Реформа местного самоуправления в России (2003—2009)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Муниципа́льная рефо́рма в Российской Федерации — реформа системы местного самоуправления, которая в основном была проведена в 2003—2009 годы, в результате которой были созданы муниципальные образования в современном их понимании.

Закон о местном самоуправлении

1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[1]. Основной целью введения положений Федерального закона являлось устранение неопределённостей в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Именно с этой целью была введена единая структура территориальной организации местного самоуправления. Полномочия Российской Федерации и субъектов Федерации в сфере регулирования местного самоуправления установлены на основе иных принципов, чем это осуществлено в предыдущей редакции Федерального закона, а также более подробно регулируется деятельность органов местного самоуправления.

Установление границ и определение статуса муниципальных образований

Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подписанный президентом 6 октября 2003 года, обязал органы власти всех субъектов РФ до 1 января 2005 года установить границы муниципальных образований в соответствии с новыми требованиями и наделить соответствующие муниципальные образования одним из следующих статусов: городское поселение, сельское поселение, муниципальный район, городской округ, а также внутригородская территория.

Сельским поселением могли стать один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (сёл, станиц, деревень, хуторов и так далее). Городским поселением мог стать город или посёлок городского типа (реже посёлок сельского типа) с прилегающей территорией (в состав городского поселения также могли быть включены сельские населённые пункты, не являющиеся сельскими поселениями). Муниципальным районом становились несколько поселений и межселенных территорий, объединённых общей территорией (исключения: Алеутский район с единственным поселением и единственным населённым пунктом в составе; Северо-Енисейский район, в составе которого отсутствуют городские и сельские поселения). Городской округ был определён как городское поселение, которое не входит в состав муниципального района. Внутригородской территорией была названа часть города федерального значения, являющаяся муниципальным образованием. Все прочие внутригородские муниципальные образования подлежали упразднению к 1 января 2006 года[2].

Последующие изменения

30 ноября 2011 года к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вступили в силу поправки, вводящие уточнения типа муниципальных образований в городах федерального значения: внутригородская территория как внутригородское муниципальное образование[3].

27 мая 2014 года к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вступили в силу поправки, вводящие новые виды муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и входящий в его состав внутригородской район как внутригородское муниципальное образование[4].

1 мая 2019 года к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вступили в силу поправки, вводящий новый вид муниципальных образований: муниципальный округ[5].

16 декабря 2021 года Комитетами Государственной Думы по государственному строительству и законодательству и по региональной политике и местному самоуправлению был внесён законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», предполагающий повсеместное внедрение одноуровневого местного самоуправления, причём на рассмотрение включена поправка, предполагающая, помимо городских и муниципальных округов и внутригородских территорий городов федерального значения, выделение поселений как самостоятельных муниципальных образований без разделения на сельские и городские[6][7]. В новой редакции вводится и обобщающее определение муниципального образования. Рассмотрение законопроекта предполагается на 2024 год[8].

Создание муниципальных образований

Первостепенными задачами при переходе на поселенческий уровень являлись определение границ муниципальных образований и наделение их статусом (муниципальный район, городское поселение, сельское поселение) до 1 марта 2005 года. Если органы государственной власти субъекта не выполняли их к данному сроку, этим занимались федеральные органы исполнительной власти. Так, в Московской области были определены территории 36 городских округов, 36 муниципальных районов. Некоторые районы стали городскими округами (Балашиха, Домодедово, Химки).

Осенью 2005 года прошли выборы в представительные органы (в муниципальных районах доля мест одного поселения не может превышать 40 %).

В некоторых субъектах федерации областными законами установлены новые наименования представительных органов муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации. Так, в городских и муниципальных округах представительные органы предлагается называть Думами, в муниципальных районах — Собраниями депутатов, в городских и сельских поселениях — Советами депутатов. Руководители исполнительной власти муниципальных образований в случае принятия закона станут называться главами городского округа, муниципального района, городского и сельского поселений. В некоторых — Собрание муниципального района; Собрание городского округа; Собрание городского (сельского) поселения.

По данным Минфина России по состоянию на 15 октября 2005 года, в России были образованы 24 508 муниципальных образований, из них 1817 муниципальных районов, 526 городских округов, 1823 городских поселения, 20 106 сельских поселений, 236 внутригородских муниципальных образований[9].

Последним субъектом РФ (до включения в 2014 году Республики Крым и города федерального значения Севастополя), где были созданы муниципальные образования, стала Ингушетия в 2009 году[10].

Классификация муниципальных образований

С 2006 года с последующими поправками в 2011, 2014 и 2019 годах введена следующая классификация муниципальных образований на территории субъектов РФ (республик, краёв, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения):

Выделено также понятие межселенной территории, прямо подчинённой муниципальному району и не входящей ни в одно из городских или сельских поселений.

См. также

Примечания

  1. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  2. Федеральный закон от 28 декабря 2004 года № 186-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“»
  3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  4. Федеральный закон от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“»
  5. Федеральный закон от 01 мая 2019 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“»
  6. Законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»
  7. Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению / Законодательная деятельность / Приоритеты законотворческой деятельности Комитета / Законопроект № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»
  8. Крашенинников опроверг сообщения о принятии закона о МСУ к 2024 году
  9. Информация о результатах мониторинга органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению составления местных бюджетов на 2006 год
  10. Закон Республики Ингушетия от 23 февраля 2009 года № 5-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований Республики Ингушетия и наделении их статусом сельского, городского поселения, муниципального района и городского округа»