Муза Парфянская

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Муза
др.-греч. ΜΟΥΣΗ
Мраморная голова царицы, сделанная греком из Суз, по имени Антиох. Предположительно считается изображением Музы, жены Фраата IV. Найдена в Сузах. Сейчас находится в Национальном музее ИранаМраморная голова царицы, сделанная греком из Суз, по имени Антиох. Предположительно считается изображением Музы, жены Фраата IV. Найдена в Сузах. Сейчас находится в Национальном музее Ирана
2 г. до н. э.4 г.

Муза (Муса) — царица Парфии, супруга парфянского царя Фраата IV, соправительница своего сына Фраата V (Фраатака). Иосиф Флавий в своём сочинении «Иудейские древности», являющимся главным источником, рассказывающем об этой царице, называет её Формусой.

Биография

Портрет Музы на реверсе монеты парфянской драхмы, монетный двор Экбатан

Из рассказа Иосифа Флавия становится известно, что Муза была италийской рабыней, возможно, фавориткой римского императора Августа. Во время переговоров о возвращении знамён и пленных, захваченных парфянами у Красса и Антония, проходивших в 20-х годах до н. э., Муза была подарена Августом парфянскому царю Фраату IV. Знамёна и пленные были возвращены римлянам 12 мая 20 года до н. э. Была ли Муза передана Фраату IV тогда, или это произошло за несколько лет ранее, доподлинно неизвестно. Возможно, Август надеялся через неё получать информацию о положении дел при парфянском дворе, или же она была подарена с надеждой на то, что сумеет оказать влияние на парфянского царя в нужном для римлян направлении.

Вскоре она стала пользоваться особым почётом и любовью у Фраата IV, позже взявшего её в законные жены. Вот как всё это описывает Иосиф Флавий:

«Около этого времени пал от руки сына своего Фраатака парфянский царь Фраат. Поводом к этому послужило следующее: хотя у Фраата были законные дети, однако он взял себе в наложницы италийскую рабыню Формусу, которую прислал ему в числе прочих даров Юлий Цезарь (Октавиан Август). Сперва он находился с нею в незаконном сожительстве, но с течением времени, увлеченный её красотою, женился на ней и сделал её своею законною супругою. После того как она успела родить ему сына Фраатака, она вскоре достигла огромного влияния на царя и задумала приложить все старания, чтобы укрепить за своим сыном престол парфянский. Впрочем, она [вскоре] увидела, что достигнет этого не иначе как если коварным образом избавится от законных детей Фраата. Тогда она стала уговаривать последнего отправить законных детей в Рим в качестве заложников. Так оно и было сделано (Фраат не был в состоянии отказать Формусе в чём бы то ни было), и Фраатак, оставшись один, получал теперь подготовку к будущему правлению. Но вместе с этим юноше показалось слишком долгим ждать смерти отца для получения престола, и потому он задумал умертвить отца при содействии своей матери, с которою, как гласила молва, он даже находился в преступной связи. Все это, то есть отцеубийство, равно как кровосмешение с матерью, возбудило в одинаковой мере ненависть к нему его подданных, и поэтому он, не успев достигнуть совершеннолетия, потерял власть во время мятежа и был убит»[1].

Изображение Музы чеканилось на парфянских монетах наряду с изображением Фраата V

По описанию, данному Иосифом, будто бы она состояла в близких связях со своим сыном, и потому, что изображения их обоих появились на монетах, исследователи сделали вывод, что Фраат V взял в жёны свою мать Музу. Иосиф также утверждает, что это было неприемлемо и напрочь отвергалось парфянами. Обычно это связывают с усилением в Парфянском царстве зороастризма и антиэллинистической реакцией. Однако следует заметить, что приписывание браков с близкими родственницами (матерью, сестрой) специально зороастризму — неправомерно. Известно, что ахеменидские цари женились на близких родственницах и даже эллинистические государи брали в жёны сестёр.[2].

Это и стало причиной нового заговора парфянской знати, при котором Фраат V и Муза были смещены с трона и убиты. Другая и более вероятная версия смещения Фраата V и Музы — их весьма яркая проримская ориентация, обусловленная римским происхождением Музы. Парфянская знать, сместившая Фраата V и Музу, передала трон Ороду III.

Последние монеты Музы и Фраатака датируются месяцем гиперберетеем 315 года селевкидской эры (август—сентябрь 4 года н. э.).[3]

Примечания

  1. Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVIII, гл. 2, §4
  2. Дьяконов М. М. Очерк истории Древнего Ирана. — С. 221.
  3. Дибвойз Н. К. Политическая история Парфии. — С. 139—140.

Литература

  • Дибвойз Н. К. Политическая история Парфии / Пер. с англ., науч. ред. и библиографич. приложение В. П. Никонова. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2008. — 816 с. — (Историческая библиотека). — ISBN 978-5-8465-0638-1.
  • Дьяконов М. М. Очерк истории Древнего Ирана. — М.: Издательство восточной литературы, 1961. — 444 с.