Набережночелнинская агломерация

Материал из энциклопедии Руниверсалис

Набережночелнинская агломерация, также называемая Нижне-Камская (в связи с её географическим расположением в низовьях Камы) — полицентрическая городская агломерация-конурбация, по населению вторая в Республике Татарстан и одна из немногих в России агломераций-миллионеров при городах-немиллионерах.

Располагается на северо-востоке республики, на обоих берегах Камы. Включает в себя 4 города республиканского подчинения (в т. ч. 1 городской округ) и полностью или частично от 7 до 9 муниципальных районов. Население — около 950 тыс. чел..

Развитие агломерации как ядра Камской экономической зоны республики (см. рисунок) закреплено "Схемой территориального планирования Республики Татарстан" (СТП) 2011 года, "Стратегией социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года"[1] (Стратегия-2030) и имеет серьёзные перспективы благодаря относительной молодости населения основных городов, новым производствам в Нижнекамском нефтехимическом и Набережночелнинском автомобилестроительном кластерах и в особой экономической зоне «Алабуга»[2][3].

Состав агломерации

Крупнейшие населённые пункты (более 3 тыс. чел.) в зоне активного развития агломерации (согласно Стратегии-2030):

г. Набережные Челны 548 434[4]
г. Нижнекамск 241 479[4]
г. Елабуга 73 630[4]
г. Менделеевск 22 875[4]
г. Мамадыш 15 726[4]
пгт Камские Поляны 13 910[4]
п. Круглое Поле 3836[4]
с. Бетьки 3182[4]
с. Большое Афанасово 3351[4]
Камская экономическая зона на карте РТ

Согласно Стратегии-2030, к зоне активного развития агломерации относятся:

Название Население
тыс. чел.
Городской округ Набережные Челны 548,4
Елабужский район (кроме северо-запада) 82
Заинский район (север) 2,3
Мамадышский район (юго-восток) 17,1
Менделеевский район (юг и центр) 26,3
Нижнекамский район (север и центр) 270,6
Тукаевский район (центр, запад, север) 28,4
Граховский район (Удмуртия) (юго-восток) 0,8
Вся агломерация: 976

Согласно «Схеме пространственного развития Республики Татарстан»[5], входящей в состав СТП, в перспективе в состав широкой агломерации войдут также:

В «Положении о территориальном планировании», входящем в состав СТП, агломерация имеет три основных центра: Нижнекамск, Набережные Челны, Елабуга. В Положении отмечается, что по мере качественного изменения градообразующих функций трёх центральных городов и усиления связей между ними, агломерация в перспективе, возможно, «расширится в западном, северном и восточном направлениях, в результате чего в состав системы войдут Мамадышская, Агрызская и Актанышская районные системы расселения»[6].

Примечание: Нередко Набережночелнинской агломерацией ошибочно называют Камскую экономическую зону РТ.

Экономика

Основными отраслями территорий агломерации являются: машиностроение, химическая, нефтехимическая, пищевая промышленность, электроэнергетика, промышленность строительных материалов, нефтедобыча. Наиболее крупными производствами являются ОАО «КАМАЗ» (крупнейший[источник не указан 2030 дней] в России и бывшем СССР завод тяжёлых грузовиков и двигателей к ним), ПАО «Нижнекамскнефтехим» (на момент сооружения крупнейший[источник не указан 2030 дней] нефтехимический завод в СССР), ГК «Соллерс», предприятия в особой экономической зоне «Алабуга».

Сооружаются крупнейший в России комбинат нефтепереработки «ТАНЕКО» и второй по величине в России автозавод «Соллерс-Форд» для выпуска полумиллиона машин в год.

Транспорт

Автодороги

Через агломерацию проходят автодороги федерального значения М-7 (Волга) "МоскваКазаньУфа" и примыкающая к ней М-7 (подъезд к Перми) "Елабуга – Ижевск – Пермь". Имеется совмещённый авто- и ж.-д. переход через Каму по плотине ГЭС в г. Наб. Челны и мост через Вятку у г. Мамадыш.

Основные автодороги регионального значения: Наб. Челны – Заинск – Альметьевск, Наб. Челны – Нижнекамск – Чистополь, Наб. Челны – Менделеевск, Наб. Челны – Сарманово – Октябрьский, подъезд к аэропорту.

В зимнее время действует ледовая переправа у с. Соколки, по которой проходит кратчайший путь из Нижнекамска в Казань.

Железные дороги

С севера на юг проходит ж.-д. линия Агрыз – Наб. Челны – Акбаш (линия местами однопутная и неэлектрифицированная). Проложены ж.-д. ветки на Нижнекамск, промзону "Алабуга" и другие ж.-д. ветки промышленных предприятий.

Воздушный транспорт

Между городами Нижнекамск и Наб. Челны расположен международный аэропорт Бегишево.

Водный транспорт

Судоходство по Каме (в т. ч. по Нижнекамскому и Куйбышевскому вдхр.), Вятке. Пристани в г. Наб. Челны, Елабуга, п. Красный Ключ (Нижнекамск), Менделеевск, Мамадыш, Камские Поляны, с. Соколки. Грузовые порты в г. Наб. Челны, с. Нижнее Афанасово (Нижнекамск). Паромная переправа через Каму у с. Соколки.

Примечания

  1. Закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 г. N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года" (.doc). Дата обращения: 4 марта 2018. Архивировано 4 марта 2018 года.
  2. Концепция территориальной экономической политики Республики Татарстан (недоступная ссылка) (недоступная ссылка)
  3. В Заинске обсудили перспективы Набережночелнинской агломерации. Дата обращения: 17 ноября 2009. Архивировано 24 сентября 2015 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 Таблица 5. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов, муниципальных районов, муниципальных округов, городских и сельских поселений, городских населенных пунктов, сельских населенных пунктов с населением 3000 человек и более. Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года. На 1 октября 2021 года. Том 1. Численность и размещения населения (XLSX). Дата обращения: 1 сентября 2022. Архивировано 1 сентября 2022 года.
  5. Схема территориального планирования Республики Татарстан. Схема пространственного развития Республики Татарстан (утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.02.2011г. № 134) Архивная копия от 12 января 2012 на Wayback Machine Архивная копия от 12 января 2012 на Wayback Machine.
  6. Схема территориального планирования Республики Татарстан. Положение о территориальном планировании (утверждено постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.02.2011г. № 134).