Музыкальный жанр

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Музыка́льный жанр (музыкальное направление[1][2]) — род музыки[3], музыкальных произведений, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и др. признаками; а также отдельные разновидности этого рода[4][5].

Понятие жанра в музыке стоит на границе категорий содержания и формы и позволяет судить об объективном содержании произведения, исходя из комплекса использованных выразительных средств. Характеризует, как правило, исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений[6].

По мнению Т. В. Чередниченко, музыкальный жанр — многозначное понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, условиями исполнения и восприятием[7].

В теории музыкальных жанров нет единой системы классификации музыкальных жанров — разные учёные исходят в её построении из различных факторов[8]. Современная тенденция — «размывание» границ между музыкальными жанрами[9].

Принято обозначать четыре основных музыкальных направления или группы: народная музыка, духовная музыка, академическая музыка и популярная музыка[10][11]. К каждому направлению принадлежит некоторое количество жанров музыки и у каждого жанра есть множество поджанров.

Многозначность

Многозначность понятия музыкального жанра связано c тем, что не все определяющие его факторы действуют одновременно и c равной силой. Поэтому в музыковедении сложились различные системы классификации музыкального жанра, которые зависят от того, какой из обусловливающих жанр факторов рассматривается в качестве основного. Нередко одно и то же произведение может быть охарактеризовано c разных точек зрения или один и тот же жанр можно отнести к нескольким жанровым группам. Можно выделить и «жанры внутри жанров», например, входящие в оперу различные жанры вокальной и инструментальной музыки. Опера же является по существу синтетическим жанром, в котором объединяются различные виды искусства. Поэтому при классификации необходимо иметь в виду, какой именно фактор или сочетание нескольких факторов является решающим. Жанровые черты могут переплетаться: например, песенно-танцевальные жанры. Состав исполнителей и способ исполнения определяют наиболее распространенную классификацию жанров. Это прежде всего разделение на вокальные и инструментальные жанры. Некоторые жанры имеют сложную историю, затрудняющую их классификацию. Так, кантата может представлять собой и камерное сольное произведение, и крупное сочинение для смешанного состава (xop, солисты, оркестр)[6].

Жанр и форма

Понятие музыкального жанра отчасти сближается с одним из значений музыкальной формы[3]. Некоторые зарубежные исследователи, говоря о понятиях жанр и форма, показывают, как разные по форме произведения, могут быть одинаковыми по жанру, и наоборот[12].

Понятие музыкального жанра отображает основную проблему музыковедения и музыкальной эстетики — взаимосвязь между внемузыкальными факторами творчества и её сугубо музыкальными характеристиками. Музыкальный жанр является одним из важнейших средств художественного отождествления. Понятие музыкального жанра может рассматриваться в более широком и более узком аспекте. В более широком говорят об оперном, симфоническом, камерном жанре и т. д. В более узком различают жанры лирической и комической оперы; симфонии и симфониетты; арии, ариозо, каватины и т. п.

Ряд исследователей (в частности Виктор Цуккерман) различают первичные и вторичные музыкальные жанры. Первичные непосредственно связаны с условиями их бытования, а вторичные жанры формировались в условиях концертного исполнительства.

Е. Назайкинский выделяет три исторические формы функционирования жанров — синкретическую, эстетическую и виртуальную. В синкретической форме, которая характеризуется синхронностью творчества и восприятия, музыкальный жанр выступает прежде всего как канон, который обеспечивает воспроизведение соответствующей определенной традиции ситуации. В эстетической форме, появившейся с распространением нотной записи, музыка становится эстетическим феноменом и на первый план выходят семантические функции. В виртуальной форме, которая благодаря распространению звукозаписи характеризуется возможностью воспринимать музыку в различных условиях, на первый план выходят структурообразующие функции жанра, что нередко приводит к путанице терминов музыкального жанра и стиля, особенно в популярной музыке.

См. также

Примечания

  1. Ющенко Н. С. Динамика развития западных музыкальных эстрадных стилей и жанров: Историко-культурологический анализ // «Человеческий капитал», № 1 (37), 2012 — С. 41-44
  2. Костюк Е. Б. Популярные музыкальные направления и жанры ХХ века: Джаз, мюзикл, рок-музыка, рок-опера: Учебное пособие — СПб.: издательство СПбГУ, 2008 — 196 с. — (Б-ка Гуманитарного университета)
  3. 3,0 3,1 Ю. Н. Холопов. Форма музыкальная // Симон — Хейлер. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1981. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 5).
  4. Большой толковый словарь русского языка Архивная копия от 8 мая 2022 на Wayback Machine / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. Редакции 2014 года
  5. Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П. 1957—1984
  6. 6,0 6,1 Жанр музыкальный Архивная копия от 28 октября 2013 на Wayback Machine belcanto.ru
  7. Чередниченко Т. В. Жанр музыкальный // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — С. 192. — 150 000 экз. — ISBN 5-85270-033-9.
  8. Заднепровская Г. В. Анализ музыкальных произведений: Учеб. пособие для студ. муз.-пед. училищ и колледжей Архивная копия от 18 марта 2022 на Wayback Machine. —М.: ВЛАДОС, 2003. — 272 с. — С. 8
  9. Есаков В. А. «Размывание» музыкальных жанров как современная культурная тенденция // «Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве», № 13, 2015 — С. 6–9
  10. Ражабов А. Ш. Непредвиденность, неупорядоченность и незафиксированность в нотах Архивная копия от 8 мая 2022 на Wayback Machine // Журнал Scientific progress, 2021
  11. Шевчук Н. А. Взаимосвязь стилевых исполнительских решений и музыкальных жанров в соревновательных композициях сильнейших гимнасток России Архивная копия от 8 мая 2022 на Wayback Machine // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2021
  12. Green, Douglass M. Form in Tonal Music. — Holt, Rinehart, and Winston, Inc. — 1965. — ISBN 0-03-020286-8.

Литература

  • Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке. — М., 2003.
  • Коробова А.Г. Теория жанров в музыкальной науке: история и современность. – М.: Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2007. – 173 с. ISBN 978-5-89598-198-6
  • Handbuch der musikalischen Gattungen, hrsg. v. H. Leuchtmann u. S. Mauser. Laaber, 1993-2010 (24 Teilbände)