Интервал (музыка)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Музыкальный интервал»)

Интерва́л (от лат. intervallum — промежуток, расстояние; разница, несходство) в музыке — соотношение двух музыкальных звуков по их высоте[1]. В европейской теории музыки мерой исчисления музыкальных интервалов на протяжении столетий был целый тон, по отношению к которому определялись и меньшие (например, полутон, четвертитон) и некоторые бо́льшие (например, дитон, полудитон, тритон) интервалы. Наименьшим музыкальным интервалом в европейской традиции считается полутон. Интервалы меньше полутона именуются микроинтервалами. Консонантные и диссонантные интервалы — важнейшие элементы гармонии.

Две стороны интервала

С одной стороны, интервал может быть представлен как математическая (акустическая) величина, выражающая отношение двух чисел — частот основных гармоник входящих в него звуков [math]\displaystyle{ f_B/f_A }[/math]. В теоретически «правильных», то есть наиболее естественно звучащих, интервалах частоты должны соотноситься как небольшие целые числа, например 3:2 для квинты[2][3]. В равномерно темперированном строе отношения слегка отклоняются от «правильных» (скажем, 1,498307 вместо 3:2). Иногда вместо отношения используют эквивалентную величину разности логарифмов частот [math]\displaystyle{ n = 1200\log_2f_B - 1200\log_2f_A = 1200\log_2(f_B/f_A) }[/math] ([math]\displaystyle{ n = 702,0 }[/math] цент для 3:2). Абсолютная математическая величина интервала устанавливается путём механических (на монохорде и др.) или электронных (с помощью прикладной компьютерной программы) измерений.

С другой стороны, интервал — категория специфически музыкальной логики, что проявляет себя уже в музыкальной терминологии. Например, термин quinta предполагает понятие о пяти ступенях диатонического звукоряда (пятая ступень [quinta vox] рассчитывается от основания интервала, которое называется «примой»). Из контекста, который предоставляет музыкальная нотация (буквенная, линейная и т. д.), выводится именно музыкально-логическое значение интервала.

Интервал как математическая (акустическая) величина не может быть однозначно ассоциирован с нотированным музыкальным интервалом. Например, запись eis-a («ми диез» — «ля») в классическом учении о гармонии трактуется как хроматический интервал (уменьшённая кварта, подразумевается разрешение ми диеза в фа диез), энгармонически равный большой терции равномерно темперированного строя, в другом контексте может означать и пифагорейский дитон, и большую терцию чистого строя (например, в итальянском мадригале XVI века). Интервал, нотированный как fis-a («фа диез» — «ля»), в тональности C-dur (до мажор) может рассматриваться как малая терция равномерно темперированного строя, а в тетрахорде хроматического рода у греков — как полуторатон, или полудитон, и т. д.

Поскольку нотация фиксирует только музыкальную (а не математическую) сторону интервалов, вопрос об акустической «аутентичности» звучания той или иной музыки (особенно старинной) не имеет смысла. Неоднозначность связи «числа» и «гармонической логики» интервала открывает простор для музыковедческих и исполнительских трактовок нотированной музыки.

Классификация интервалов

Нижний звук интервала называется основанием, верхний звук — вершиной. Интервалы классифицируются:

1. По взятию: одновременному (гармонический, или «вертикальный», интервал) или последовательному (мелодический, или «горизонтальный», интервал)[4].

2. По объёму (количеству) заключённых в них ступеней. Число, обозначающее количество ступеней в интервале, также является кратким обозначением этого интервала. Интервалы от примы до октавы называются простыми, свыше октавы — составными. Составные интервалы наследуют свойства простых (например, ноны, как и секунды, могут быть большими и малыми)[5]. Интервалы объёмом шире двойной октавы (квинтдецимы) в элементарной теории музыки по традиции не рассматриваются.

3. По «качеству». «Качество» интервала определяется словами «большая» (сокращённо б.), «малая» (м.), «чистая» (ч.), «увеличенная» (ув.), «уменьшённая» (ум.), «дважды увеличенная» (дв. ув.) и «дважды уменьшённая» (дв. ум.), уточняющими количественную характеристику интервала.

  • Термины «большой» и «малый» относят к интервалам секунды, терции, сексты и септимы.
  • Термин «чистый» относят к интервалам примы, кварты, квинты и октавы.

4. По степени благозвучия. Начиная с античности и до эпохи мажорно-минорной тональности интервалы также распределялись по тому, насколько слитно они воспринимаются слухом (подробнее см. в статье Консонанс и диссонанс). В разных исторических классификациях теоретики выделяли (по порядку от самых благозвучных к наиболее неблагозвучным) «совершенные консонансы», «несовершенные консонансы», «несовершенные диссонансы», «совершенные диссонансы» и другие оценочные термины.

Увеличенные и уменьшённые интервалы

В элементарной теории музыки, ориентированной на мажорно-минорную тональность, термины «уменьшённые» и «увеличенные» интервалы подразумевают изменение количества тонов в интервале, притом что количество ступеней остаётся неизменным[6].

  • Увеличенный — основной вид интервала (чистого или большого) повышен на полутон.
  • Уменьшённый — основной вид интервала (чистого или малого) понижен на полутон (кроме «примы»).
  • Дважды увеличенный — основной вид интервала (чистого или большого) повышен на целый тон.
  • Дважды уменьшённый — основной вид интервала (чистого или малого) понижен на целый тон (кроме «примы» и «малой секунды»).

Примеры: <score>\new Staff \with {\remove "Time_signature_engraver"} { < c' e' >1 < c' eis' > < ces' eis' >

< c' g' > < cis' g' > < cis' ges' > } \addlyrics {"б.3" "ув.3" "дв. ув.3" "ч.5" "ум.5" "дв. ум.5"}</score>

В музыке, где мажорно-минорной тональности нет (например, в додекафонии композиторов Новой венской школы), термины «уменьшённый» и «увеличенный» теряют смысл, а термин «чистый» используется только в смысле акустической чистоты (см. Чистый строй).

Список музыкальных интервалов

Нижеследующие таблицы иллюстрируют виды интервалов, как они стандартно описываются в пособиях по элементарной теории музыки XX века (например, в ЭТМ Б. Алексеева и А. Мясоедова[7]).

Количество
ступеней
Название Виды Количество
тонов
Обозначение
Простые интервалы
Примеры простых гармонических интервалов:
<score>\new Staff \with {\remove "Time_signature_engraver"} {

< c' c' >1

< c' des' > < c' d' >

< c' es' > < c' e' >

< c' f' > < c' fis' >

< c' ges' > < c' g' >

< c' aes' > < c' a' >

< c' bes' > < c' b' >

< c' c > } \addlyrics {"ч.1" "м.2" "б.2" "м.3" "б.3" "ч.4" "ув.4" "ум.5" "ч.5" "м.6" "б.6" "м.7" "б.7" "ч.8"}</score>

1 Прима чистая 0 (унисон) ч.1
2 Секунда малая
большая
0,5 (полутон)
1 (целый тон)
м.2
б.2
3 Терция малая
большая
1,5 (полудитон)
2 (дитон)
м.3
б.3
4 Кварта чистая
увеличенная
2,5
3 (тритон)
ч.4
ув.4
5 Квинта уменьшенная
чистая
3 (тритон)
3,5
ум.5
ч.5
6 Секста малая
большая
4
4,5
м.6
б.6
7 Септима малая
большая
5
5,5
м.7
б.7
8 Октава чистая 6 ч.8
Составные интервалы
Примеры составных гармонических интервалов:
<score>\new Staff \with {\remove "Time_signature_engraver"} {

< c' des >1 < c' d >

< c' es > < c' e >

< c' f > < c' fis >

< c' ges > < c' g >

< c' aes > < c' a >

< c' bes > < c' b >

< c' c > } \addlyrics {"м.9" "б.9" "м.10" "б.10" "ч.11" "ув.11" "ум.12" "ч.12" "м.13" "б.13" "м.14" "б.14" "ч.15"}</score>

9 Нона (секунда + ч.8) малая
большая
6,5
7
м.9
б.9
10 Децима (терция + ч.8) малая
большая
7,5
8
м.10
б.10
11 Ундецима (кварта + ч.8) чистая
увеличенная
8,5
9
ч.11
ув.11
12 Дуодецима (квинта + ч.8) уменьшенная
чистая
9
9,5
ум.12
ч.12
13 Терцдецима (секста + ч.8) малая
большая
10
10,5
м.13
б.13
14 Квартдецима (септима + ч.8) малая
большая
11
11,5
м.14
б.14
15 Квинтдецима (октава + ч.8) чистая 12 ч.15
Простые интервалы, включая хроматические[8]
Количество ступеней Название Качество Количество тонов Обозначение Квинтовых шагов
1 Прима чистая 0 ч.1 0
увеличенная 0,5 ув.1 7
2 Секунда малая 0,5 м.2 5
большая 1 б.2 2
увеличенная 1,5 ув.2 9
уменьшенная 0 ум.2 12
3 Терция малая 1,5 м.3 3
большая 2 б.3 4
уменьшенная 1 ум.3 10
увеличенная 2,5 ув.3 11
4 Кварта чистая 2,5 ч.4 1
увеличенная 3 ув.4 6
уменьшенная 2 ум.4 8
5 Квинта чистая 3,5 ч.5 1
уменьшенная 3 ум.5 6
увеличенная 4 ув.5 8
6 Секста малая 4 м.6 4
большая 4,5 б.6 3
уменьшенная 3,5 ум.6 11
увеличенная 5 ув.6 10
7 Септима малая 5 м.7 2
большая 5,5 б.7 5
увеличенная 6 ув.7 12
уменьшенная 4,5 ум.7 9
8 Октава чистая 6 ч.8 0
уменьшенная 5,5 ум.8 7

В двенадцатиступенном равномерно темперированном строе, ставшем основным в европейской музыке с XVIII в., соотношение частот звуков, образующих интервал, вычисляется как [math]\displaystyle{ 2^{N/6} }[/math], где [math]\displaystyle{ N }[/math] — количество тонов (см. таблицу выше).

Обращения

Обращением интервала называется перемещение звука, лежащего в его основании, на октаву вверх или вершины интервала — на октаву вниз. При обращении качество интервала меняется на противоположное: большой становится малым, увеличенный — уменьшённым, дважды увеличенный — дважды уменьшённым и наоборот. Чистый интервал остаётся чистым. В простых интервалах сумма цифровых обозначений основного вида интервала и его обращения всегда равна девяти.

Основной интервал Обращённый интервал
Прима (1) Октава (8)
Секунда (2) Септима (7)
Терция (3) Секста (6)
Кварта (4) Квинта (5)
Квинта (5) Кварта (4)
Секста (6) Терция (3)
Септима (7) Секунда (2)
Октава (8) Прима (1)

Если требуется обратить составной интервал, на октаву переносятся оба его звука (верхний — вниз, нижний — вверх) либо один из них на две октавы, при этом сумма цифровых обозначений обоих интервалов всегда равна шестнадцати.

Основной интервал Обращённый интервал
Нона (9) Септима (7)
Децима (10) Секста (6)
Ундецима (11) Квинта (5)
Дуодецима (12) Кварта (4)
Терцдецима (13) Терция (3)
Квартдецима (14) Секунда (2)
Квинтдецима (15) Прима (1)

Увеличенная октава, также рассматривающаяся как составной интервал, даёт в обращении октаву уменьшённую.


Примечания

  1. Назайкинский Е. В. Интервал Архивная копия от 16 апреля 2018 на Wayback Machine // Большая российская энциклопедия. Том 11. — М., 2008. — С. 435.
  2. В музыковедении СССР и большей части научного корпуса постсоветской России числовое отношение интервала часто неправильно называют «пропорцией». Например, Е. В. Герцман: «…звучание должно выражаться числом… можно смело представлять звуковые отношения конкретными числовыми пропорциями. Но так как неодинаковые отношения количества представляются различными типами пропорций, то и расстояния между звуками (интервалы) способны регистрироваться аналогичным образом, то есть кратными, эпиморными, эпимерными и прочими пропорциями» (Пифагорейское музыкознание. СПб., 2003, стр. 280—281.).
  3. Подробно об арифметических терминах «отношение» и «пропорция» можно прочитать в учебниках арифметики, например, в Шестом отделе учебника А. С. Киселева «Систематический курс арифметики» Архивная копия от 4 декабря 2016 на Wayback Machine.
  4. Термины «горизонтальный интервал» и «вертикальный интервал» вошли в употребление в последние десятилетия XX века, см., например: Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. М., 1988, с.22. В популярных доныне учебниках элементарной теории музыки, написанных в 1950-е гг. — И. В. Способина (1951), В. А. Вахромеева (1956), а также в «Практическом руководстве по музыкальной грамоте» Г. А. Фридкина (1957) — использовались только термины (соответственно) «мелодический интервал» и «гармонический интервал».
  5. Интервал // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2. (CC BY-SA 3.0)
  6. Алексеев, Мясоедов, 1986, с. 69.
  7. Алексеев, Мясоедов, 1986, с. 67, 70.
  8. Битюков Сергей. 13 звуков и интервалов. Их восприятие и обозначение. Лады отклонения и модуляции (рус.) ?. Хабр (7 августа 2021). Дата обращения: 12 августа 2021. Архивировано 12 августа 2021 года.

Литература

Ссылки