Нартов, Андрей Константинович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Андрей Константинович Нартов
Портрет А.К. Нартова. Неизвестный художник середины XVIII в. На основе прижизненного портрета работы И.Н. Никитина. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)Портрет А.К. Нартова. Неизвестный художник середины XVIII в. На основе прижизненного портрета работы И.Н. Никитина. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Место рождения Москва, Русское царство
Место смерти Санкт-Петербург, Российская империя
Страна Русское царство, Российская империя
Научная сфера Механика, станкостроение.

Андре́й Константи́нович На́ртов (1723—1756) — русский учёный, механик и скульптор, статский советник, член Академии наук (1723—1756), изобретатель токарно-винторезного станка с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колёс[1]. Был владельцем усадьбы Жерновка.

Биография

Андрей Константинович Нартов родился в Москве 28 марта (7 апреля1693 года. Точное происхождение его неизвестно. Предполагается, что он был из посадских людей.

При Петре I

С 1709 года работал токарем в Московской школе математических и навигацких наук. В 1712 году Пётр I вызвал его в Петербург, где определил, как высококвалифицированного токаря, в собственную дворцовую «токарню». В это время Нартов разработал и построил ряд механизированных станков для копирования барельефов и произведений прикладного искусства. Около 1718 года царь послал Нартова в путешествие в Пруссию, Голландию, Францию и Англию для совершенствования в токарном искусстве и «приобретения знаний в механике и математике», а по возвращении из-за границы поручил ему заведовать своей токарней, которую тот вскоре расширил и пополнил новыми машинами, вывезенными и выписанными им из-за границы. Отношения Нартова с Петром Первым были очень близкими: токарня была рядом с царскими покоями и часто служила царю кабинетом.

В марте 1719 года Нартов написал из Лондона Петру письмо, где говорилось следующее:

«…Здесь таких токарных мастеров, которые превзошли российских мастеров, не нашел; и чертежи махинам, которые ваше царское величество приказал здесь сделать, я мастерам казал и оные сделать по ним не могут»[2].

Нартов посетил также Париж, и президент Французской академии наук писал Петру о нём «в чрезвычайно лестных выражениях»[3].

Станок токарно-копировальный медальерный и гильошинный работы А. К. Нартова. Придворная токарная мастерская (токарня) Петра I. 1721 год. Государственный Эрмитаж

Нартов разработал конструкцию и создал первый в мире токарно-винторезный станок с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колёс (1717 год). Впоследствии это изобретение было забыто, и токарно-винторезный станок с механическим суппортом и гитарой сменных зубчатых колёс был заново изобретён около 1800 года британцем Генри Модсли.

Нартов занимался не только усовершенствованием станков и токарным делом, но и более широким кругом технических вопросов. В частности, Петр поручил Нартову «придумать механические способы, как бы легче и прямее колоть камень» для Кронштадтского канала, а также «каким образом отворять и запирать слюзные ворота на этом канале». В 1722 году Нартов построил станок для сверления фонтанных труб, прокладываемых в Петергофе (ныне Петродворец), а в 1723 году закончил изготовление еще двух станков. Еще с 1717 года Нартов начал заниматься подготовкой механиков и токарей. Среди его учеников выделялся способностями Степан Яковлев[4].

В 1723 году Нартову было поручено изготовление отдельных частей «Триумфального столпа» в честь победы России в Северной войне, начатого в 1721 году по проекту Б. К. Растрелли, изготовившего восковые модели рельефов.[5] В связи со смертью Петра I работа над Триумфальным столпом не была завершена, его наследники потеряли интерес к памятнику и он так и не был закончен. В настоящее время модель Триумфального столпа хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.[6]

В 1724 году Нартов представил Петру проект учреждения Академии художеств.

После Петра I

После смерти Петра I Нартов был отстранён от двора. В 1726 году он был именным указом направлен в Москву на московский монетный двор, который в то время находился в чрезвычайно запущенном состоянии и где отсутствовало элементарное оборудование. Нартову удалось наладить технику монетного дела. В 1733 году он также создал механизм для подъёма Царь-колокола.

В 1735 году Нартов был вызван из Москвы в Санкт-Петербург в Академию наук и художеств для заведования учениками в «Токарной и Инструментальной палатах». В 1742 году Нартов подал в Сенат жалобу на советника академии Шумахера, с которым у него происходили пререкания по денежному вопросу, а затем добился от императрицы назначения следствия над Шумахером, в результате чего на место Шумахера был определён сам Нартов. Результаты его деятельности в этой должности были неоднозначны: Нартов пытался улучшить финансовое положение академии, навести порядок в её делах, но общего языка с академиками он не нашёл и пробыл в этой должности только полтора года. По утверждению членов академии, он оказался «ничего, кроме токарного художества, не знающим», не знал никаких иностранных языков[7], был «самовластным» администратором: велел опечатать архив академической канцелярии, содержавший учёную переписку академиков, грубо обращался с академиками и, наконец, довёл дело до того, что Ломоносов и другие члены стали просить возвращения Шумахера, который вновь вступил в управление академией в 1744 году, а Нартов перешёл в Артиллерийское ведомство и сосредоточил свою деятельность «на пушечно-артиллерийском деле».

Работая в Артиллерийском ведомстве, Нартов создал новые станки, оригинальные запалы, предложил новые способы отливки пушек, заделки раковин в канале орудия и др. Им был изобретён оригинальный оптический прицел — «…инструмент математический с перспективною зрительною трубкою, с прочими к тому принадлежностями и ватерпасом для скорого наведения из батареи или с грунта земли по показанному месту в цель горизонтально и по олевации»[8]. В литературе широко известна созданная им в 1754 году 44-ствольная «Мортирная батарея Нартова», не принятая на вооружение, но содержащая целый ряд интереснейших конструктивных решений.[9] Значение изобретений Нартова было столь велико, что 2 мая 1746 года был издан указ о его награждении за артиллерийские изобретения пятью тысячами рублей. Кроме этого, ему отписали несколько деревень в Новгородском уезде. В 1754 году Нартов был произведен в генеральский чин статского советника.

Андрей Константинович Нартов скончался 16 (27) апреля 1756 года в Петербурге. После его смерти остались крупные долги, так как он вкладывал много личных средств в научно-технические опыты. Был похоронен в ограде церкви Благовещения на 8-й линии Васильевского острова. В настоящее время его надгробие находится в Александро-Невской Лавре.

Наследие

Ему принадлежат: «Достопамятные повествования и речи Петра Великого» (в «Сыне Отечества» 1819 г. и в «Москвитянине» 1842 г.). В 1885 году были напечатаны в «Русском Архиве» «Рассказы и анекдоты о Петре Великом», из которых многие взяты у Нартова. По словам Н. Г. Устрялова, сообщения Нартова, вообще преувеличивавшего своё значение и роль, ценны в особенности передачей подлинных слов Петра. Л. Н. Майков, напечатавший «Рассказы Нартова о Петре Великом» в «Записках Имп. Академии Наук» (т. LXVII, и отдельно, СПб., 1891), даёт самый полный их сборник (162) и сопровождает исторической критикой, точно определяющей источники, которыми пользовался Нартов, и степень достоверности сообщений. Он делает догадку, что «Повествования» записаны не самим Андреем Константиновичем Нартовым, а его сыном, писателем Андреем Андреевичем Нартовым.

В 1755 году Нартов завершил работу над рукописью «Театрум махинариум, или Ясное зрелище махин» — своеобразной энциклопедией станкостроения, медальерного и токарного искусства 1-й половины XVIII в. Эта книга имеет огромное значение для истории науки и техники; Нартов хотел «объявить её в народ», то есть напечатать и сделать доступной всем токарям, механикам и конструкторам. Труд, над которым Нартов работал с 1737 года, содержал тщательное описание 34 оригинальных токарных, токарно-копировальных и токарно-винторезных станков. Нартов давал подробные чертежи станков, составлял пояснения, разрабатывал кинематические схемы, описывал применявшиеся инструменты и выполненные изделия.

Нартов разработал теоретическое введение, касающееся таких принципиальных вопросов, как необходимость сочетания теории и практики, необходимость предварительного построения моделей станков до их непосредственного изготовления «в натуре», учёт сил трения и т. п. «Театрум Махинарум» был закончен Нартовым незадолго до смерти. После смерти автора его сын собрал все листы рукописи, переплёл и приготовил её для поднесения Екатерине II. Рукопись была передана в придворную библиотеку, где затем пролежала в безвестности почти двести лет: в 1952 году она была обнаружена в Государственной публичной библиотеке имени М. И. Салтыкова-Щедрина и стала предметом научного изучения[10].

Три боковых токарно-копировальных станка, два медальерных и станок для нарезания зубчатых колёс, созданные в период с 1712 по 1729 год Францем Зингером, А. К. Нартовым и другими мастерами «Токарни», и находившиеся в придворной токарной мастерской Петра I, в наши дни (в XX и начале XXI века) экспонируются в Эрмитаже.

Семья

Нартов был дважды женат. От первого брака он имел сына Степана (род.1724 году) и дочерей Анну и Пелагею. Сын — Степан Андреевич — майор артиллерии, умер в 1778 году в городе Риге. От второго брака у А. К. Нартова было шестеро детей: сыновья Андрей и Яков, дочери Мария, Прасковья, Екатерина и Елизавета.

Место захоронения

Изначальное место захоронения Андрея Нартова спустя десятилетия после его смерти затерялось и было найдено в 1950 году во время раскопок возле закрытой в 1936 году Благовещенской церкви на Васильевском острове в Ленинграде. По сообщению ТАСС от 11 сентября была обнаружена плита из красного гранита с высеченной на ней надписью «Здесь погребено тело статского советника Андрея Константиновича Нартова... оказавшего отечеству многие важные услуги по различным государственным департаментам, родившегося в Москве в 1680 году, марта, 28 дня и скончавшегося в Петербурге в 1756 году, апреля, 8 дня»[11].

В том же году останки перезахоронили на Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры рядом с могилой М. В. Ломоносова[12].

Воплощение в кинематографе

Примечания

  1. Загорский Ф. Н. Очерки по истории металлорежущих станков до середины XIX века. — М.Л.: Изд-во АН СССР, 1960. — 282 с. — 2500 экз.
  2. Неподражаемая точность // rusplt.ru.
  3. Шкловский, 1953, с. 169.
  4. «Царёв токарь» Андрей Константинович Нартов // rusdarpa.ru.
  5. Гаврилова Е. И. Ломоносов и основание Академии художеств // Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования. — М.: Наука, 1973. — С. 69
  6. Русское искусство эпохи барокко. Конец XVII — первая половина XVIII века. Эрмитаж. — Каталог выставки. — Л.: Искусство, 1984. — С. 89—103. — № 91—102
  7. Нартов Андрей Константинович // Геннади Г. Н. Справочный словарь о русскихъ писателяхъ и ученыхъ. Т. 3. — М., 1908. — С. 12.
  8. Российские ученые и изобретения, которые потрясли мир. — Многоточка. mnogoto4ka.ru. Дата обращения: 26 января 2019.
  9. Ефимов С. В. Скорострельные артиллерийские орудия первой половины XVIII века в собрании Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. // Военно-исторический журнал. — 2019. — № 2. — С.44—51.
  10. Шкловский, 1953, с. 170.
  11. Найдена могила выдающегося новатора русской техники А. К. Нартова // Советский Сахалин : газета. — 1950. — 13 сентября (№ 217). — С. 2.
  12. Нартов Андрей Константинович. ИСТОРИЯ.РФ. Дата обращения: 14 июня 2020.

Литература

Ссылки