Моя жизнь (повесть)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Моя жизнь
Повести Чехова титульный 1898.jpg
Жанр повесть
Автор Антон Павлович Чехов
Язык оригинала русский
Дата написания 1896
Дата первой публикации октябрь-декабрь 1896 года

«Моя жизнь» — повесть А. П. Чехова, увидевшая свет в 1896 году. Повествование ведётся от имени дворянина, который увлёкся идеями народничества и толстовства[1], порвал отношения с отцом и занялся малярным делом.

Сюжет

Мисаил Полознев вспоминает о своих отношениях с отцом, сестрой и женой. Его отец — губернский архитектор, чёрствый и недалёкий человек, кичащийся своим дворянством. Что о нём думают люди его круга, для него важнее всего на свете. Вынужденный выбирать между одобрением «благородного общества» и семьёй, он выбирает первое и прекращает общение сначала с сыном, а потом и с дочерью.

Путь канцелярского клерка, по которому его направляет отец, претит рассказчику. Он не видит в такой работе и образе жизни никакого смысла, конфликтуя со своими начальниками. Последним по времени становится место у железнодорожного инженера Должикова — богача и хама. Мисаил, с детства прозванный «Маленькая польза», отказывается пользоваться плодами чужого труда и, разделяя толстовские идеи насчёт благотворности физической работы, устраивается обычным маляром в артель. В отличие от провинциальных интеллигентов, глава работников по прозвищу Редька не выносит лицемерия. Он любит рассуждать о том, что «тля ест траву, ржа — железо, а лжа — душу».

«Опрощение» и «омужичивание» потомственного дворянина приводят к его разрыву с благородным обществом губернского города. От него отворачиваются почти все знакомые, а отец (после безуспешной попытки надавить на сына через губернатора) проклинает его. Среди немногих, кто продолжает встречаться с Мисаилом, — московский доктор Благово, который ведёт с ним бесконечные споры о прогрессе и цивилизации. Благово, любящий произносить высокие слова о неизбежности светлого будущего, при всём своём прекраснодушии ведёт двойную жизнь с сестрой Мисаила, которая ждёт от него ребёнка. Сестра доктора, Анюта, тайком присылает Мисаилу подарки и, как выясняется впоследствии, влюблена в него, но так и не решается признаться в своих чувствах.

Со временем Мисаил становится известен как «самый интересный человек в городе», чем привлекает внимание дочери инженера Должикова — Маши, красавицы и талантливой певицы. Поселившись с Мисаилом в имении Дубечня, она начинает строить там школу для крестьянских детей. Мисаил и Маша вступают в брак, однако их счастье длится недолго. Устав от темноты и недоброжелательства мужиков, Маша уезжает в столицу, а оттуда в Америку. Становится понятным, что она сблизилась с Мисаилом из желания вырваться из-под докучной опеки отца, ради свободы и самостоятельности.

Заменив Редьку во главе артели, Мисаил отныне живёт воспоминаниями о кратком счастье с Машей и воспитывает дочь сестры, умершей от чахотки. Анюта Благово ласкает племянницу, но только когда этого не видит никто из городских знакомых: мнение окружающих для неё по-прежнему превыше всего, даже собственного счастья.

Создание и публикация

Чехов начал работать над повестью в феврале 1896 года и закончил её в конце июля этого же года. Возникали некоторые разногласия по поводу ее названия. Чехову не нравилось название «Моя жизнь», он хотел ее назвать «В девяностых годах». Редактор журнала «Нива» Алексей Тихонов-Луговой решил, что предложенное название носит мемориальный оттенок и предложил существующее ныне название. Автор не стал спорить.

Повесть впервые печаталась в октябре-декабре 1896 года в № 10-12 ежемесячного «Литературного приложения» к журналу «Нива». Печать повести в нескольких номерах была обусловлена следующими соображениями: в связи с ростом рабочих стачек после коронации Николая II и назначением нового цензора издатели ожидали больших строгостей. Поэтому текст повести разделили для печати в журнале так, чтобы в первую книжку вошли первые пять глав, наиболее безопасные в цензурном отношении. Этим самым предполагалось усыпить бдительность цензора.

Переработанная автором повесть была включена в сборник рассказов «Мужики», изданный А. С. Сувориным. Повесть «Моя жизнь» печаталась без изменений во всех семи изданиях сборника (1897—1899). С некоторыми правками Чехова повесть была включена в девятый том его собрания сочинений, изданного в 1899—1901 годах Адольфом Марксом.

Д. Мирский, вообще не очень высоко ставивший Чехова, считал «Мою жизнь» его шедевром «по поэтической мощи и значительности»[1]. Ещё при жизни автора повесть была переведена на венгерский, датский, немецкий, сербскохорватский, финский, чешский и шведский языки. Лев Толстой принял повесть сдержанно, хотя ему понравился образ Редьки[2][3]. В 1897 г. И. Е. Репин писал Чехову[4]:

Какая простота, сила, неожиданность; этот серый обыденный тон, это прозаическое миросозерцание являются в таком новом увлекательном освещении. А какой язык! — Библия.

Анализ

Мисаил Полознев стал одним из первых у Чехова активных героев, нашедших в себе силы преодолеть путы конформизма. По характеристике современного исследователя, «собственно активных личностей Чехов долгое время не видел: как бы ни эволюционировали, к примеру, образы конформистов, приращивая некоторые качества активности, эти персонажи не могли переступить своё слабоволие, сделать конкретные шаги, решиться на поступок»[5]. Мисаил Полознев такой поступок совершает, порывая с косной средой, которую воплощает, в первую очередь, его отец (эдиповский тип конфликта).

Адаптации

Примечания

  1. 1,0 1,1 Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. — London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. — С. 564-65.
  2. Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом. СПб., 1912, стр. 81.
  3. Запись в дневнике А. С. Суворина от 11 февраля 1897 г.
  4. И. Е. Репин. Письма к писателям и литературным деятелям. 1880—1929. М., 1950, стр. 141.
  5. Н. А. Тимофеев. Эволюция героя в прозе А. П. Чехова 1890—1900-х годов. М., 2015.

Ссылки