Муниципальное образование

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Муниципа́льное образова́ние — муниципалитет в составе субъекта Российской Федерации, населённая территория, на которой осуществляется местное самоуправление в России, то есть решаются преимущественно вопросы местного значения.

Местное самоуправление на населённой территории осуществляется непосредственно населением и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения[1][2].

С мая 2019 года законодательство России предусматривает возможность создания восьми видов муниципальных образований.

Муниципальные образования учреждаются, упраздняются или изменяются законами субъектов России. Муниципальные образования одних видов могут входить в состав муниципальных образований других видов. Муниципальные образования существуют по всей территории Российской Федерации.

Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, по населению — городской округ город Новосибирск.

Виды муниципальных образований. Характеристика

Муниципальные образования России на 01.01.2023 Уровень
(согласно ОКТМО)
Всего
вид муниципального образования I II
муниципальный район 1421 - 1421
муниципальный округ 311 - 311
городской округ 597 без внутригородского деления 588 - 588
с внутригородским делением 9 - 9
внутригородское
муниципальное
образование
290 внутригородская территория
города федерального значения
267 - 267
внутригородской район
городского округа с
внутригородским делением
- 23 23
поселение 15 783 сельское поселение - 14 580 14 580
городское поселение - 1203 1203
Всего 2596 15 806 18 402

Характеристика

Обобщающее определение муниципального образования в Федеральном законе Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отсутствует[3].

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона Российской Федерации, от 6 октября 2003 года, № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации изначально существовали 5 видов муниципальных образований:

  • сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), реже посёлков городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[3]; соответствует сельсоветам советских времён и земствам досоветского периода; сельское поселение входит в состав муниципального района;
  • городское поселение — небольшой город или посёлок городского типа, реже сельский населённый пункт, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[3]; городские поселения, не являющиеся городскими округами, входят в состав муниципальных районов;
  • муниципальный район — несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации[3];
  • городской округ — один или несколько объединённых общей территорией населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населённых пунктах (термин в новой редакции с 1 мая 2019 года[4] после ввода нового вида МО — муниципального округа)[3];
  • внутригородская территория города федерального значения (внутригородское муниципальное образование города федерального значения) — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления[3].

Межселенная территория — территория муниципального района, находящаяся вне границ поселений (определение в редакции, введённой в действие Федеральным законом от 1 мая 2019 года № 87-ФЗ[4]).

Федеральным законом Российской Федерации от 27 мая 2014 года № 136−ФЗ введены два новых вида муниципальных образований[5]:

Федеральным законом от 1 мая 2019 г. № 87-ФЗ был введён новый вид муниципальных образований — муниципальный округ[4][6][7][8][9]:

  • муниципальный округ — несколько объединённых общей территорией населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (термин введён с 1 мая 2019 года[4], для преобразования городских округов, подходящих под эту категорию, в муниципальные округа отводится переходный период до 1 января 2025 года)[3].

Помимо городских и муниципальных округов, городские и сельские поселения отсутствуют в Северо-Енисейском районе Красноярского края. Другими районами, в рамках уже установившейся системы местного самоуправления, в составе которых отсутствовали городские и / или сельские поселения, являлись в Архангельской области Новая Земля и Соловецкий район (с 2006 года преобразованы в городской округ и, соответственно, сельское поселение соседнего Приморского района).

Уникальным муниципальным образованием является Бежтинский участок Цунтинского района в составе Республики Дагестан, в силу своей уникальности (не муниципальный район и не сельское поселение) он в ОКТМО не внесён.

До 3 апреля 2017 года городской округ определялся как городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации[10]. 3 апреля 2017 года официальное определение городского округа было изменено на современное. Опосредованно определение городского округа как не входящего в состав муниципального района городского поселения сохраняется в п. 7 ст. 13 о муниципальных преобразованиях, согласно которому изменением статуса городского поселения является как наделение статусом городского округа, так и лишение его статуса городского округа: «7. Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение, выраженного представительными органами указанных муниципальных образований»[3].

Органы государственной власти путём принятия законов субъекта Российской Федерации имеют право перераспределять полномочия между округом и районом. В отличие от городских и муниципальных округов, представительный орган района может формироваться только одним способом — путём избирания на муниципальных выборах. Представительные же органы округов формируются как на муниципальных выборах, так и из состава представительных органов районов[11].

В связи с проведённой в 2000-х муниципальной реформой в России сложилась двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации была поделена на территории муниципальных районов и городских (и, с мая 2019 года, муниципальных) округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причём в малонаселённых местностях могут образовываться межселенные территории. В городских и муниципальных округах не может быть других муниципальных образований (за исключением внутригородских районов в городских округах с внутригородским делением), такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).

Территории муниципальных образований в большинстве субъектов Российской Федерации совпадают с административно-территориальным делением, при этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или посёлок городского типа районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.

В гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений — гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и её субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.

История

9 апреля 1990 года в соответствии с Законом № 1417-I «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» были образованы органы местного самоуправления в границах соответствующих административно-территориальных единиц[12].

В соответствии с Законом РСФСР от 6 июля 1991 года № 1551-1 были образованы поселковые, сельские, городские и районные советы и администрации[13] (деятельность советов в дальнейшем была прекращена).

Согласно Закону от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ были утверждены разновидности муниципальных образований[14][15]:

муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединённых общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

До 2003 года муниципальные образования делились на следующие категории:

  • муниципальные образования верхнего уровня — в основном, районы (уезды), города, (рабочие) посёлки, к ним примыкали внутригородские городские муниципальные образования городов федерального значения и, редко, муниципальные образования, в состав которых входили сельские населённые пункты;
  • муниципальные образования, входившие в состав муниципальных образований верхнего уровня (муниципальные образования второго рода)
    • города, посёлки (рабочие посёлки, поссоветы, поселковые округа), станицы, сельские округа (волости, сельсоветы) и проч.;
    • внутригородские районы (округа).

Исчерпывающий список видов муниципальных образований отсутствовал:

Территории муниципальных образований — городов, посёлков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований — устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Иерархия муниципальных образований отсутствовала, варианты организации местного самоуправления существовали от одноуровневной (в том числе внутри районов, которые являлись прототипом муниципальных районов) и до многоуровневой (в том числе внутри городов). Существовали, в частности, сельские муниципальные образования, не входившие в районы и города (в составе Калужской области, Карелии или Ямало-Ненецкого автономного округа, например).

Муниципальные образования районы (уезды), как правило, были образованы в границах соответствующих административно-территориальных единиц.

Муниципальные образования со статусом городов и посёлков создавались, как правило, в границах соответствующих городов и посёлков областного (краевого) подчинения (это являлось обязательным для закрытых административно-территориальных образований). Города и посёлки в качестве муниципальных образований выделялись в Санкт-Петербурге. В Калининградской области уже со второй половины девяностых для трёх городов с подчинёнными населёнными пунктами использовалось наименование городской округ, в Воронежской области для Борисоглебска — город-район.

В городах федерального значения Москве (до 1996 года) и Санкт-Петербурга в качестве внутригородских муниципальных образований выделялись муниципальные округа.

Кроме Москвы (до 1996 года) и Санкт-Петербурга, муниципальные округа выделялись в Ярославской области, в которой они функционально соответствовали районам в других регионах Российской Федерации. Во Владимирской области наравне с районами и городами в 2000-х выделялись округа. В Карелии Вепсская национальная волость являлась самостоятельным муниципальным образованием. В Ненецком автономном округе существовали сельсоветы окружного подчинения, в Калужской области сельсоветы, не входившие в состав районов.

Внутригородские муниципальные образования Москвы и Санкт-Петербурга определялись как городские поселения:

На внутригородских территориях городов Москвы и Санкт-Петербурга местное самоуправление осуществляется при сохранении единства городского хозяйства в соответствии с уставами и законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Население городских поселений, входящих в состав субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

Возможные отклонения в соотношении административно-территориальных единиц и муниципальных образований:

  • муниципальное образование со статусом района на территории города (части города) регионального подчинения (например, Ревдинский район в Свердловской области);
  • муниципальное образование со статусом города на территории административного района (например, город Сухой Лог в Свердловской области;
  • единое муниципальное образование на территории более чем одного объекта административно-территориального устройства (муниципальные округа Ярославской области на территории ряда районов и не входивших в состав районов городов областного значения; некоторые районы Костромской области);
  • более одного муниципального образования на территории одного объекта административно-территориального устройства (особенно в Свердловской области).

В первой половине 2000-х появились следующие муниципальные образования верхнего уровня, составленные исключительно сельскими населёнными пунктами:

  • муниципальные образования Эвенкийского автономного округа, с момента упразднения муниципальных районов в 2001—2002 годах находившиеся непосредственно под окружным управлением, до образования Эвенкийского муниципального района;
  • ЗАТО Видяево — административный центр был преобразован в сельский населённый пункт в 2002 году;
  • ЗАТО Михайловский — образовано сельскими населёнными пунктами.

На уровне муниципальных образований, подчинённых муниципальным образованиям верхнего уровня, выделялись:

  • внутригородские районы (округа);
  • города, посёлки (рабочие посёлки, поссоветы, поселковые округа), станицы, сельские округа (волости, сельсоветы) и проч., подчинявшиеся как районам, так и городам, посёлкам.

Сельские и городские поселения выделялись, однако общее определение их как муниципальных образований отсутствовало.

Реформой местного самоуправления 2000-х была произведена регуляризация видов муниципальных образований и установлена их иерархия — одно- и двухуровневая организация местного самоуправления, единственным остатком многоуровневого местного самоуправления стал Бежтинский участок Цунтинского района Дагестана.

Перспективы

16 декабря 2021 года Комитетами Государственной Думы по государственному строительству и законодательству и по региональной политике и местному самоуправлению был внесён законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», предполагающий повсеместное внедрение одноуровневого местного самоуправления, причём на рассмотрение включена поправка, предполагающая, помимо городских и муниципальных округов и внутригородских территорий городов федерального значения, выделение поселений как самостоятельных муниципальных образований без разделения на сельские и городские[16][17]. В новой редакции вводится и обобщающее определение муниципального образования.

Определения:

  • муниципальное образование — населённый пункт (несколько населённых пунктов), в том числе с прилегающей территорией, предназначенной для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры муниципального образования, иная населённая территория, с очерченной границей, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления;
  • городской округ — муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько городов и (или) посёлков и иных населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, при этом в городах и (или) посёлках проживает не менее двух третей населения городского округа, а размер иных населённых пунктов и территорий, входящих в состав территории городского округа, как правило, не может превышать в два и более раза площадь территорий городов и (или) посёлков; на территории городского округа плотность населения должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации;
  • муниципальный округ — муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, не соответствующее требованиям к доле населения, проживающего в городах и (или) посёлках и плотности населения, установленным в отношении городских округов;
  • внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения — муниципальное образование, территория которого является частью территории города федерального значения;
  • поселение — муниципальное образование, в состав территории которого входят один или несколько объединённых общей территорией населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями и не входящих в состав территории городского округа, муниципального округа, внутригородской территории (внутригородского муниципального образования) города федерального значения.

Закрытые административно-территориальные образования в новой редакции, как и в существующей, наделяются статусом городского округа.

Рассмотрение законопроекта предполагается на 2024 год[18].

Соотношение с органами государственной власти

Органы местного самоуправления муниципальных образований официально не входят в систему государственной власти, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления разграничиваются[3], но органы местного самоуправления совместно с органами государственной власти являются частью публичной власти.

Как правило, в объектах административно-территориального устройства отсутствует руководство того же уровня, что в муниципальных образованиях, исключения: внутригородские округа, районы Москвы (но не поселения!), районы Санкт-Петербурга и Коми-Пермяцкий, Корякский, Усть-Ордынский Бурятский, Агинский Бурятский округа как административно-территориальные единицы с особым статусом.

В других регионах единоличное руководство объектов административно-территориального устройства является подотчётным, подведомственным руководству муниципального образования (например, внутригородские районы и округа, не являющиеся муниципальными образованиями; внутригородские сельсоветы и поссоветы, сельские и поселковые округа, администрации; департамент Гагаринского района).

Также в некоторых регионах административно-территориальное устройство частично или полностью подстраивается под организацию местного самоуправления, в результате в названиях объектов появляются категории муниципальных образований:

Сельские поселения Московской области как территориальные единицы районов в границах соответствующих муниципальных образований упразднены.

В Республика Алтай внутри районов выделяются на уровне административно-территориального устройства сельские поселения[35]; в Чувашии городские и сельские поселения как объекты административно-территориального устройства сохранены, несмотря на упразднение поселений в результате преобразования всех муниципальных районов в муниципальные округа[36].

В Костромской и Новгородской областях соответствующие административно-территориальные единицы в составе районов называются поселениями и не упраздняются при преобразовании муниципальных районов в муниципальные округа[37][38][39].

Федеральный закон от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» подобной идентификации объектов административно-территориального устройства не запрещает[40], потому в принципе возможна в ГКГН[41] фиксация топонимов такого рода, что сделано, например, для Амурской (муниципальные округа) и Ленинградской (муниципальные районы, городской округ) областей и для Чувашии (сельские, городские поселения).

Но в ОКАТО фиксация подобных отождествлений сталкивается со значительными трудностями, именно потому, например, сведения об административно-территориальном устройстве Амурской, Воронежской и Тверской областей абсолютно неактуальны.

В законопроекте от 16 декабря 2021 года № 40361-8[16] с поправками[17] предполагается детализированное разграничение органов местного самоуправления, а также вводятся отсутствующие до настоящей поры определения административно-территориального устройства и административно-территориальной единицы:

  • административно-территориальное устройство — территориальная организация субъекта Российской Федерации, представляющая собой систему административно-территориальных единиц, установленная для осуществления функций государственного и муниципального управления с учётом исторических и культурных традиций, хозяйственных связей, сложившейся инфраструктуры;
  • административно-территориальная единица — часть территории субъекта Российской Федерации, включающая в себя один или несколько объединённых общей территорией населённых пунктов и (или) иную территорию в установленных границах, образованная для осуществления функций государственного и муниципального управления, имеющая нормативно установленные статус и наименование.

Определено, что муниципальное образование не является административно-территориальной единицей.

Количество муниципальных образований в России

Данные о количестве муниципальных образований в Российской Федерации постоянно меняются, так как во многих регионах происходят преобразования состава и статуса муниципальных образований.

Динамика по России в целом

по
состоянию
на 01.01
муниципальные образования источник
всего в т.ч. по типам
муници-
пальные
районы
муници-
пальные
округа
городские округа внутри-
город-
ские
районы
внутри-
город-
ские
терри-
тории
городов
федерал.
значения
поселения
всего в т.ч. с
внутри-
городским
делением
всего в т.ч.
гор. сел.
2008 24 151 1799 521 236 21 595 1734 19 861 Росстат[42]
2009 24 161 1810 507 236 21 608 1745 19 863 Росстат[43]
2010 23 907 1829 512 236 21 330 1739 19 591 Росстат[44]
2011 23 304 1824 515 236 20 729 1733 18 996 Росстат[45]
2012 23 118 1821 517 236 20 544 1711 18 833 Росстат[46]
2013 23 001 1817 518 257 20 409 1687 18 722 Росстат[47]
2014 22 777 1815 520 257 20 185 1660 18 525 Росстат[48]
2015 22 923 1823 535 267 20 298 1644 18 654 Росстат[49]
2016 22 406 1788 563 3 19 267 19 769 1592 18 177 Росстат[50]
2017 22 327 1784 567 3 19 267 19 690 1589 18 101 Росстат[51]
2018 21 946 1759 591 3 19 267 19 310 1538 17 772 Росстат[52]
2019 21 501 1731 614 3 19 267 18 870 1490 17 380 Росстат[53]
2020 20 846 1673 33 635 3 19 267 18 219 1398 16 821 Росстат[54]
2021 20 303 1606 100 633 3 19 267 17 678 1346 16 332 Росстат[55]
2022 19 655 1544 180 612 4 23 267 17 049 1287 15 742 Росстат[56]
2023 18 402 1421 311 597 9 23 267 15 783 1203 14 580 Росстат[57]

По данным переписи, проведённой с 15 октября по 14 ноября 2021 года[58]:

  • 1577 муниципальных районов, а в их составе
    • 17 032 поселения, в том числе
      • 1319 городских,
      • 16 053 сельских;
  • 157 муниципальных округов (куда некорректно отнесены 10 внутригородских муниципальных образований Севастополя, то есть правильная цифра 147);
  • 612 городских округов;
  • 267 внутригородских территорий городов федерального значения.

По обновлённым данным, на 1 января 2023 года насчитывалось 19 570 муниципальных образований[59][60], в том числе:

  • 1420 муниципальных районов, а в их составе
    • 15 777 поселений, в том числе
      • 1202 городских,
      • 14 575 сельских;
  • 312 муниципальных округов;
  • 597 городских округов, в том числе
    • 9 с внутригородским делением и
    • 23 внутригородских района (обе цифры ошибочны);
  • 267 внутригородских территорий городов федерального значения.

Всего 18 373 муниципальных образования, с внутригородскими районами 18 392 (без подсчёта районов в составе Кирова) или 18 396 (с районами Кирова).

По субъектам России

число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации
(по состоянию на 1 января 2023 года)[57]
субъект РФ муниципальные образования
всего в т.ч. по типам
муниципальные
районы
муниципальные
округа́
городские округа́ внутри-
город-
ские
районы
внутри-
город-
ские
терри-
тории
городов
федерал.
значе-
ния
поселения
всего в т.ч. с
внутри-
город-
ским
деле-
нием
всего в т.ч.
гор. сел.
Российская Федерация 18 402 1421 311 597 9 23 267 15 783 1203 14 580
Центральный федеральный округ 3823 332 31 138 146 2906 323 2583
Белгородская область 212 13 9 190 16 174
Брянская область 236 24 2 5 205 29 176
Владимирская область 128 16 5 107 27 80
Воронежская область 476 31 3 442 28 414
Ивановская область 143 21 6 116 24 92
Калужская область 304 24 2 278 26 252
Костромская область 127 17 6 6 98 9 89
Курская область 347 28 5 314 27 287
Липецкая область 312 18 2 292 6 286
Московская область 60 60
Орловская область 250 23 1 3 225 16 207
Рязанская область 290 25 4 261 29 232
Смоленская область 183 25 2 156 23 133
Тамбовская область 274 23 7 244 13 231
Тверская область 136 9 22 9 96 17 79
Тульская область 103 19 7 77 23 54
Ярославская область 96 16 3 77 10 67
г. Москва 146 146
Северо-Западный федеральный округ 1125 106 55 38 111 815 164 651
Республика Карелия 124 16 2 106 21 85
Республика Коми 177 14 6 157 14 143
Архангельская область 119 8 12 8 91 7 84
в том числе Ненецкий автономный округ 21 1 1 19 1 18
Архангельская область без авт. округа 98 7 12 7 72 6 66
Вологодская область 75 6 20 2 47 4 43
Калининградская область 22 12 10
Ленинградская область 205 17 1 187 66 121
Мурманская область 36 4 7 6 19 10 9
Новгородская область 120 17 4 1 98 17 81
Псковская область 136 24 2 110 25 85
г. Санкт-Петербург 111 111
Южный федеральный округ[61] 1971 157 42 10 1763 96 1666
Республика Адыгея 60 7 2 51 3 48
Республика Калмыкия 127 13 1 113 2 111
Республика Крым 279 14 11 254 4 250
Краснодарский край 426 37 8 381 30 351
Астраханская область 140 11 2 127 11 116
Волгоградская область 466 32 6 428 29 399
Ростовская область 463 43 12 408 17 391
г. Севастополь[61] 10 10
Северо-Кавказский федеральный округ[62] 1417 88 16 39 1 3 1270 28 1242
Республика Дагестан 762 41 10 1 3 708 7 701
Республика Ингушетия 45 4 5 1 36 36
Кабардино-Балкарская Республика 132 10 3 119 7 112
Карачаево-Черкесская Республика 100 10 2 88 5 83
Республика Северная Осетия — Алания 111 8 1 102 5 97
Чеченская Республика 234 15 2 217 4 213
Ставропольский край 33 16 17
Приволжский федеральный округ 4346 298 118 99 2 13 3816 222 3594
Республика Башкортостан 895 54 9 832 14 818
Республика Марий Эл 135 14 3 118 16 102
Республика Мордовия 272 22 1 250 16 233
Республика Татарстан 956 43 2 911 39 872
Удмуртская Республика 30 25 5
Чувашская Республика 26 21 5
Пермский край[63] 43 21 22
Кировская область 290 24 15 6 1 241 33 208
Нижегородская область 51 36 15
Оренбургская область 487 29 13 445 445
Пензенская область 318 27 3 288 24 264
Самарская область 342 27 10 1 9 296 12 284
Саратовская область 334 37 4 293 37 256
Ульяновская область 167 21 3 143 31 112
Уральский федеральный округ 906 64 28 111 1 7 696 58 638
Курганская область 79 4 20 2 53 3 50
Свердловская область 94 5 68 21 5 16
Тюменская область 417 29 7 25 356 26 330
в том числе: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 105 9 13 83 26 57
Ямало-Ненецкий автономный округ 13 7 6
Тюменская область без авт. округов 299 20 6 273 273
Челябинская область 316 26 1 16 1 7 266 24 242
Сибирский федеральный округ[64] 3122 243 24 69 2786 158 2628
Республика Алтай 102 10 1 91
Республика Тыва 143 17 2 124 4 120
Республика Хакасия 99 8 5 86 4 82
Алтайский край 694 56 4 9 625 7 618
Красноярский край[65] 544 41 3 17 483 26 457
Иркутская область[66] 452 32 10 410 56 354
Кемеровская область 43 1 17 15 10 6 4
Новосибирская область 488 30 5 453 26 427
Омская область 422 32 1 389 26 363
Томская область 135 16 4 115 3 112
Дальневосточный федеральный округ[64] 1692 133 39 58 4 1462 154 1308
Республика Бурятия[64] 286 21 2 263 16 247
Республика Саха (Якутия) 445 34 2 409 48 361
Забайкальский край[64][67] 346 25 6 4 4 311 38 273
Камчатский край[68] 64 10 1 3 50 4 46
Приморский край 97 10 12 12 63 7 56
Хабаровский край 232 17 2 213 22 191
Амурская область 132 8 12 9 103 6 97
Магаданская область 9 8 1
Сахалинская область 18 18
Еврейская автономная область 33 5 1 27 10 17
Чукотский автономный округ 30 3 4 23 3 20

Фактическое количество

17 801.

Центральный федеральный округ

Костромская область — 117.

Липецкая область — 249.

Московская область — 57.

Рязанская область — 261.

Тамбовская область — 30.

Тверская область — 47.

Суммарно: 3385.

Северо-Западный федеральный округ

Архангельская область — 68 (без Ненецкого автономного округа).

Вологодская область — 59.

Карелия — 104.

Новгородская область — 93.

Псковская область — 93.

Суммарно: 989.

Приволжский федеральный округ

Кировская область — 286 (внутригородские районы не образованы).

Оренбургская область — 486.

Суммарно: 4341.

Уральский федеральный округ

Курганская область — 26.

Суммарно: 853.

Дальневосточный федеральный округ

Амурская область — 112.

Бурятия — 285.

Забайкальский край — 341.

Камчатский край — 62.

Приморский край — 64.

Хабаровский край — 224.

Суммарно: 1623.

В новых регионах

Донецкая Народная Республика — 30.

Запорожская область — 16.

Луганская Народная Республика — 28.

Херсонская область — 22.

Суммарно: 96.

Коды в ОКТМО

Коды в ОКТМО имеют структуру XX-XXX-XXX-XXX, где выделяются четыре уровня классификации (группировки), два из которых относятся к муниципальным образованиям.

Субъекты РФ

На первом уровне проводится группировка по регионам (субъектам) Российской Федерации: XX-XXX-XXX-XXX.

Муниципальные образования

Далее идёт группировка по верхнему и нижнему уровням муниципальных образований.

Верхний уровень муниципальных образований: XX-XXX-XXX-XXX.

  • −3XX-, −9XX- — внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения
  • −5XX- — муниципальный округ
  • −6XX- — муниципальный район
  • −7XX- — городской округ, городской округ с внутригородским делением
  • −8XX- — муниципальные образования Ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов, Корякского округа
    • −81X-, −82X- — муниципальные районы
    • −85X-, −87X- — городские округа
  • −9XX- — муниципальные образования Ямало-Ненецкого автономного округа
    • −91X-, −92X- — муниципальные районы
    • −93X-, −94X- — муниципальные округа
    • −95X- — городские округа

Нижний уровень муниципальных образований: XX-XXX-XXX-XXX.

  • −1XX- — городские поселения
    • −101- … −149- — городское поселение, в состав которого входит город
    • −151- … −199- — городское поселение, в состав которого входит посёлок
  • −3XX- — внутригородские районы
  • −4XX- — сельские поселения
  • −7XX- — межселенные территории

В конце кодировка проводится по населённым пунктам: XX-XXX-XXX-XXX.

  • −001 … −049 — города
  • −050 … −099 — посёлки городского типа
  • −101 … −999 — сельские населённые пункты

Переименование муниципальных образований

Муниципальные образования и первого, и второго уровней подчинения могут переименовываться.

переименование муниципальных образований
муниципальное образование примеры
сельское поселение
городское поселение
муниципальный район
муниципальный округ
  • примеров нет
городской округ
(без внутригородского деления)
городской округ с внутригородским делением
  • примеров нет
внутригородской район
  • примеров нет
внутригородская территория
города федерального значения

Преобразования муниципальных образований

Согласно Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[3] выделяются следующие виды преобразований муниципальных образований:

  • изменение границ (ст. 12);
  • собственно преобразования (ст. 13)
    • объединение
    • разделение
    • присоединение
    • выделение
    • изменение статуса муниципального образования;
  • упразднение (ст. 13-1);
  • создание (ст. 13-2).

Закон регулирует варианты преобразований всех видов муниципальных образований, за исключением внутригородских муниципальных образований (внутригородских территорий) городов федерального значения — их преобразования регулируются правовыми актами Москвы[71], Санкт-Петербурга[72][73] и Севастополя[74][75][76], соответственно.

Помимо того, согласно ст. 11-12, территория населённого пункта должна полностью входить в состав территории поселения, муниципального округа, городского округа (до 15 апреля 2017 года была формулировка: границы поселения не могут пересекаться границами населённого пункта[3]), то есть если населённый пункт входит в состав более чем одного муниципального образования, то должно осуществляться либо отнесение населённого пункта к территории одного муниципального образования, либо объединение муниципальных образований, либо разделение населённого пункта (последнее не является преобразованием муниципального образования).

Кроме того, согласно ст. 84-3 в переходный период до 1 января 2009 года (фактически до 23 февраля 2009 года, создание муниципальных образований в Ингушетии) был осуществлён ряд преобразований существовавших муниципальных образований[77].

Список всех видов преобразований приведён в таблице.

преобразования муниципальных образований
муниципальное образование преобразование примеры
1.изменение границ
1.1.с передачей населённых пунктов
муниципальный район
  • отнесение территорий отдельных входящих в состав поселений населённых пунктов к территориям других поселений
  • отнесение территорий отдельных входящих в состав муниципальных районов поселений и (или) населённых пунктов к территориям других муниципальных районов
  • отнесение территорий отдельных входящих в состав поселений посёлков и сельских населённых пунктов к территориям муниципальных округов, городских округов
  • сельское поселение
  • городское поселение
муниципальный округ
  • отнесение территорий населённых пунктов, входящих в состав муниципальных и городских округов, к территориям поселений соответствующих муниципальных районов
  • отнесение территорий населённых пунктов, входящих в состав муниципальных и городских округов, к территориям других городских или муниципальных округов
городской округ (без внутригородского деления)
городской округ с внутригородским делением
  • внутригородской район
внутригородская территория города федерального значения
  • Севастополь: отнесение территорий отдельных входящих в их состав населённых пунктов к территориям других внутригородских муниципальных образований (внутригородских территорий)
  • примеров нет
1.2.без передачи населённых пунктов
муниципальный район
  • информация об изменении границ мун. обр. доступна в сборниках Росстата «Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям»[79] и «База данных показателей муниципальных образований»[80][81]
  • сельское поселение
  • городское поселение
муниципальный округ
городской округ (без внутригородского деления)
городской округ с внутригородским делением
  • внутригородской район
внутригородская территория города федерального значения
2.собственно преобразования
2.1.объединение
муниципальный район
  • объединение двух и более поселений
  • объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района[82]
  • объединение двух и более муниципальных районов
  • объединение поселения с городским округом
  • объединение всех поселений с городским округом
  • присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением[83]
  • сельское поселение
  • городское поселение
муниципальный округ
  • объединение муниципальных округов
  • объединение городского округа с муниципальным округом
городской округ (в том числе с внутригородским делением)
  • объединение городских округов
городской округ с внутригородским делением
  • объединение двух и более внутригородских районов
  • примеров нет
  • внутригородской район
внутригородская территория города федерального значения
  • объединение внутригородских муниципальных образований
  • примеров нет
2.2.разделение
муниципальный район
  • разделение муниципального района
  • образование двух и более поселений
  • сельское поселение
  • городское поселение
муниципальный округ
  • образование двух и более муниципальных или городских округов
городской округ (в том числе с внутригородским делением)
городской округ с внутригородским делением
  • образование двух и более внутригородских районов
  • выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением[84]
  • примеров нет
  • внутригородской район
внутригородская территория города федерального значения
  • разделение внутригородского муниципального образования
2.3.изменение статуса
муниципальный район
  • наделение статусом муниципального округа[82]
  • наделение сельского или городского поселения статусом внутригородского района[83]
  • примеров нет
  • сельское поселение
  • наделение статусом городского поселения
  • городское поселение
  • наделение статусом сельского поселения
  • наделение статусом городского округа
  • лишение статуса городского округа
муниципальный округ
  • наделение статусом городского округа
  • примеров нет
городской округ (без внутригородского деления)
  • наделение статусом муниципального округа
  • наделение статусом городского округа с внутригородским делением
  • лишение статуса городского округа с внутригородским делением
городской округ с внутригородским делением
  • наделение внутригородского района статусом сельского или городского поселения[84]
  • примеров нет
  • внутригородской район
внутригородская территория города федерального значения
  • 2012, Москва: наделение мун. обр. в границах до 2012 года статусом мун. округа
  • 1999, Санкт-Петербург: наделение мун. округа статусом города; 2020—2021, проект: преобразование мун. округов в округа (не реализован)
3.упразднение и создание поселений муниципальных районов
3.1.упразднение поселений
сельское поселение
  • передача в межселенную территорию
  • отнесение к территории иных поселений
городское поселение
3.2.создание поселений
сельское поселение
  • создание на межселенной территории
городское поселение
4. прочее
5. ограничения
  • объединение городских поселений, образованных городами, не производится; территории городских поселений, образованных городами, могут быть упразднены только в пользу муниципальных или городских округов
  • наделение муниципального района статусом городского округа недопустимо (до 2019 производилось)
  • возможность наделения муниципального или городского округа статусом муниципального района не предусмотрена (2005, Владимирская область, гор. округа город Гороховец, город Камешково, город Киржач, город Кольчугино, посёлок Красная Горбатка, город Меленки, город Юрьев-Польский преобразованы, соответственно, в Гороховецкий, Камешковский, Киржачский, Кольчугинский, Селивановский, Меленковский, Юрьев-Польский районы; аналогичные преобразования производились с городскими округами Калининградской области)
  • переподчинение отдельных населённых пунктов, подчинённых внутригородским районам городских округов с внутригородским делением, другим внутригородским районам в качестве возможного преобразования не рассматривается
  • ЗАТО и наукограды являются городскими округами, лишение статуса городского округа, преобразование в другой вид муниципального образования невозможно (Троицк как внутригородская территория города федерального значения Москвы обладает дополнительным статусом городского округа; статус наукограда у Петергофа в Санкт-Петербурге после 2010 официально не продлевался)
  • Москва, Санкт-Петербург: отнесение территорий отдельных входящих в состав внутригородских муниципальных образований (внутригородских территорий) населённых пунктов к территориям других внутригородских муниципальных образований (внутригородских территорий) невозможно, поскольку населённые пункты на уровне организации местного самоуправления не выделяются
  • Москва (после 2012), Севастополь: возможность изменения статуса муниципального образования не предусмотрена; Санкт-Петербург (после 1999): возможность преобразования муниципального округа в город или посёлок не предусмотрена
6. преобразования, осуществлённые в переходный период до 2009 года
городское поселение
  • наделение городского поселения, предметы ведения которого на 30 апреля 2003 года не были разграничены в соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[85], статусом городского округа
муниципальное образование (за исключением района), в составе территории (в границах) которого находятся город и другие населённые пункты
  • упразднение указанных муниципальных образований (за исключением города)
  • исключение территорий населённых пунктов, находящихся за пределами городской черты, из состава территории указанного муниципального образования
внутригородское муниципальное образование
  • упразднение внутригородского муниципального образования
муниципальное образование, состоящее из нескольких городов, не являющихся муниципальными образованиями
  • наделение каждого города статусом городского поселения (городского округа)
район, на территории которого находится один населённый пункт или может быть образовано не более двух поселений
  • наделение населённого пункта статусом городского или сельского поселения
  • наделение территории района статусом сельского поселения
  • включение вновь образованного поселения и территории района, не вошедшей в состав территории указанного поселения, в состав муниципального района

См. также

Примечания

  1. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право России. — 3-е изд., перераб. и доп.. — М.: ТК Велби, 2008. — 672 с.
  2. Пешин Н. Л. Муниципальное право Российской Федерации. — 3-е изд.. — М.: Юрайт, 2011. — С. 136.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Федеральный закон от 1 мая 2019 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“»
  5. Федеральный закон от 27.05.2014 № 136−ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“»
  6. Государственная Дума внесла понятие «муниципальный округ» в федеральное законодательство
  7. Госдума узаконила муниципальные округа
  8. В России появятся муниципальные округа
  9. В России появятся муниципальные округа
  10. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (оригинал)
  11. Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления в Российской Федерации [Текст : монография / М. С. Шайхуллин. — Москва : Юрлитинформ, 2016.- 304 с.] Архивная копия от 3 ноября 2016 на Wayback Machine
  12. Закон СССР от 9 апреля 1990 года № 1417-I «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР»
  13. Закон от 6 июля 1991 года № 1551-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации»
  14. Закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  15. Закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (оригинал)
  16. 16,0 16,1 Законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»
  17. 17,0 17,1 Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению / Законодательная деятельность / Приоритеты законотворческой деятельности Комитета / Законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»
  18. Крашенинников опроверг сообщения о принятии закона о МСУ к 2024 году
  19. Закон Амурской области от 25 декабря 2005 года № 127-ОЗ «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Амурской области»
  20. Реестр административно-территориальных единиц и населённых пунктов Амурской области
  21. Закон Воронежской области от 27 октября 2006 года № 87-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Воронежской области и порядке его изменения»
  22. Закон Ленинградской области от 15 июня 2010 года № 32-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения»
  23. Закон Новосибирской области от 16 марта 2006 года № 4-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Новосибирской области»
  24. Устав Новосибирской области
  25. Реестр населённых пунктов Новосибирской области
  26. Закон Ростовской области от 25 июля 2005 года № 340-ЗС «Об административно-территориальном устройстве Ростовской области»
  27. Устав Ростовской области
  28. Закон Ставропольского края от 1 марта 2005 года № 9-КЗ «Об административно-территориальном устройстве Ставропольского края»
  29. Постановление Правительства Ставропольского края от 4 мая 2006 года № 63-п «Об утверждении Реестра административно-территориальных единиц и территориальных единиц Ставропольского края»
  30. Закон Тверской области от 17 апреля 2006 года № 34-ЗО «Об административно-территориальном устройстве Тверской области»
  31. Устав Тверской области
  32. Реестр административно-территориальных единиц и территориальных единиц Тверской области
  33. Конституционный Закон Республики Тыва от 12 декабря 2011 года N 1054 ВХ-1 «Об административно-территориальном устройстве Республики Тыва»
  34. Реестр административно-территориального деления Республики Тыва
  35. Закон Республики Алтай от 10 ноября 2008 года № 101-РЗ «Об административно-территориальном устройстве Республики Алтай»
  36. Закон от 19 декабря 1997 года № 28 «Об административно-территориальном устройстве Чувашской Республики»
  37. Закон Костромской области от 9 февраля 2007 года № 112-4-ЗКО «Об административно-территориальном устройстве Костромской области»
  38. Закон Новгородской области от 11 ноября 2005 года № 559-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Новгородской области»
  39. Постановление Администрации Новгородской области от 8 апреля 2008 года № 121 «О Реестре административно-территориального устройства области»
  40. Федеральный закон от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов»
  41. Государственный каталог географических названий
  42. Росстат. Муниципальные образования. Статистический бюллетень на 1 января 2008 года.
  43. Росстат. Муниципальные образования. Статистический бюллетень на 1 января 2009 года.
  44. Росстат. Число муниципальных образований по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации на 1 января 2010 года.
  45. Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2011 года.
  46. Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2012 года.
  47. Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2013 года.
  48. Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2014 года.
  49. Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2015 года.
  50. Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2016 года.
  51. Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2017 года.
  52. Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2018 года.
    Примечание: Данные Росстата приводят ошибочные данные по числу муниципальных районов в Дагестане: на 1 января 2018 года указано 40, тогда как по сравнению с данными на 1 января 2017 года их было 41 и число это с тех пор не изменялось. Соответственно общее число муниципальных районов в РФ составляет на 1 января 2018 года не 1758, как указано, а 1759.
  53. Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2019 года.
  54. Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2020 года.
  55. Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2021 года.
  56. Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2022 года.
  57. 57,0 57,1 Росстат. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2023 года.
  58. Том 1 «Численность и размещение населения». Таблица 3. Число муниципальных образований, внутригородских районов, округов города, межселенных территорий и населённых пунктов по субъектам Российской Федерации
  59. Росстат. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2023 года
  60. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2023 года
  61. 61,0 61,1 в 2014—2016 Республика Крым и Севастополь составляли Крымский федеральный округ
  62. выделен в 2010 году из Южного федерального округа
  63. до 2005—2006: Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ
  64. 64,0 64,1 64,2 64,3 до 2018 года в состав Бурятия и Забайкальский край входили в состав Сибирского федерального округа
  65. до 2007 также: Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский автономные округа
  66. до 2008—2009 также: Усть-Ордынский Бурятский автономный округ.
  67. до 2008—2009: Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ
  68. до 2007—2008: Камчатская область и Корякский автономный округ
  69. 69,0 69,1 переименование сопровождалось преобразованием пгт в город
  70. 70,0 70,1 70,2 70,3 данный пример можно рассматривать как пример переименования и изменения статуса муниципального образования
  71. Об организации местного самоуправления в городе Москве (с изменениями на 20 ноября 2019 года), гл. 1 ст. 1 ч. 4, ст. 4 п. 17
  72. Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге (с изменениями на 23 июля 2020 года), гл. 2 ст. 7, ст. 8, ст. 9
  73. Устав Санкт-Петербурга (с изменениями на 23 июля 2020 года), гл. IX ст. 63 ч. 1
  74. О местном самоуправлении в городе Севастополе, гл. 1 ст. 8 ч. 2
  75. Устав города Севастополя (с изменениями на 14 февраля 2020 года), гл. VIII, ст. 41 ч. 1
  76. Об установлении границ и статусе муниципальных образований в городе Севастополе, ст. 9, ст. 10, ст. 11
  77. Закон Республики Ингушетия от 23 февраля 2009 года № 5-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований Республики Ингушетия и наделении их статусом сельского, городского поселения, муниципального района и городского округа»
  78. 78,0 78,1 согласно ст. 11-12, согласно которой территория населённого пункта должна полностью входить в состав территории поселения, муниципального округа, городского округа
  79. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям
  80. База данных показателей муниципальных образований с 2010 по 2015
  81. База данных показателей муниципальных образований с 2017
  82. 82,0 82,1 с 2019: объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, и наделение муниципального района статусом муниципального округа
  83. 83,0 83,1 присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением с наделением поселения статусом внутригородского района
  84. 84,0 84,1 выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением с наделением статусом сельского или городского поселения
  85. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  86. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 8 января 1997 года № 225-XXII «Об административно-территориальном устройстве Карачаево-Черкесской Республики»
  87. 87,0 87,1 согласно определению городского округа как городского поселения, которое не входит в состав муниципального района

Ссылки