Музей Российской академии художеств

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств
Imperial Academy of Arts.jpg
Адрес 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 17
Директор Алексей Юрьевич Мудров
Сайт artsacademymuseum.org
59°56′17″ с. ш. 30°17′24″ в. д.HGЯO

Научно-исследовательский музей Российской академии художеств — первый художественный музей в здании Императорской Академии художеств на Университетской набережной Васильевского острова. Претендует на звание старейшего художественного музея России.

История

Вскоре после основания в 1757 году Императорской Академии художеств, её основатель И. И. Шувалов передал учреждению, размещавшемуся тогда в покоях его дворца на Малой Садовой, собственное собрание картин и рисунков, включавшее произведения Веронезе и Рембрандта.

В продолжение XVIII—XIX вв. музейное собрание пополняли другие вельможи, Екатерина II и её преемники на российском престоле. Предпочтение отдавалось живописи в стиле классицизма (произведения Н. Пуссена, К. Лоррена, Р. Менгса и др.). С XVIII века сохранились многочисленные слепки шедевров античной скульптуры (антиков), а также модели шедевров античной архитектуры, выполненные из пробки римским мастером Кики.

По академическому уставу 1859 года музей стал общедоступным. С 1897 года служил местом публичного представления произведений, претендовавших на размещение в Русском музее: «произведения художников, находящихся в живых, подлежат помещению на 5 лет в Музей императорской Академии художеств и только по истечении этого срока могут быть окончательно переведены в Русский музей императора Александра III, с согласия и по выбору управляющего оным»[1].

Кушелевская галерея. Крупнейшее и ценнейшее[2] пополнение фондов музей получил по завещанию графа Н. А. Кушелева-Безбородко, который в 1862 году завещал Академии свою коллекцию — 466 картин и 29 скульптур (по наиболее полному каталогу, изданному в 1886 году). Согласно воле покойного, коллекция получила статус публичной галереи. Для её размещения были выделены залы второго этажа по 3-й линии, которые сообщались с Музеем живописи через Голубой зал[2]. О значении кушелевской галереи для будущих художников писали В. Г. Перов, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, К. А. Коровин, А. А. Рылов и А. Н. Бенуа. Именно последний, прекрасно понимая художественную и историческую ценность коллекции, будучи заведующим Картинной галереей Эрмитажа, в 1918 году настоял на том, чтобы передать её Эрмитажу. Позднее несколько работ из коллекции были возвращены из Эрмитажа в музей Академии, а многие, уже вопреки завещанию, перекочевали в Москву, где пополнили экспозицию ГМИИ им. Пушкина.

В разное время хранителями музея были И. И. Спитц (с 1864), архитектор Ф. А. Клагес (с 1887), художники и действительные члены Академии художеств А. П. Соколов (с 1892) и Э. О. Визель (с 1907).

Здание и коллекции

Академический музей на картине 1836 года

Музей занимает историческое здание, построенное в 1764—88 годах для академии по проекту А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота. Сейчас в нём, помимо НИМ РАХ, расположены Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, архив, библиотека, лаборатории и мастерские.

Первый этаж занимает по традиции отдел слепков с антиков, второй этаж — «Академический Музеум» (шедевры западноевропейской живописи, среди них полотна А. Кауфман «Спящий младенец Сервий Туллий» и «Узнанный Ахиллес», А. Р. Менгса, А. Челести, Л. Джордано, П. Ф. Мола; «программы» или дипломные работы выдающихся выпускников Императорской академии художеств c XIX века до начала XX столетия (среди них эскиз И. Е. Репина «Ангел истребляет первенца фараона», картина В. Д. Поленова «Воскрешение дочери Иаира», «Капустница» Николая Фешина; мастерские картины К. П. Брюллова, И. И. Шишкина). Отдельный зал посвящен интереснейшему и сложному периоду существования Академии — 1920—1930-м годам. Представлены учебные и дипломные работы этого периода, особенно полно — мастерских К. С. Петрова-Водкина и А. Е. Карева. Кроме того, в постоянную экспозицию включены рельефы и скульптуры русских мастеров XVIII—XIX вв. На третьем этаже — проектные модели знаменитых зданий Петербурга (экспозиция «Архитектура Петербурга XVIII—XIX вв. в моделях, рисунках и чертежах»). В парадных залах вдоль набережной — копии росписей станц Ватикана и других шедевров итальянских мастеров, исполненные пенсионерами Академии художеств середины XIX века во время пребывания в Италии; эти залы, «Рафаэлевский» и «Тициановский», используются для проведения временных выставок.

Филиалы музея

Примечания

  1. Николай II. Положение о Русском музее императора Александра III // Полное собрание законов Российской империи, собрание третье. — СПб.: Государственная типография, 1900. — Т. XVII, 1897, № 13730. — С. 58—59.
  2. 2,0 2,1 Вероника Богдан. Музей Академии художеств Архивная копия от 6 августа 2018 на Wayback Machine. Наше наследие, № 65, 2003.

Литература

Богдан В. Первый музей изобразительного искусства в России.— Третьяковская галерея : журнал. — 2013. — № 1 (38).

Ссылки