Московский железнодорожный узел

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Центральная часть московского железнодорожного узла (в старых границах Москвы до 1 июля 2012)

Моско́вский железнодоро́жный у́зел — единый железнодорожный комплекс, сложившийся и функционирующий в масштабах Московского региона. Сформировался к концу XIX века вслед за первым в России петербургским узлом, когда Петербург был столицей государства. До настоящего времени сохраняет основной объём пассажирских и грузовых перевозок. Московский узел — крупнейший железнодорожный узел в СНГ и один из крупнейших в мире[1][2][3].

С 2006 года разрабатывается новая генеральная схема развития московского железнодорожного узла.

Структура

В состав московского железнодорожного узла, имеющего радиально-кольцевую структуру, входят:

Общая протяжённость путей в пределах границ Москвы (до 1 июля 2012 года) составляет 190 км. Московский узел электрифицирован постоянным током на 90 %. В пределах Москвы расположены 6 сортировочных станций (в границах МКАД одна станция Люблино-Сортировочное), 52 грузовые станции (с учётом сортировочных), 9 пассажирских, 3 технических пассажирских станции, 4 моторвагонных депо для составов пригородных поездов. На территории Москвы функционирует 88 остановочных пунктов (включая и пассажирские станции) для пригородно-городских пассажиров[1]. Имеет удобные пересадки на Московский метрополитен со всех вокзалов, а также с некоторых станций/платформ в черте Москвы. Существует скоростное сообщение с тремя основными аэропортами Москвы (аэроэкспрессы). В целом узел простирается на площади в пределах Большого кольца Московской железной дороги[5].

Схема развития

Внешние изображения
Схема развития московского ж/д узла до 2020 года
Модернизация МЦК в 2014 году

В связи с начавшейся в 2006 году разработкой новой генеральной схемы развития московского железнодорожного узла (последний раз генеральная схема утверждалась в 1980 году) директор проектного института Гипротранстэи — филиала ОАО «РЖД» — Ф. С. Пехтерев трактует понятие «московский узел» более широко, включая в него железнодорожные линии не только в Москве, но и в Московской области, Большое кольцо МЖД, а также отрезки линий в соседних областях, охваченные регулярным пригородным сообщением из Москвы и находящиеся в пределах полигона Московской железной дороги[6].

При разработке генеральной схемы развития московского железнодорожного узла решаются такие задачи:

  • превращение пригородного движения московского узла в пригородно-городское с максимальным использованием существующих диаметров;
  • организация на Малом окружном железнодорожном кольце пассажирского движения в целях помощи метрополитену и городскому наземному транспорту с устройством транспортно-пересадочных пунктов (ТПУ);
  • организация интермодального пригородно-городского движения электропоездов с аэропортами города и между ними;
  • максимальная разгрузка узла от транзитных грузовых перевозок;
  • оптимизация грузовой работы в московском узле путём её концентрации на меньшем количестве грузовых дворов, закрытие или перепрофилирование ряда существующих и создание грузовых терминально-логистических центров (ТЛЦ) на периферии узла;
  • обеспечение возрастающих объёмов пассажирских перевозок с одновременным повышением их качества и расшивка «узких мест», в первую очередь на головных участках радиальных линий, строительство дополнительных железнодорожных путей[6]

Направления

Направления по сторонам света для радиальных направлений не полностью совпадают с расположением вокзалов относительно центра Москвы. С некоторых вокзалов отправляются электропоезда на более чем одно направление. Не все вокзалы являются тупиковыми, их связывает Алексеевская соединительная линия, по которой существует сквозное движение с одного направления на другое.

Радиальные направления и их тупиковые ответвления (по часовой стрелке):

  • Лобня — Аэропорт Шереметьево
  • Вербилки — Дубна (за пределами БМО)
  • Болшево — Фрязино
  • Софрино — Красноармейск
  • Реутово — Балашиха
  • Фрязево — Захарово
  • Павловский Посад — Электрогорск
  • Главный ход: Казанский вокзал — Люберцы — Черусти
  • Ответвление: Кривандино — Рязановка (без прямого пригородного сообщения от Москвы, за пределами БМО)
  • Голутвин — Озёры (без прямого пригородного сообщения от Москвы, за пределами БМО)
  • Луховицы — Зарайск (без пассажирского сообщения, за пределами БМО)
  • Домодедово — Аэропорт Домодедово
  • Серпухов — Серпухов-Ветка (без пассажирского сообщения, за пределами БМО)
  • Солнечная — Новопеределкино
  • Лесной Городок — Аэропорт Внуково,
  • съезд на Вяземско-Сызранскую хордовую линию Тихонова Пустынь — Калуга I (за пределами БМО)
  • Кунцево I — Усово,
  • Кунцево II — Рублёво,
  • Голицыно — Звенигород

Другие линии в порядке от центра узла:

  • Алексеевская соединительная линия — соединяет несколько направлений внутри Москвы. Основной ход Москва-Пасс.-Смоленская — Москва-Пасс.-Курская.
  • Митьковская соединительная ветвь — соединяет несколько направлений внутри Москвы. Основной ход Москва-Пасс.-Казанская — Николаевка.
  • Малое кольцо МЖД — соединяет все направления внутри МКАД. Пассажирское сообщение начато с 10 сентября 2016 года в режиме городской электрички, интегрированный с Московским метрополитеном по части оплаты проезда. Система городского поезда именуется «Московское центральное кольцо». Свои соединительные ветви и линии к радиальным направлениям и несколько тупиковых ответвлений.
  • Перово — Кусково — соединяет Казанско-Рязанское и Горьковское направления при движении от Казанского вокзала в область (однопутная).
  • Бирюлёвская соединительная ветвь (Царицыно — Бирюлёво-Тов.) — соединяет Курское и Павелецкое направление при движении от Курского вокзала в область (однопутная).
  • Хордовая линия Мытищи — Фрязево. Соединяет Ярославское и Горьковское направления в Московской области. Обслуживается пригородными поездами только Ярославского направления.
  • Большое кольцо МЖД — соединяет все направления на отдалении 15—30 км от МКАД с возможностью пересадки друг на друга. Некоторые участки имеют «прямое» сообщение с радиальных направлений (с вокзалами Москвы или с другими станциями). Свои соединительные ветви и линии к радиальным направлениям. Отдельные Егорьевская и Жилёвская ветви кольца. Тупиковое ответвление в Парк «Патриот».

Имеется также некоторое пересечение радиальных направлений в Москве с возможностью пересадки друг на друга.

В 2012 году на МЖД в пригородном сообщении перевезено 568 млн пассажиров[7] и 53 млн пассажиров перевезено в дальнем сообщении[8].

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Дороги, которые нас разделяют — что делать? О перспективах реорганизации Московского железнодорожного узла. | Архитектурный вестник (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 декабря 2012. Архивировано 8 декабря 2015 года.
  2. [dic.academic.ru/dic.nsf/moscow/1943/Московский Московский железнодорожный узел]
  3. С. Иванов. Грузы возвращают в вагоны. Интервью начальника МЖД В. Молдавера. Гудок (26 ноября 2015). Дата обращения: 27 ноября 2015. Архивировано 8 декабря 2015 года.
  4. Большая энциклопедия транспорта, 2-ое изд., Том 4, стр. 110. Москва, 2003
  5. Транспортный комплекс / Транспорт (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 февраля 2013. Архивировано 8 декабря 2015 года.
  6. 6,0 6,1 Генеральная схема развития московского железнодорожного узла (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 декабря 2012. Архивировано 7 ноября 2017 года.
  7. ПРОЕЗД НА ЭЛЕКТРИЧКАХ ЗА ДОСТУПНУЮ ПЛАТУ. Дата обращения: 5 января 2013. Архивировано 18 июля 2014 года.
  8. Рыбинск справочная служба — В 2010 году. Московская железная дорога перевезла более 504 000 000 пассажиров (недоступная ссылка)