Музыка Вьетнама

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Вьетнамские музыкальные инструменты

Музыка Вьетнама разнообразна и синкретична, в том числе из-за этнического разнообразия страны[1]. В ней сочетаются местные особенности и иностранное влияние. На протяжении значительной части своей истории вьетнамская музыка много заимствовала из китайской музыкальной традиции, а также Кореи, Монголии и Японии[2]. Также на вьетнамскую музыку повлияло древнее индокитайское королевство Тямпа, так как вьетнамские правители любили слушать тямские композиции. Тем не менее, несмотря на зарубежное влияние, вьетнамская музыкальная культура самобытна, в основном, благодаря тому, что её корни лежат в народной музыке.

Принято территориальное деление вьетнамской музыки на северную, центральную и южную, а также временно́е на четыре периода: X—XIV века, XV—XVIII века, XIX — первая половина XX века и начиная с 1945 года по наше время[1].

Общие сведения

Одна из наиболее характерных особенностей вьетнамской музыки — использование пентатонической нотной последовательности[1], нгукунг (Ngũ Cung, пять нот), помимо диатонической[3], поэтому вместо до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до употребляются ноты хо-сы-санг-се-конг (hò, xự, xang, xê, cống)[4]. Другая важная черта — роль импровизации и украшения звука[1][4].

Вьетнамский язык является тоновым, и мелодия должна следовать тоновому рисунку слов: к примеру, на слове с повышающимся тоном мелодия не должна понижаться[4].

Музыка Вьетнама представлена в списке нематериального культурного наследия ЮНЕСКО семью объектами[5]:

История

Современная музыка Вьетнама сочетает народные и европейские инструменты

Самые ранние достоверные сведения о музыке относятся к правлению династии Динь (X век). До того времени о музыке страны известно очень мало[6]. До-диньские тексты упоминают гонги, барабаны, губные органы и конхи, эти данные подкреплены упоминаниями в литературе.

С X века развитие вьетнамской музыки шло под влиянием Китая и Индии; в страну привезены цисяньцинь (позже превратившийся в данчань) и дамару[1]. После вторжений в Тямпу вьетнамцы пригоняли в плен тямских певиц, искусство которых чрезвычайно ценилось[7][8].

Посол Китая в 990 году писал о том, как император Ле Хоан песней на вьетнамском языке пригласил посла к столу[6]. В эти годы императоры периодически устраивали искусственные горы, на которых выступали музыканты, певцы и танцоры[9]. При этом придворной музыки как жанра ещё не существовало, перед правителями исполняли народные произведения[9]. Император Ли Нян Тонг отмечен как «искусный в мелодиях чужих стран» и превосходно сочинявший музыку.

С XV века индийское влияние на музыку ослабло, основной фокус внимания стал направлен на минский Китай. Создано множество жанров[1].

В начале XIX века вьетнамская музыка обособилась, появилось европейское влияние; в начале XX века создан «реформированный» театр кайлыонг. На юге страны снискали популярность мандолина, классическая гитара и скрипка[1].

С началом Второй мировой войны начался современный период развития музыки Вьетнама. До 1980-х годов традиционная музыка уступала европеизированной в популярности, затем мода на автохтонную музыкальную традицию вернулась[1]. Современная поп-музыка называется «новой» (nhạc mới, няк мой)[3].

Разновидности

Придворная музыка

Религиозная музыка

Камерная, развлекательная музыка

Северное камерное пение качу сформировалось на основе церемониальной музыки в XVIII — XIX веках[8]. Пение качу получило широкую популярность, поэты стали предлагать лучшие стихи певицам для исполнения. В центральной части Вьетнама ту же нишу занимает пение кахюэ[en] с разнообразным аккомпанементом, а на юге — донкайтайты[vi][8][3].

Песен общего для всего Севера жанра хо[vi] — много десятков, а песен сам, традиционно исполняющихся слепыми музыкантами, — несколько сотен.

Музыка национальных меньшинств Вьетнама

Северные горы

Северные горные народы (мыонги, мяо, тхай, тхо) играют на бронзовых барабанах, дантине (đàn tính), кхене[vi], данда[en], варгане данмой[10]. У народа кхму имеется поперечная носовая флейта кукке (Cúc Kẹ) или питот (pítót)[10] В северных мелодиях обычны портаменто и глиссандо; песни исполняют мягкими, «мяукающими» голосами. Музыка северных горцев делится на церемониальную, магическую, любовные и свадебные песни, песни для работы, а также песни-диалоги[8].

Необычен тхайский ударный инструмент кхуалуонг (Khua luống), представляющий собой деревянную ступу, по которой ритмично ударяют палками-пестами[10]. Кроме того, тхай используют струнно-щипковый дантинь, называемый ими тиньтау (tính tẩu)[11]

Центральные плоскогорья

Задолго до образования государства вьетов существовала музыка горных жителей центрального Вьетнама и их музыкальные инструменты: бамбуковые ксилофоны, тыква-цитра, гонги и так далее. Основные разновидности песен — охотничьи, рыболовецкие, любовные, праздничные, похоронные и повествовательные. Каждое племя имело (и до сих пор имеет) собственные мелодии, по которым можно идентифицировать музыкантов[8].

В каждом племени банар имеется несколько наборов бронзовых гонгов, на которых играют мужчины. Другие инструменты этого народа — бамбуковая гармоника «ала» с бронзовым язычком и струнно-щипковый инструмент «тингнинг» (также тиньнинь и тенгненг)[12].

Зярайская музыка похожа на музыку остальных горных народов. Среди характерных инструментов — гонги, тингнинг, трынг[en], а также уникальный струнный инструмент с резонатором, вставляющимся в рот музыканта, — кни[en][13].

Южные народы

Тямы сохраняют традиционную музыку, исполняя её на церемониях начала орошения и прочих. В список тямских инструментов входят костяной или деревянный саринай, двусторонние барабаны гинанг (ghì nằng) и обычные барабаны, небольшой ансамбль гонгов[14]. Среди излюбленных тямами жанров — любовные песни и песенные сказания о былом величии Тямпы[8].

Инструменты эде — бамбуковый ксилофон, поперечная флейта «занток» (dân tộc) с резонатором из тыквы, бронзовые и бамбуковые гонги (отличие игры на гонгах у эде в антифонном звучании). На свирели диньтут (đinh tút) можно играть либо женщинам[15], либо переодетым в женскую одежду мужчинам[16]. Из песенных жанров можно отметить любовное пение «ayray» (исполняется поочерёдно мужчинами и женщинами по дороге к рисовым полям) и песни-эпосы под аккомпанемент флейты «kuut»[16].

Музыкальный театр

Театральная музыка страны также разнообразна. Произошедший от придворного северный театр туонг, отделившийся от туонга южный театр кайлыонг, народный театр тео — самые популярные разновидности данного актёрско-музыкального искусства[3].

Музыкальные инструменты

Дандай
Данни, кен, чонг

Во вьетнамской музыке используется очень большое количество инструментов. Наиболее важными среди них являются[1]:

Обучение музыке

Традиционную музыку преподают в доме учителя (sư phụ, 師父, сы фу), обычно сразу нескольким учащимся. Единой или доминирующей нотной записи нет, мелодии заучивают наизусть. Процесс изучения нового произведения начинается с заучивания порядка нот, после этого к ним добавляется ритм. Преподаватель обычно играет или поёт вместе с учащимися, для наглядности используя закрытый веер[4].

В 1956 году в Сайгоне была открыта первая Национальная музыкальная школа.

Примечания

Литература

Ссылки