстрация японской концепции моно-но аварэ, очарования вещей, и лёгкой грусти из-за их мимолётности.

В фильмах Нарусэ обычно довольно простые сценарии с минимальным количеством диалогов, ненавязчивая операторская работа и неброская художественная постановка. Ранним фильмам Нарусэ свойственен более экспериментальный, экспрессионистский стиль, однако более известен стиль его поздних работ: умышленно медленный и неторопливый, с нарочито преувеличенным драматизмом ежедневных испытаний обычных японских людей и максимальной свободой действий, предоставляемой актёрам для изображения тонких психологических нюансов в каждом взгляде, жесте, движении.

Также известна экономность Нарусэ. Он часто использовал технические приёмы, избегаемые другими режиссёрами, но позволяющие сохранить деньги и время, требуемое на производство фильма. Например, отдельно снимал актёров, произносящих свои диалоги, а затем соединял их в хронологическим порядке при монтаже (это позволяло сократить расход плёнки, требуемой на съёмку каждого дубля и снять всю сцену диалога одной камерой). Наверно, неслучайно, деньги — главная тема во многих фильмах Нарусэ, в чём, вероятно, отражается его собственный детский опыт нищенской жизни. Особенно острой темой в его фильмах являются семейные финансовые проблемы, как в фильме «Косметика Гиндзы» (1951), где главной героине в итоге приходится содержать всех своих родственников, работая в баре, или «Сердце жены» (1956), где пара лишается банковского кредита из-за мошенничества со стороны родственников.

Фильмография

Фильмография Микио Нарусэ
Год Оригинальное название Название на ромадзи Название на русском Примечания
Немые фильмы 1930-х
1930 チャンバラ夫婦 Chambara fufu Воинственные супруги первый фильм Нарусэ; утерян
純情 Junjo Чистая любовь утерян
不景気時代 Fukeiki jidai Тяжёлые времена утерян
愛は力だ Ai ha chikara da Любовь — это сила утерян
押切新婚記 Oshikiri shinkonki Отчёт о бесстыдных новобрачных утерян
1931 ねえ興奮しちゃいやよ Nee kofun shicha iya yo Только не волнуйся утерян
二階の悲鳴 Nikai no himei Крики со второго этажа утерян
腰弁頑張れ Koshiben gambare Маленький человек, старайся! к/м; самый ранний из сохранившихся фильмов Нарусэ
浮気は汽車に乗って Uwaki wa kisha ni notte Непостоянство садится в поезд утерян
髭の力 Hige no chikara Сила усов утерян
隣の屋根の下 Tonare no yani no shita Под крышей соседей утерян
1932 女は袂を御用心 Onna wa tamoto o goyojin Дамы, берегитесь своих рукавов утерян
青空に泣く Aozora ni naku Взывая к синим небесам утерян
偉くなれ Eraku nare Будь велик! утерян
チョコレートガール Chokoreito garu Шоколадная девушка утерян
生さぬ仲 Nasanu naka Не кровное родство
菓子のある東京風景 Kashi no aru Tokyo no fûkei Пейзаж Токио с тортом к/м рекламный фильм; утерян
蝕める春 Mushibameru haru Траченная молью весна утерян
1933 君と別れて Kimi to wakarete С тобой мы в разлуке
夜ごとの夢 Yogoto no yume Еженощные сны
僕の丸髷 Boku no marumage Причёска замужней женщины утерян
双眸 Sobo Два глаза утерян
謹賀新年 Kingashinnen С Новым годом! утерян
1934 限りなき舗道 Kagirinaki hodo Улица без конца последний немой фильм Нарусэ
Звуковые фильмы 1930-х
1935 乙女ごころ三人姉妹 Otome-gokoro — Sannin-shimai Три сестры, чистые в своих помыслах
女優と詩人 Joyu to shijin Актриса и поэт
妻よ薔薇のやうに Tsuma yo bara no yo ni Жена! Будь как роза!
サーカス五人組 Saakasu goningumi Пять человек в цирке
噂の娘 Uwase no musume Девушка, о которой сплетничают
1936 桃中軒雲右衛門 Tochuken Kumoemon Тотюкэн Кумоэмон
君と行く路 Kimi to yuku michi Дорога, по которой я путешествую с тобой
朝の並木路 Asa no namikimichi Утренняя аллея
1937 女人哀愁 Nyonin aishu Женские печали
雪崩 Nadare Лавина
禍福 前篇 Kafuku zempen Изучая по опыту. Часть I
禍福 後篇 Kafuku kôhen Изучая по опыту. Часть II
1938 鶴八鶴次郎 Tsuruhachi Tsurujiro Цурухати и Цурудзиро
1939 はたらく一家 Hatarakku ikka Вся семья работает
まごころ Magokoro Искренность
Фильмы 1940-х
1940 旅役者 Tabi yakusha Бродячие актёры
1941 なつかしの顔 Natsukashi no kao Лицо из прошлого
上海の月 Shanhai no tsuki Шанхайская луна сохранился не полностью
秀子の車掌さん Hideki no Shasho-San Хидэко, кондукторша автобуса
1942 母は死なず Haha wa shinazu Мама не умрёт
1943 歌行燈 Uta andon Песенный фонарь
1944 楽しき哉人生 Tanoshiki kana jinsei Эта счастливая жизнь
芝居道 Shibaido Путь драмы
1945 勝利の日まで Shori no hi made До дня победы утерян
三十三間堂通し矢物語 Sanjusangendo toshiya monogatari История лучников Сандзюсангэн-до
1946 浦島太郎の後裔 Urashima Taro no koei Потомки Таро Урасимы
俺もお前も Ore mo omae mo И ты, и я
1947 別れも愉し Wakare mo tanoshi Даже расставание приятно Часть киносборника «Четыре любовных истории» (四つの恋の物語, Yottsu no kai no monogatari)
春のめざめ Haru no mezame Весна пробуждается
1949 不良少女 Furyo shojo Девочка-преступница утерян
Фильмы 1950-х
1950 石中先生行状記 Ishinaka Sensei gyojoki Донос на профессора Исинаку
怒りの街 Ikari no machi Злая улица
白い野獣 Shiroi yaju Белый зверь
薔薇合戦 Bara gessen Битва роз
1951 銀座化粧 Ginza gesho Косметика Гиндзы
舞姫 Maihime Танцовщица
めし Meshi Еда
1952 お国と五平 Okuni to Gohei Окуни и Гохэй
おかあさん Okasan Мать
稲妻 Inazuma Молния
1953 夫婦 Fufu Супруги
Tsuma Жена
あにいもうと Ani Imoto Брат и сестра
1954 山の音 Yama no oto Стон горы
晩菊 Bangiku Поздние хризантемы
1955 浮雲 Ukigumo Плывущие облака
くちづけ Kuchizuke Поцелуй Часть киносборника «По-женски» (Onna Doshi)
1956 驟雨 Shūu Внезапный дождь
妻の心 Tsuma no kokoro Сердце жены
流れる Nagareru По течению
1957 あらくれ Arakure Неугомонная
1958 杏っ子 Anzukko Андзукко
鰯雲 Iwashigumo Перисто-кучевые облака цветной
1959 コタンの口笛 Kotan no kuchibue Свист в Котане цветной
Фильмы 1960-х
1960 女が階段を上る時 Onna ga kaidan o agaru toki Когда женщина поднимается по лестнице
娘・妻・母 Musume tsuma haha Дочь, жена и мать цветной
夜の流れ Yoru no nagare Ночной поток цветной; совместно с Юдзо Кавасимой
秋立ちぬ Aki tachinu Приближение осени
1961 妻として女として Tsuma toshite onna toshite Как жена, как женщина цветной
1962 女の座 Onna no za Место женщины
放浪記 Hourou-ki Записки странницы
1963 女の歴史 Onna no rekishi Жизнь женщины
1964 乱れる Midareru Смятение
1966 女の中にいる他人 Onna no naka ni iru tanin Незнакомец внутри женщины
ひき逃げ Hikinige Сбитый автомобилем
1967 乱れ雲 Midaregumo Размётанные облака цветной; последний фильм Нарусэ

Литература

  • Russell C. The Cinema of Naruse Mikio: Women and Japanese Modernity : [англ.]. — Duke University Press, 2008. — 488 p. — ISBN 978-0-8223-4290-8.

Ссылки