Мученичество святого Себастьяна (мистерия)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Мученичество святого Себастьяна (Le Martyre de saint Sébastien) — музыкальная мистерия в пяти действиях на тему жизни святого Себастьяна, с текстом, написанным в 1910—1911 годах итальянским писателем Габриэле Д'Аннунцио, музыку к которой написал французский композитор Клод Дебюсси (L.124).

История создания

Эскиз Л. Бакста к первой постановке

Работа производилась в сотрудничестве Габриэле Д’Аннунцио (в то время проживавшим во Франции, где он скрывался от кредиторов) и Клодом Дебюсси. Главная роль была создана специально для Иды Рубинштейн[1]. Дебюсси принялся за работу в феврале 1911 года. Часть материала была подготовлена Андре Капле, который и дирижировал на премьере. Вклад Дебюсси в конечный результат был огромным: им была создана масштабная музыка для оркестра и хора с сольными вокальными партиями (для сопрано и двух альтов). Декорации и костюмы для спектакля придумал русский художник Лев Бакст, а хореографию разработал Михаил Фокин. Основную работу по антрепризе добровольно возложил на себя Дягилев[2].

Премьера и дальнейшая жизнь

В 1911 году, расставшись с Дягилевым, Рубинштейн создала собственную труппу. Её первой постановкой стало именно «Мученичество святого Себастьяна». Премьера 22 мая 1911 года состоялась в Париже, в театре Шатле и вызвало скандал. Архиепископ Парижа был возмущён, что роль святого Себастьяна, католического святого, написанную д’Аннунцио специально для Рубинштейн, играла женщина, к тому же — еврейка[3]. Спектакль, и особенно игра и декламация Рубинштейн, прежде выступавшей в качестве танцовщицы, не имели успеха у публики и критиков. Последние отмечали, что Рубинштейн, в отличие от Дягилева и других успешных антрепренёров, «тратит деньги не на искусство, но лишь на саму себя». Работа Д’Аннунцио не была введена в постоянный репертуар, хотя и исполнялась впоследствии неоднократно на разных языках и даже записывалась. Однако чаще музыка Дебюсси исполняется отдельно в качестве четырёхчастной оркестровой сюиты с подзаголовком «Симфонические фрагменты»[3].

Примечания

  1. Voir Carlo Santoli, Le Théâtre français de Gabriele D’Annunzio et l’art décoratif de Léon Bakst, Paris, PUPS, 2009.
  2. Stoullig E. Les Annales du Théâtre et de la Musique, 37eme année, 1911. Librairie Paul Ollendorf, Paris, 1912.
  3. 3,0 3,1 Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 мая 2015. Архивировано 7 августа 2014 года.