Мохэ (племена)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Племена
Мохэ
 Flag of None.svg
Flag of None.svg 
Flag of None.svg 
Язык(и) Тунгусо-маньчжурские языки

Мохэ́ (кит. упр. 靺鞨, пиньинь mòhé), также моцзи́ (кит. упр. 勿吉, пиньинь mòjí) — народ, живший на севере Маньчжурии с раннего средневековья, предки чжурчжэней и, соответственно, маньчжуров. Несколько раз переселялись на левый берег Амура. Язык относился к тунгусо-маньчжурским языкам, предположительно, был одним из проточжурчжэньских языков наряду с языками Илоу. А. В. Гребенщиков предполагает, что имя «мохэ» происходит от маньчжурского «мукэ» (вода), следовательно, «мохэ» переводилось им как «поречане, жители рек». Такой же точки зрения придерживался и Г. Е. Грумм-Гржимайло. Действительно, средоточием мохэйцев в IV—VI веках были бассейны рек Амура, Зеи, Сунгари, Уссури.

Мохэские племена являлись пришлым народом на Дальнем Востоке. В раннем средневековье они прибыли на территорию Маньчжурии из Забайкалья[источник не указан 1896 дней], скорее всего, покорив местные группы населения. В отличие от коренного населения современного Дальнего Востока России, мохэйцы не использовали каны. Но они ввели использование коней в охоте, военных действиях и сельском хозяйстве. При этом они позаимствовали многие занятия и промыслы у местного населения.[какие?]

Средневековые китайские историки считали их потомками народа сушень.

Численность

Каждое племя имело своего вождя, которому и подчинялось. В китайских летописях были представлены 7 племенных союзов, хотя, скорее всего, их было больше. В частности, по данным «Син Тан шу», все 7 племён могли собрать до 50 тысяч войска, но в битве при Аньши, по данным «Цзинь ши», участвовало 150 тысяч мохэсцев. Скорее всего, 7 племён были вне влияния Когурё, а сколько мохэйцев проживало на территории Когурё, точно неизвестно.

Семь племён

  1. Сумо (粟末), граничило с Когурё. Могли собирать несколько[1] тысяч воинов и часто вторгались в Когурё.
  2. Бодо (伯咄). Обитали севернее сумо. Могли собрать 7000 воинов.
  3. Аньчегу (安車骨). Обитали на северо-востоке от бодо.
  4. Фуне (拂涅). Жили на востоке от бодо.
  5. Хаоши (號室). Жили на востоке от фуне.
  6. Хэйшуй (黑水), в переводе с китайского «племя чёрной реки». Жили на берегах Амура, северо-западнее аньчегу. Самое сильное племя мукри.
  7. Байшань (白山)в переводе с китайского «племя белых гор». Жили около Пэктусана, юго-восточнее сумо. Собирают не больше 3000 воинов.

Этнические группы мукри среди других народов

Мукри, переселившиеся на Тянь-Шань во II в. н. э. во главе с сяньбийским вождем Таншихаем, входили в состав народа тюргеши, и были известны как сары-тюргеши.

Часть мукри вошла в состав туркмен в качестве отдельного племени[2].

Война

Китайцы считали мохэ лучшими воинами среди «восточных варваров». Они был сильны и отважны. Они презирали своих западных соседей Восточных Киданей (кит. Доумолоу) и нападали на них.

Восточные племена использовали стрелы с каменными наконечниками, западные — иногда бронзовые наконечники. Были отличными лучниками. Луки длиной 3 чи (88-100 см), стрелы около чи с двумя цунями (около 34 см). Осенью заготавливали яды для стрел, который использовали в основном для охоты. Основная военная сила пешие лучники.

Конные лучники восточных племён до образования Бохай спешивались перед боем. Кони были слабыми ростом 120-130 см похожие на лошадей Пржевальского. Конные лучники западных племён использовали коней ростом 150 см в холке. Выносливых и крепких - родственных скифским разноцветным лошадям. Стреляли из лука на ходу стрелами с кремниевыми и бронзовыми наконечниками, использовали копья длинной 180 см с бронзовым наконечником длинной 10 см и 40-50 см бронзовые колющие мечи.

Известные правители

Несмотря на то что каждое племя имело своих вождей, известны имена только двух правителей:

  1. Вождь, совершавший серьёзные набеги на Китай и носивший в переговорах с китайцами титул «великий мофо» (大莫弗), по имени Маньдо (瞞咄) (6 век).

2. Перешедший на сторону китайцев в начале 7 века вождь Тудицзи (突地稽).

Отношения с соседями

Мохэйцы играли важную роль в отношениях между странами Корейского полуострова и Китаем. Мохэская конница часто совершала набеги на Китай и его союзников.

В 471476 году прислали в Бэй Вэй посла Иличжи (乙力支) с данью — 500 лошадей. Иличжи рассказал китайцам о своём пути из земель мукри. Он сообщил, что мукри соединились с Пэкче и разбили когурёского Шиломи (十落密) и просят у императора совета как лучше напасть на Когурё с моря. Император приказал: «Три владения (Когурё, Пэкче и мукри) пусть живут в мире». Через десять лет дань два раза привозил уже другой посол — Хоуничжи (侯尼支).

В 581 году мукри прислали послов приветствовать восшествие на престол Суй Вэнь-ди.

Во время войны Суй Ян-ди против Когурё один из вождей мукри Тудицзи (突地稽) со своими людьми ушёл в Китай был принят в китайское подданство и пожалован титулом. Он полюбил китайские обычаи и просил прислать ему шапочку и пояс, как у настоящих чиновников, что было исполнено. Он сопровождал императора в походах на Ляодуне и был награждаем за храбрость в сражениях. Позже он провожал императора до Цзянсу. Ли Ми (аристократ, вождь восстания против Суй) пытался поймать его. После он поселился в городке Лючэн (柳城) и имел постоянное сообщение с Китаем.

После разгрома Когурё в 668 году эти племена участвовали в создании государства Бохай, часть вошла в состав Илоу, а часть осели в районе Пекина приняв китайское подданство.

Хозяйство

Почвы были слишком сырые, низины. Выращивали просо и пшеницу, а также мальву. Производил брагу из различных злаков.

Были воды с большим содержанием соды. Добывали соль на древесной коре[3] или посредством выпаривания в солёных озёрах.

Коров и овец не держали, но разводили лошадей. На них пахали землю и впрягали их в одноосные телеги с примитивными колёсами. Много и успешно охотились

Делали постройки, уплотняя землю, как при строительстве плотин, так и при строительстве землянок и глинобитных сооружений.

Обычаи

На свадьбу невеста надевала полотняную юбку, а мужчина шубу на свиной коже и вставлял в головной убор хвост пушного зверя белого цвета. После свадьбы муж брал жену за воротник рубахи и вёл в свой дом. В случае супружеской измены муж имел право убить жену.[источник не указан 1896 дней]

Часть использовала погребение в могилу и над ней строили хижину. Часть использовали обряд воздушного погребения. Различие по всей видимости религиозное.[4].

Примечания

  1. У Бичурина «7000»
  2. С.Атаниязов. Словарь туркменских этнонимов. Ашхабад, Ылым (1988). Дата обращения: 16 мая 2020. Архивировано 14 июля 2020 года.
  3. Вероятно осаждением соли на куске коры в солёном озере
  4. Троицкая группа мохэской культуры и амурские чжурчжэни в Приамурье // Сибирское отделение РАН Архивировано 24 сентября 2015 года.

Литература

  • Пискарёва Я. Е. Локальные группы мохэских памятников в Приморье. // Российский Дальний Восток в древности и средневековье: открытия, проблемы, гипотезы. [ коллективная монография ] — Владивосток: Дальнаука. 2005. — С. 419—438
  • Гумилёв Л. Н. Древние тюрки. — СПб.: СЗКЭО, Издательский Дом «Кристалл», 2002. — С. 576. — ISBN 5-9503-0031-9.
  • Государство Бохай (698—926 гг.) и племена Дальнего Востока России. — М.: Наука, 1994. — 219 с.
  • Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. В трёх частях с картою на трёх больших листах. Сочинение монаха Иакинфа. — СПб, 1851.
  • Бэй ши. История Северных Династий. Гл. 94.

Ссылки