Нанга (школа живописи)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Голубой и зелёный пейзаж, Тани Бунтё, 1822

Нанга (яп. 南画, «южная живопись»), также известна как бундзинга (яп. 文人画, «живопись учёных») — крупная японская школа живописи тушью и водяными красками на шёлке, пик расцвета которой пришёлся на конец периода Эдо; она была популярна среди художников, считавших себя интеллектуалами. Название «нанга» — это сокращение слова «нансюга» (яп. 南宗画), отсылающего к китайской «южной школе»[en] живописи. Характерной особенностью нанга является восхищение китайской культурой учёных мужей[1]. Источником вдохновения для школы нанга была монохромная живопись, обычно исполненная чёрной тушью, иногда с добавлением небольшого количества цвета, почти всегда изображавшая пейзажи или другие традиционные сюжеты.

История

Китайская живопись интеллектуалов ставила своей целью не натуралистичное изображение природы, а выражение чувств художника[1], однако в то же время, художник не должен был показывать своей привязанности к картине, он, как интеллектуал, с холодной отрешённостью должен был стоять выше глубокой заботы о своей работе. Вэньжэньхуа как направление в живописи было порождением интеллектуальной мысли, объединив все основные традиционные виды искусства учёных — живопись, каллиграфию и поэзию.

Из-за политики самоизоляции сакоку периода Эдо Япония была почти полностью отрезана от внешнего мира; контакты с Китаем продолжались, но были сильно ограничены. Среди небольшого количества образцов китайского искусства, проникавших в Японию, большинство представляло собой ксилогравюры, картины и работы китайских мастеров, временно живших в Нагасаки[1]. Ввиду ограниченности импорта японские художники зачастую получали не вполне адекватное представление о живописи вэньжэньхуа, включая в свои произведения чуждый для китайских интеллектуалов жанр цветы и птицы[1]. Сюжеты картин школы бундзинга были почти всегда чисто китайскими, важную роль играли не только изображения, но и каллиграфически выполненные надписи. Даже после открытия Японии миру, после которого художники нанга начали включать в свои работы техники западной живописи, предмет изображения оставался скорее китайским; впрочем в период Мэйдзи некоторые мастера бундзинга начали писать людей и экспериментировать с другими нехарактерными для жанра сюжетами[2].

Художественная форма нанга в значительной степени определялась через отрицание идей других крупных художественных школ, таких как Кано и Тоса. Кроме того, из-за наследного характера японской бюрократии сами японские интеллектуалы не входили в круги работавших на государство интеллектуалов-академиков, каковыми были их китайские коллеги[1]. В то время как китайские интеллектуалы были, по большей части, учёными, стремящиеся быть художниками, японские в свою очередь являлись профессионально обученными художниками, которые стремились быть учёными.

В отличие от других художественных школ, у которых имеются основатели, передававшие свой специфический стиль ученикам и последователям, нанга представляла собой скорее непрерывную традицию, в которой мастера влияли на стиль друг друга, но не были связаны формальными правилами[1].

Мастер Куваяма Гёкусю[ja] (1746—1799) был выдающимся теоретиком японской живописи нанга. В своих трёх книгах — Собрание сочинений Гёкусю, 1790, Скромный комментарий о живописи, 1795 и Скромныe речи по вопросам живописи, 1799 — предложил всем современникам, работавшим в жанре нанга, использовать теории и идеалы, высказанные Дун Цичаном, (1555—1636). В своих работах Куваяма смешивал многоцветные пейзажи, характерные для профессиональных художников, и монохромные пейзажи, характерные для школы бундзинга, также он обновил каноны живописи, установленные Дун Цичаном.

Эрнест Феноллоза и Окакура Какудзо, представившие японское искусство на Западе, считали нанга тривиальным и вторичным стилем, ввиду чего до последнего времени западные искусствоведы почти не уделяли внимания этой школе живописи.

«Вершина Фудзи», Томиока Тэссай

В других искусствах

Бундзин-бонсай, можжевельник Сарджента

Существует стиль бонсай, называемый «бундзин» или «бундзинги», представители которого стараются придать растениям форму, изображённую на картинах школы нанга. Характерным примером является дерево с тонким стволом, на котором растёт несколько длинных ветвей с небольшим количеством листвы.

Известные представители

Примечания

Литература