Мэй Ланьфан

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мэй Ланьфан
梅蘭芳
Имя при рождении Мэй Лань
Амплуа дань (пекинская опера)

Мэй Ланьфан (кит. трад. 梅蘭芳, упр. 梅兰芳, пиньинь Méi Lánfāng; 22 октября 1894, Пекин, Империя Цин — 8 августа 1961, Пекин, КНР) — китайский актёр, исполнитель ролей женского амплуа «дань» в пекинской опере[1].

Вместе с Шан Сяоюнем, Чэн Яньцю и Сюнь Хуэйшэном Мэй Ланьфан известен как один из Четырех великих дань золотой эры пекинской оперы[1].

Мэй Ланьфан — это сценический псевдоним. Настоящее имя — Мэй Лань (кит. трад. 梅瀾, упр. 梅澜, пиньинь Méi Lán). Второе имя — Ваньхуа (кит. трад. 畹華, упр. 畹华, пиньинь Wǎnhuá).

Биография

Мэй Ланьфан и Чэн Яньцю

Родился 22 октября 1894 года в Пекине в семье выходцев из области Тайчжоу провинции Цзянсу. Несколько поколений предков Мэй Ланьфана играли в постановках пекинской[1] и кунской опер[2]. Среди них был и его дедушка по отцовской линии Мэй Цяолин, прославившийся исполнением женских ролей дань[3] и бывший одним из тринадцати великих актёров поздней Цин. Мэй Цяолин часто выступал в императорском дворце. Дедушка по материнской линии, Ян Луншоу, исполнял роли ушэн (амплуа шэн-военного)[4].

Рано потеряв родителей (отец, Мэй Чжуфэнь, умер 26 лет от роду[4]), остался под опекой дяди Мэй Юйтяня и с 8 лет начал проявлять интерес к актёрской карьере[3]. Первый учитель сначала посчитал, что у мальчика нет актёрских перспектив, поскольку, на его взгляд, у того оказались невыразительные глаза. Многомесячные тренировки помогли Мэй Ланьфану преодолеть эту проблему. Чтобы стать актёром пекинской оперы, необходимо было заниматься с утра до вечера, изучать песенное искусство, кун-фу и акробатику под строгим руководством учителей (в школе пекинской оперы практиковалась порка учеников, не исключены были и смертельные исходы)[5].

В десять лет дебютировал в спектакле «Супружеская пара богини и земледельца». В 14 лет присоединился к театральной труппе Силяньчэн (позднее переименованной в Фуляньчэн)[1].

В 1910 году женился на Ван Минхуа: ему было 16, ей — 18. От этого брака родились сын и дочь, которые впоследствии скончались в детском возрасте. Ван Минхуа сделала операцию по стерилизации и не могла больше иметь детей. Она также умерла молодой[6] (в 1929 году от туберкулёза[7]).

Благодаря прекрасному владению основными компонентами китайской оперы — пением, танцем и исполнительским мастерством[5] — в 1911 году был назван третьим среди лучших актёров в Пекине[1].

Девятнадцати лет, в 1913 году, со спектаклем «Куртизанка Юй Танчунь» отправился в Шанхай, где добился большого успеха[1]. Его стали называть лучшим исполнителем женских ролей пекинской оперы в мире, даже стали выпускать сигареты, названные его именем[5]. В ходу была поговорка: «Если хочешь жениться, жена должна быть похожа на Мэй Ланьфана; если хочешь завести сына, он должен быть похож на Чжоу Синьфана»[1]. Такое внимание смущало актёра[4].

В 1914 году были новые гастроли в Шанхае[4], а в 1918 году Мэй Ланьфан на какое-то время переехал жить в этот город[1]. Здесь он попробовал писать оперы на актуальные темы: коррупция, вмешательство империалистических держав в жизнь Китая, место женщины в обществе. Несмотря на то, что публика благодарно встретила новые темы в традиционном виде искусства, сам Мэй Ланьфан пришёл к выводу, что это нелепое сочетание, и вернулся к классическим сюжетам[5].

Мэй Ланьфан в Японии (1919 год)

В 1919 году прошли зарубежные гастроли в Японии. Здесь он выступал в Императорском театре  (яп.) в Токио[4]. Через пять лет, в 1924 году, снова поехал в Японию, чтобы участвовать в благотворительном концерте в поддержку пострадавших от одного из самых разрушительных в истории страны землетрясений[3].

Оставаясь в браке с Ван Минхуа, в 1921 году вступил во второй брак с Фу Чжифан, от которого родилось девять детей[6].

Ци Жушань и Мэй Ланьфан

В 1922 году основал собственную театральную труппу Чэнхуа. Начал включать в постановки новые приёмы игры: дань-дева, дань-кокетка, дань-воительница. Также начал экспериментировать с декорациями, гримом, головными уборами и костюмом[1]. Для написания новых пьес зачастую привлекал сразу по несколько композиторов и драматургов, которые разделяли взгляды Мэй Ланьфана на реформирование театра. Наиболее видным из них был Ци Жушань  (кит.)[4].

Мэн Сяодун и Мэй Ланьфан (1927 год)

В 1925 году познакомился с актрисой пекинской оперы, исполнительницей ролей амплуа лаошэн («старик»), Мэн Сяодун. Будучи уже дважды женат, в 1927 году вступил в брак и с ней, но в 1933 году они развелись[7].

В 1927 году пекинская газета «Шуньтянь Шибао  (кит.)» провела конкурс среди актёров пекинской оперы, и по его итогам Мэй Ланьфан, Шан Сяоюнь, Чэн Яньцю и Сюнь Хуэйшэн были названы четырьмя выдающимися дань, — этот титул в дальнейшем за ними закрепился[1].

Популярность Мэй Ланьфана на родине настолько возросла, что во время его гастролей в Шанхае в 1928 году местная газета «Шэньбао» даже вела отдельную колонку «Новостей Мэй»[4].

В 1930 году отправился в гастрольный тур по США, во время которого выступал в Сиэтле, Чикаго, Вашингтоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Гонолулу и Сан-Диего. Американская публика тепло встретила творчество Мэй Ланьфана. Помонский колледж в Клермонте и Университет Южной Калифорнии присвоили ему почётную докторскую степень[3][1].

Откликнувшись на «инцидент 18 сентября», поставил в Шанхае патриотические спектакли «Борьба с Цзинем», «Досада о жизни и смерти» и другие[1].

В 1935 году посетил с гастролями СССР. Во время визита встречался с советскими театральными деятелями, в том числе Станиславским, Немировичем-Данченко, Мейерхольдом и Эйзенштейном. Находившийся в это время в Советском Союзе Брехт также посетил выступление Мэй Ланьфана, впечатления от которого впоследствии нашли своё отражение в его творчестве[8]. Выступление в Ленинграде посетил Сталин. Мейерхольд об этих гастролях написал восторженную статью, а Эйзенштейн на их основе создал фильм[5].

В 1938 году переехал в Гонконг. Из-за начавшейся японской оккупации оставил сцену, чтобы не выступать для японских солдат. В качестве акта пассивного сопротивления отрастил усы, что не могло сочетаться с ролями дань. В итоге его банковские счета оказались заблокированы, и, чтобы обеспечить семью, Мэй Ланьфан стал рисовать картины на продажу. Из-за финансовых трудностей в 1941 году переехал в Шанхай. На сцену вернулся только по окончании Второй мировой войны в 1945 году, и больше не покидал её до самой смерти[3].

Мао Цзэдун, Климент Ворошилов и Мэй Ланьфан (Пекин, 1957 год)

В 1950 году вновь поселился в Пекине[1].

После образования КНР ещё трижды гастролировал в Советском Союзе: в 1952, 1957 и 1960 годах. В 1956 году в третий раз посетил Японию. Зарубежные поездки Мэй Ланьфана открыли пекинскую оперу миру и популяризовали традиционное китайское искусство в других странах[9].

Участвовал в реформировании театра, которое проходило по инициативе новых властей; состоял в многочисленных комитетах, принимал участие в конференциях[10].

В 1953 году избран заместителем председателя Ассоциации китайских драматургов  (кит.)[6].

В 1955 году основал Китайский театр Пекинской оперы и стал его первым директором[11][9].

В 1959 году вступил в КПК[6].

Помимо театральной деятельности, принял участие в создании нескольких фильмов, записал ряд грампластинок[10]. Так, в 1960 году был снят художественный фильм с участием Мэй Ланьфана по опере «Пионовая беседка  (кит.)»[6].

Умер в Пекине 8 августа 1961 года[6].

Творчество

Мэй Ланьфан за свою жизнь сыграл более чем в 400 постановках, более 100 из которых ставились постоянно. Наиболее знамениты «Опьянённая фрейлина  (кит.)», «Прощание всемогущего Ба-вана с любимой  (кит.)», «Му Гуйин принимает командование  (кит.)», «Меч вселенной  (кит.)»[1], «Сломанный мост» (кит. 疊斷橋) и «Дайюй хоронит цветы» (кит. 黛玉葬花)[12].

Новаторские разработки Мэй Ланьфана в гриме, костюмах, жестах обогатили амплуа дань[5]. Аккомпанируя на традиционных китайских музыкальных инструментах эрху и цзинху, Мэй Ланьфан вместе с Сюй Ланьюанем и Ван Шаоцином разработали новый напев дань[1].

Сочетание актёрского мастерства и пения Мэй Ланьфана заложили основу для формирования новой школы пекинской оперы — «Мэй»; одним из активных последователей этой школы стал сын актёра — Мэй Баоцзю, который после смерти отца продолжил его дело[13].

Память о Мэй Ланьфане

Бюст Мэй Ланьфана в его доме-музее в Пекине

Сочинения

  • Мэй Лань-фан. Сорок лет на сцене: Записки Цзы-Чуаня. Пер. с кит. М. Искусство. 1963 г. 499 с., илл.

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 Сюй Чэнбэй. Пекинская опера = 中国京剧俄 / пер. Сан Хуа, Хэ Жу. — Межконтинентальное издательство Китая, 2003. — С. 88—92. — (Духовная культура Китая). — ISBN 9787508503387.
  2. Faye Chunfang Fei. Chinese Theories of Theater and Performance from Confucius to the Present. — Ann Arbor: University of Michigan Press, 2002. — P. 143. — 213 p. — ISBN 9780472089239.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Joyce Cheng. Мэй Ланьфан: легенда Пекинской оперы (недоступная ссылка). gbtimes (25 августа 2013). Дата обращения: 1 мая 2016. Архивировано 2 июня 2016 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Min Tian. Mei Lanfang and the Twentieth-Century International Stage: Chinese Theatre Placed and Displaced. — Springer, 2012. — 308 p. — ISBN 9781137010438.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Великий Мэй Ланьфан. Синьхуа, Международное радио Китая (29 августа 2005). Дата обращения: 1 мая 2016. Архивировано 1 июля 2016 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 梅兰芳 — статья из Байдупедии (кит.)
  7. 7,0 7,1 孙红侠. 梅兰芳三段情 (кит.) (недоступная ссылка). 环球人物. 人民日报 (1 декабря 2008). Дата обращения: 22 мая 2016. Архивировано 23 июня 2016 года.
  8. Анна Петрович. Актеры Хубэйского театра познакомили зрителей с драгоценной жемчужиной китайского искусства. Musecube. Территория творческой свободы (4 марта 2014). Дата обращения: 1 мая 2016. Архивировано 1 июня 2016 года.
  9. 9,0 9,1 Ху Яньли. Китайская опера как нематериальное культурное наследие Китая // Общество: философия, история, культура : журнал. — Краснодар: Издательский дом «Хорс», 2015. — № 4. — С. 25—29. — ISSN 2221-2787.
  10. 10,0 10,1 Colin Mackerras. Mei Lanfang (англ.). Grove Music Online (31 января 2014). Дата обращения: 11 мая 2016.
  11. 11,0 11,1 Китайский театр Пекинской оперы переименован в Китайский государственный театр Пекинской оперы. Жэньминь Жибао (16 ноября 2007). Дата обращения: 1 мая 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
  12. Mei Lanfang (англ.). Encyclopædia Britannica. Дата обращения: 11 мая 2016. Архивировано 8 декабря 2015 года.
  13. Мастер пекинской оперы Мэй Баоцзю скончался в возрасте 82 года. Жэньминь жибао (25 апреля 2016). Дата обращения: 26 апреля 2016. Архивировано 9 мая 2016 года.
  14. Режиссёр фильма "Мэй Ланьфан" - Чэнь Кайгэ. Международное радио Китая (3 февраля 2009). Дата обращения: 1 мая 2016. Архивировано 1 июля 2016 года.

Литература

  • Театральная энциклопедия. Т.III, М., Издательство «Советская энциклопедия», 1964. С.1022-1033.
  • Завидовская Е. Мэй Ланьфан в Советском Союзе (1935) // Институт Конфуция. Ноябрь 2014. Выпуск 27.№ 6. С.32-34.
  • Мэй Лань-фан и китайский театр. [Сборник], М. — Л., 1935.
  • Образцов С., Театр китайского народа, М., 1957.
  • Серова С., Пекинская музыкальная драма, М., 1970.
  • Васильев Б. А. Китайский классический театр: На спектаклях Мэй Лань-фана // Рабочий театр.1935.№ 8. С.5-7.
  • Min Tian, ed. China’s Greatest Operatic Male Actor of Female Roles: Documenting the Life and Art of Mei Lanfang, 1894—1961 (Lewiston, NY: Edwin Mellen Press, 2010).
  • Min Tian, Mei Lanfang and the Twentieth-Century International Stage: Chinese Theatre Placed and Displaced (New York: Palgrave, 2012).

Ссылки