Мотте, Шарль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Шарль Мотте

Шарль Этьен Пьер Мотте (2 ноября 1784, Париж — 5 декабря 1836) — литограф и издатель книг на французском языке.

биография

Сын Пьера Мартина Мотте и Урсулы Дюруп. 7 мая 1811 года женился на Марие Матье в церкви Сен-Франсуа-Ксавьер[fr].

31 октября 1817 года Шарль Мотте получил патент, позволяющий ему заниматься профессией печатника-литографа. Он был одним из первых, получивших такой патент, который был введён в том же 1817 году.

Тяга к мрачному, макабрическому[en], и интерес к теме краткости жизни, характерной для романтизма, побудили его создать серию литографий по гравюрам эпохи Возрождения таких авторов, как Ханс Бальдунг («Девушка и смерть»).

Иллюстрировал заголовки либеральной ежедневной газеты «Le Miroir des spectacles, des lettres, des mœurs et des arts», в которой использовались множество его литографии (февраль 1821 — июнь 1823).

В 1827 году убедил молодого Эжена Делакруа проиллюстрировать первое французское издание «Фауста» Гёте; сам Мотте отвечал за литографию листов и раскрашивание их акварелью.

Выпускал литографии рисунков Жан-Батиста Мозеса (1784—1844) (портреты Жан-Жака Руссо, Наполеона и т. д.), Жана Виктора Адама («Пришествие империи»), Людвига Руллманна[fr] (портреты Морица Оранского и Морица Саксонского), Ипполита Белланже («Вход французов в Милан»), Ашиля Девериа (1800—1857), Эдмона Савуа («Вид на Сомюр в 1836 году»), Анри Монье и др.

Шарль Мотте является отчимом Ашиля Девериа (который женился на его дочери Селесте) и дедушкой египтолога Шарль-Теодюля Девериа и синолога Жан-Габриэля Девериа[fr].

Шарль Мотте обучил литографии миссионера Лорана Эмбера, который привёз это искусство в Китай. Литографическая мастерская Мотте участвовала в печати «Египетской грамматики[fr]» Шампольона, но сам Шарль Мотте умер в Париже 5 декабря 1836 года, вскоре после выхода первой части.

Селеста Девериа унаследовала дело своего отца, и 14 декабря 1837 года получила патент на литографирование.

Галерея

Публикации

  • Contemporains étrangers ou,Recueil iconographique des étrangers les plus…, de Jean-Baptiste Mauzaisse, Henri Grévedon, J.P. Quénot, Charles Motte, Charles Étienne Pierre Motte, 1826, 66 p.
  • Goethe, de Jean-Baptiste Mauzaisse, Ch. Ét. Pierre Motte.

Литература

  • Bellier de La Chavignerie É., Auvray L. Dictionnaire général des artistes de l'école française depuis l'origine des arts du dessin jusqu'à nos jours : architectes, peintres, sculpteurs, graveurs et lithographes : [фр.] : en 2 vol. / ouvrage commencé par Émile Bellier de La Chavignerie, continué par Louis Auvray, Statuaire, Directeur de la Revue artistique et littéraire. — Publication honorée de la souscription du Ministère de l'Instruction publique et des Beaux-Arts. — Paris : Renouard, 1885. — Vol. 2. — P. 133. — 733 p. — OCLC 1043275755.
  • Marie-Christine Clæs, « Autour de la Grammaire égyptienne de Champollion : Marcellin Jobard, Charles Motte et Jules Feuquières, utilisateurs de la lithographie pour l'impression des hiéroglyphes », Bulletin des Musées royaux d'Art et d'Histoire, Bruxelles, tome 82, 2011 [2013], P..

Примечания