Музыкально-цветовая синестезия

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Музыкально-цветовая синестезия, также цветной слух (синопсия) — разновидность хроместезии (типа синдрома Шерешевского), при котором музыкальные звуки вызывают у человека цветовые ассоциации.

Речь идёт о некой связи абсолютной высоты музыкальных звуков и/или тональностей с определёнными цветами. Следует различать зрительное восприятие, образность мышления и собственно музыкально-цветовую синестезию: образностью мышления в той или иной степени обладает каждый человек, тогда как синестетический цветной слух явление довольно редкое, и, по словам некоторых современных музыкантов, обладателей такой способности, — довольно неприятное и трудноконтролируемое, главным образом из-за повышенной чувствительности к окружающему человека в повседневной жизни информационному шуму.

Примеры использования в искусстве

Синестетиками в музыке были Скрябин[1][2], Римский-Корсаков[3][4], Чюрлёнис и Мессиан, из наших современников — Томас Кёнер (нем. Thomas Köner), Kanye West, певица Marina and The Diamonds или погибший при трагических обстоятельствах Джон Бэланс из Coil. Они воспринимали или воображали тональности окрашенными в определённые цвета. Например, симфоническая поэма Скрябина «Прометей (Поэма огня)» была задумана композитором со специальной исполнительской строкой «Luce» (то есть «Свет») и исполняется иногда с использованием светомузыки. Музыкант и художник М. Чюрлёнис пытался передать в своих картинах недоступный этому жанру мир музыки[5].

Теоретическое объяснение

Французский психолог Теодюль Рибо (18391916) приводит три гипотезы происхождения цветного слуха, которые уже в его время (то есть в XIX веке) были общеизвестны. Он пишет: «По эмбриологической гипотезе это могло бы быть следствием неполной дифференциации между чувствами зрения и слуха и фактом случайного оживания такой особенности, которая в некоторую отдаленную эпоху была, может быть, общим правилом в человечестве. Анатомическая гипотеза предполагает сообщения или анастомозы между центрами зрительных и слуховых ощущений в головном мозгу. Затем есть физиологическая гипотеза нервной иррадиации и психологическая, видящая здесь ассоциацию»[6].
Сторонники синестетичности цветного слуха придерживаются, главным образом, «физиологической гипотезы», если воспользоваться дефиницией Рибо. Есть, однако, и серьёзные возражения, ставящие под сомнение саму идею такого рода синестезии и предполагающие наличие лишь образных ассоциаций[7][8]. Для синестезии известны случаи наследования (а физиологические признаки более вероятно наследуемы, нежели устойчивые ассоциации)[9], например, Владимир Набоков и его жена Вера Слоним оба были синестетиками, как и их сын Дмитрий.

Существует и музыкально-педагогическая система В. Б. Брайнина, посвящённая связям между относительной (ладовой) высотой музыкальных звуков и определёнными цветами спектра. В этой системе предусмотрено развитие цветного восприятия ступеней модальных ладов у детей[10]. В работе Брайнина, однако, говорится лишь об объективных предпосылках для возникновения образных ассоциаций, а не о подлинной возможности развития синестетического восприятия.

Петербургский музыкант и художник В. В. Афанасьев предложил собственную математическую теорию аудиовизуальных стимулов на основе не интуитивных связей звуков и цветов, а общих законов гармонии между цветами и между нотами[11]. На основе этой теории он разработал и запатентовал собственную систему светомузыки, ставящую цвет в соответствие звукам, которая применялась, например, на концерте в Капелле к годовщине смерти Пушкина[12]. Элементы той же системы предлагалось применять и для преобразования изображений в музыку[13].

См. также

Примечания

  1. Сабанеев Л. Скрябин и явление цветного слуха в связи со световой симфонией «Прометей» // Музыкальный современник. Петроград, 1916, Вып. 4-5, с. 169—175
  2. Ванечкина И. Л., Галеев Б. М. Был ли Скрябин синестетом? Архивная копия от 15 апреля 2008 на Wayback Machine
  3. Ястребцев В. О цветном звукосозерцании Н. А. Римского-Корсакова // Русская музыкальная газета, 1908, № 39-40, с. 842—845.
  4. «Цветной слух» в творчестве Н. А. Римского-Корсакова. Дата обращения: 2 апреля 2008. Архивировано 15 июля 2020 года.
  5. «Неземная истина Чюрлёниса» //журнал «Чудеса и Приключения» Архивная копия от 21 декабря 2018 на Wayback Machine
  6. Рибо Т. Творческое воображение. — Спб., 1901, c. 23-39.
  7. Галеев Б. М. Цветной слух: природа и функции в искусстве. // Художник и философия цвета в искусстве (тезизы международной конференции). — Санкт-Петербург: Государственный Эрмитаж, 1997, с. 75-77.
  8. Ванечкина И. Л. Цветной слух и светомузыка. // Языки науки — языки искусства (тезизы IV международной конференции «Нелинейный мир»). — Москва, 1999, с. 27.
  9. Functional magnetic resonance imaging of synesthesia Архивная копия от 15 сентября 2009 на Wayback Machine  (англ.)
  10. Брайнин В. Б. Метод графических представлений как средство развития музыкального слуха. Микрохроматический слух. «Цветной» слух Архивная копия от 24 июля 2008 на Wayback Machine // Internationales Symposium «Musikalische Fruherziehung in Wien», ноябрь 1990 (пер. с немецкого)
  11. В. В. Афанасьев. Свето-звуковой музыкальный строй. М. «Музыка», 2002. Дата обращения: 2 мая 2017. Архивировано 13 октября 2017 года.
  12. Романович, Леонид Слушай же, Сальери, мой Реквием... И смотри. Санкт-Петербургские ведомости (12 февраля 2008). Дата обращения: 26 марта 2013. Архивировано 17 апреля 2013 года.
  13. Заболеева-Зотова А. В., Лягин И. Д . Транслятор графического изображения в музыкальное произведение // Известия Волгоградского государственного технического университета : межвуз. сб. науч. ст.. — Волгоград, 2007. — Вып. № 2 (28). — С. 37—40. — ISSN 1990-5297.

Литература

Ссылки