Мост Белинского

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мост Белинского
Вид вверх по течениюВид вверх по течению
Историческое название Симеоновский мост
Область применения автомобильный, трамвайный, пешеходный
Пересекает река Фонтанка
Место расположения Улица Белинского
Конструкция
Тип конструкции арочный мост
Материал камень
Число пролётов 3
Общая длина 56,6 м
Ширина моста 19,06 м
Эксплуатация
Открытие 1733, 1859
Закрытие на реконструкцию 1782—1785, 1859, 1890, 1997—1999
Герб Объект культурного наследия РФ
59°56′16″ с. ш. 30°20′35″ в. д.HGЯO

Мост Белинского — автодорожный каменный арочный мост через реку Фонтанку в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяет Спасский и Безымянный острова. Объект культурного наследия России регионального значения[1].

Расположение

Расположен в створе улицы Белинского, соединяя ее с площадью Белинского. Рядом с мостом расположены церковь Симеона и Анны (архитектор М. Г. Земцов, 1728—1734), цирк Чинизелли (архитектор В. А. Кенель, 1877).

Ближайшая станция метрополитена — «Гостиный двор». Выше по течению находится Пантелеймоновский мост, ниже — Аничков мост[2].

Название

Первоначально, с 20 августа 1739 года мост назывался Симеоновским, по имени находящейся поблизости Церкви св. Симеона и Анны[3][4]. Современное название мост получил 6 октября 1923 года в форме мост Писателя Белинского. Уточняющее слово Писателя перестало употребляться после 1929 года[5].

История

Деревянный Симеоновский мост

В 1733 году был построен деревянный мост на свайных основаниях, оформленный под каменный арочный[2][6]. К 1763 году мост был деревянным разводным[7]. В 17821785 годах он был заменён каменным трёхпролётным, построенным как один из семи типовых мостов через Фонтанку с характерными башнями (сохранились только два из этих мостов: мост Ломоносова и Старо-Калинкин). Автором проекта, предположительно, является французский инженер Ж.-Р. Перроне[8]. Фактически этот мост стал первым из них.

Внешние изображения
Чертеж моста до перестройки 1859 года

К середине XIX века пропускная способность моста уже была недостаточной для возросшего движения, ширина проезжей части составляла 9,14 м[9]. В 1859 году башни снесли, а средний деревянный разводной пролёт был перекрыт кирпичным сводом с гранитными арками по фасадам[10][11][12]. После ремонта ширина проезжей части увеличилась до 12,8 м, ширина тротуаров составила по 1,6 м каждый[9].

В отличие от остальных перестроенных мостов через Фонтанку (кроме Старо-Калинкина и моста Ломоносова), мост Белинского сохранил характерные очертания пролётов[13]. Отношение современников к перестройке моста иллюстрируют статьи в газетах того времени[14]: «Пришла очередь и Фонтанке лишиться своих узких мостов с башенками, поставленными, вероятно, для убежища собак в ненастное время; нынче эта участь постигает и Симеоновский мост»[15], «Очень похорошел, когда сняли с него тяжелые гранитные башни, не служившие ни к чему и только занимавшие место… Железная решетка изящного рисунка и бронзовые красивые канделябры и фонари, числом 8, производят самые выгодный и приятный эффект»[16].

В 1890 году с целью расширения проезжей части тротуары моста вынесли на консоли, для чего по обе стороны установили на быках и устоях по 4 чугунных литых кронштейна, к которым крепится металлическая тротуарная (фасадная) балка[6]. Установлена кованая чугунная решетка упрощённого рисунка. Работы по расширению моста производились Обществом конно-железных дорог (по мосту была проложена линия конки)[17].

Путеводитель 1892 года так описывал мост: «Симеоновский мост — один из самых бойких в столице по своему движению. Тут и «конки», и бесконечные ломовики, и множество частных экипажей. Движение идёт, не переставая, в течение всего дня, и надобно положительно благодарить город и нашу казну за то, что он додумался в прошлом году значительно расширить мост. Теперь разъезд на нём легче, хотя движение всё же такое, что пешеходу и извозчику дремать не приходится»[18].

26 августа 1908 года в составе открытия 7 линии петербургского трамвая по мосту началось трамвайное движение[19]. В 1988 году был одобрен проект восстановления исторического облика моста с возведением башен (инженер Г. М. Толстопятов, архитектор Ю. Г. Шиндин)[2], однако из-за начавшихся экономических трудностей не был реализован[20]. В 19971999 годах проведён капитальный ремонт моста. Проект реконструкции разработан ЗАО «Институт „Стройпроект“» (Журбин А. А., Злотников А. Г., Мальков Б. Ю.)[11]. В ходе работ заменены консольные тротуарные балки, заменена гидроизоляция пролётных строений, уложены бесшпальные трамвайные пути, отреставрировано перильное ограждение[20][21]. В 2003 году на мосту была установлена декоративная подсветка в рамках программы «Светлый город».

Конструкция

Мост трёхпролётный арочный, схема 21,3+14,0+21,3 м[11]. Пролёты перекрыты коробовыми каменными сводами, средний пролёт перекрыт кирпичным сводом (бесшаринирные арки). Тротуары вынесены на стальные консоли, поддерживаемые железобетонным противовесом в теле арок[11]. Фасады арок облицованы гранитом. Опоры моста каменные, облицованы гранитом. На опорах снизу расположены треугольные гранитные ледорезы. Длина моста составляет 56,6 м, ширина – 19,06 м[20].

Мост предназначен для движения автотранспорта, трамваев и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 4 полосы для движения автотранспорта (включая 2 трамвайных пути). Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. Тротуары отделены от проезжей части высоким гранитным парапетом. Перильное ограждение металлическое кованое, на промежуточных опорах установлен металлический парапет.

Примечания

  1. Распоряжение мэра Санкт-Петербурга «О взятии под охрану недвижимых памятников градостроительства и архитектуры Санкт-Петербурга и пригородов» № 108-р от 30.01.1992. Архивировано 12 апреля 2022 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Степнов, 1991, с. 302.
  3. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 29. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  4. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 24. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  5. Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. — М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб; Владимир: ВКТ, 2009. — С. 683. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-057482-7.
  6. 6,0 6,1 Тумилович, Алтунин, 1963, с. 63.
  7. Петров П. Н. История Санкт-Петербурга с основания города, до введения в действие выборного городского управления по учреждениям о губерниях. 1703—1782. — СПб., 1884. — С. 676—677. — 848 с.
  8. Бунин, 1986, с. 173.
  9. 9,0 9,1 Перестройка Симеоновского моста через реку Фонтанку в С.-Петербурге // Журнал Министерства путей сообщения. — СПб., 1861. — Май—июнь (т. 34. Кн.3). — С. 1—6.
  10. Проект на перестройку Симеоновского моста через реку Фонтанку в г. Петербурге // РГИА. Ф. 1293. Оп. 165. Д. 310. Дата обращения: 27 декабря 2019. Архивировано 27 декабря 2019 года.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 Стройпроект, 2010, с. 25.
  12. Слухи и вести // Неделя строителя. — СПб., 1890. — Вып. 30. — С. 210.
  13. Бунин, 1986, с. 62.
  14. Столпянский П. Н. Старый Петербург. Перузина // Зодчий. — Пг., 1916. — Вып. 34. — С. 315.
  15.  // Русский мир. — 1859. — № 29.
  16.  // Сын отечества. — 1859. — № 29. — С. 917.
  17. Отчеты городской Управы и других городских установлений // С.-Петербургское городское общественное управление в 1890 году. — СПб.: типография Шредера, 1891. — С. LXIII.
  18. Зарубин И. И. Альманах-путеводитель по С.-Петербургу. — СПб., 1892. — С. 152. — 239 с.
  19. Техническое описание с приложением расчетов сооружений // Отчёт по сооружению Санкт-Петербургского городского электрического трамвая. 1905—1908. — СПб., 1909. — Т. 2. — С. 9, 11.
  20. 20,0 20,1 20,2 Мостотрест.
  21. Энциклопедия Санкт-Петербурга.

Литература

  • Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда. — Л.: Стройиздат, 1986. — 280 с.
  • Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. — Л.: Лениздат, 1991. — 320 с.
  • Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. — Л.: Лениздат, 1971. — 192 с.
  • Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. — М.: Издательство министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1963. — 298 с.
  • ЗАО «Институт «Стройпроект». История в проектах, 1990—2010. — 2010. — 116 с. — 1500 экз.

Ссылки