Народный танец

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Народный танец
Пляска.jpg
Йожа Упрка[cs]. Моравский танец
Мексиканский танец
Ансамбль Республики Тыва «Саяны». Тувинский народный танец

Народный танец — фольклорный бытовой танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное. Фольклорный танец — стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом — для зрителя (общества, группы).

Терминология

Термин «народный танец» иногда применяется к танцам, имеющим историческое значение в европейской культуре и истории. Для других культур термины «этнический танец» или «традиционный танец» иногда используются, хотя («традиционный танец») может включать в себя условия церемониального танца[en].

Ёмкую и лаконичную характеристику народным танцам дал Н. В. Гоголь в своих «Петербургских записках 1836 г.»:

Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как теньеровский немец, русский не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность.

Есть целый ряд современных танцев, таких как хип-хоп, которые развиваются спонтанно, но термин «народный танец», как правило, не применяется к ним, вместо него используется термин «уличные танцы». Термин «народный танец» предназначен для танцев, которые в значительной степени связаны с традицией и зародились в те времена, когда существовали различия между танцами «простого народа» и танцами «высшего общества».

Термины «этнический танец» и «традиционный танец» используются, чтобы подчеркнуть культурные корни танца. В этом смысле почти все народные танцы являются этническими.

В народно-сценическом танце профессиональное искусство эстетизирует фольклор, приукрашивает его (а иногда, намеренно огрубляет), в целом, — усложняет, модифицирует. Танцовщики и хореографы стремятся показать своё мастерство, привлечь внимание публики сюжетными сценическими композициями[1]. Для творчества профессиональных ансамблей народного танца характерна сценическая обработка — создание новых художественных произведений на основе традиционных танцев, которые не основываются целиком на фольклорном материале и не являются подлинниками народного искусства[2].

История

Характерные особенности общеславянской культуры начали формироваться в далёком прошлом, это касается песен, танцев, одежды и даже причёски. Первые танцы возникли как проявление эмоциональных впечатлений от окружающего мира. Танцевальные движения развивались также и вследствие имитации движений животных, птиц, а позднее — жестов, отражавшие определённые трудовые процессы (например, некоторые хороводы). Первоначальный танец, как и песня, выполнял магическую роль, поэтому среди календарно-обрядовых танцев сохранилось больше всего архаичных черт.

Танцы народов мира

Русский танец

Русские танцы являются неотъемлемой частью русской национальной культуры.

Известный исследователь фольклора народов России Якоб Штелин в XVIII веке писал[3]:

Во всем государстве среди простого народа издавна существует обычай петь на полях и под пение девушек и женщин танцевать русские танцы. … Во всем танцевальном искусстве Европы не сыскать такого танца, который мог бы превзойти русскую деревенскую пляску, если она исполняется красивой девушкой-подростком или молодой женщиной, и никакой другой национальный танец в мире не сравнится по привлекательности с этой пляской.

Движения в некоторых танцах имитировали движения животных и птиц, в других — отражали трудовые процессы (посев, жатва, ткачество). Первоначальный танец, как и песня, выполнял магическую роль, поэтому в календарно-обрядовых танцах сохранилось много архаичных черт.

Связь русского народного танца с обрядами была характерна для многих хороводов и некоторых видов пляски. Одиночная пляска, перепляс и кадриль не были связаны с обрядами.

Русский народный танец в зависимости от местностях исполняется по-своему. На Севере — степенно, величаво. В Центральной части — то спокойно и лирично, то живо и весело. На Юге — задорно, с удалью. Вместе с тем существуют и общие черты русского народного танца, обусловленные в немалой степени национальным характером народа. Мужской танец отличают необыкновенная жизнерадостность, юмор, размах, уважительное отношение к партнерам. Для женского танца характерны плавность, задушевность, женственность, благородство, несмотря на то, что иногда он исполняется живо и задорно[4].

Украинский танец

Сценический украинский танец в исполнении ПГАТиНМ «Виорика»

Специфика жизни древних восточнославянских племён — древлян, дреговичей, вятичей, северян, волынян, белых хорватов, бужан и других — служили за основу самобытного, оригинального, хореографического искусства украинского народа. Все обряды, магические обращения, заклинания и т. п. напрямую зависели и были органически связаны с земледелием и анималистическим культом.

Танцевальные движения характерны для «Гопака», «Казачка», «Метелицы», составляют основу танцев Центральной Украины, определяют главные национальные черты украинской народной хореографии, если посмотреть украинские хороводы и сюжетные танцы, легко заметить, что среди этих произведений являются одноимённые произведения. Все украинские народные танцы, которые сохранились в художественном быту народа, выполняют под музыкальное сопровождение. Украинский народ создал своё самобытное, оригинальное хореографическое искусство, которое занимает одно из ведущих мест в мировой духовной культуре.

Белорусский танец

На протяжении длительного времени белорусский танец был малоизвестен даже на родине и редко выходил за пределы деревни[5]. В появлении и популяризации белорусских народных танцев на сценических площадках не только Белоруссии, но и за её пределами большая заслуга труппы Игната Буйницкого — талантливого самородка, создавшего в 1907 г. белорусский народный театр, в котором сам Буйницкий принимал участие как режиссёр, актёр и танцор[5]. В концертах исполнялись народные песни, произведения белорусских поэтов и танцы под аккомпанемент традиционной «траістай» музыки — скрипки, цимбал и дуды[5]. В сценической интерпретации народных танцев И. Буйницкий почти не отходил от фольклорной основы[5].

Белорусская национальная хореография сохранила богатое творческое наследие прошлого. Наиболее популярны белорусские народные танцы — «Лявониха», «Крыжачок», «Юрачка», «Полька-Янка», «Чарот», «Таукачыкi», «Чобаты», «Лянок», «Кола», «Бульба», «Ручнікi», «Млынок», «Касцы», «Козачка», «Мяцеліца», «Мікiта», «Дударыкi», «Бычок», «Казыры»[6].

Особенность белорусского танца динамичность и жизнерадостность, эмоциональность и коллективный характер исполнения[6]. В настоящее время белорусский народный танец представлен профессиональными танцевальными коллективами, самые известные из которых — Государственный ансамбль танца Беларуси, ансамбль «Хорошки», «Лявониха».

Народно-сценический танец

Народно-сценический танец — симбиоз профессионального классического, народного бытового танца и самобытных фольклорных источников. В России этот самостоятельный вид хореографической деятельности появился в XX веке после появления ряда ансамблей народного танца.

В СССР часть упражнений народно-сценического танца родились в результате заимствований и переделок тренажа классического танца, один из принципов которой – отточенные движения, предельно вытянутые ноги[7].

См. также

Примечания

  1. Афанасьева А. Б. «Диалог культур» в музыкально-хореографическом фольклоре: История и современность, социокультурные и педагогические аспекты // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 1 (42) 2016 — С. 93
  2. Афанасьева А. Б. Традиционный танцевальный фольклор современной русской деревни (на материале Северо-Западной зоны РСФСР) — Ленинград, 1984
  3. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века / Под ред. Б. И. Загурского. — Л.: Муз. издат., 1935. — 175 с. — С.55, 150
  4. Бакланова, Стрельцова, 2000, с. 339–359.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Алексютович, 1978, с. 6.
  6. 6,0 6,1 Алексютович, 1978, с. 26.
  7. Карпенко В. Н., Карпенко И. А. Народно-сценический танец и методика его преподавания – Белгород: Изд-во БГИКИ, 2011

Литература

Ссылки