Музей истории и развития Донецкой железной дороги

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Музей истории и развития Донецкой железной дороги
Паровозы перед зданием бывшего локомотивного депоПаровозы перед зданием бывшего локомотивного депо
Дата основания 2000
Адрес  Россия, Донецк, ул. Артёмовская, 47
Директор Владимир Николаевич Донченко
Сайт parovozy.ucoz.ua
48°02′38″ с. ш. 37°44′40″ в. д.HGЯO
Паровозы из музейной коллекции
Красная звезда с профилем Сталина

Музей истории и развития Донецкой железной дороги — временно недействующий железнодорожный музей, находится в городе Донецк при железнодорожном вокзале станции Донецк.

Открыт 4 августа2000 года к 130-летию образования Донецкой железной дороги. Создатель коллекции, положившей основу музея и его директор Владимир Николаевич Донченко.

Более 2000 экспонатов представлены документами, наградами, железнодорожной униформой, железнодорожным оборудованием и инструментом, старыми фотографиями и другими коллекционными материалами. В коллекции музея хранятся: книга 1909 года, посвящённая 25-летию Екатерининской железной дороги, форменная одежда железнодорожников 1936 года, телеграфные аппараты Морзе, жезловый аппарат, знак об окончании школы среднего начсостава имени Рудзутака. Экспозиция музея расположена в бывшем здании депо станции Юзово.

Сотрудниками музея ведётся работа по сбору и реставрации старой железнодорожной техники. Найдены и реставрируются паровозы серии ФД, Л, Ов, ТЭ, Эр, Эм, Эу, паровоз Ь с осевой формулой 0-2-0, представлены тепловозы серий ТЭ3, 2ТЭ116, ЧМЭ5 и электровоз ВЛ8, вагонный подвижной состав. Ждёт очереди на реставрацию вагон, которым пользовались генерал Брусилов и Маршал Советского Союза Ворошилов.

Всего в музее — 25 единиц раритетного подвижного состава. Старейший из них вагон-салон Ворошилова 1898 года выпуска. В музее хранится паровоз Ь-2062 1929 года выпуска, также известный под прозвищем «Кукушка». Ранее он находился в городском парке и едва не стал жертвой сборщиков металлолома. Это единственный сохранившийся экспонат в СНГ.

В 2006 г. экспозиция пополнилась гусеничным плавающим транспортёром «К-61»[1] — в послевоенное время такие вездеходы использовались военизированной железнодорожной охраной на таких стратегических объектах как мосты.

Основная база музея в Донецке. Филиалы в Ясиноватой, Славянске, Красном Лимане.

Музей состоит в Фонде сохранения железнодорожного наследия Новой Европы, является коллективным членом Ассоциации работников технических музеев Украины.

В 2012 году музей пополнился паровозом ЛВ, подарок музею от РЖД[2].

Музей находится на реконструкции, будет немного расширена площадка под ж/д технику.

Примечания

  1. Донецкий железнодорожный музей пополнился машиной «Амфибия». Дата обращения: 12 июня 2006. Архивировано 30 сентября 2007 года.
  2. Евгения Мусихина. Подарок ЮУЖД храним бережно. Гудок (7 октября 2022). Дата обращения: 21 февраля 2024.

Ссылки