Московский театр эстрады

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Московский государственный театр эстрады
Moscow, Bersenevskaya Embankment 2008 02.jpg
Основан 1954
Здание театра
Местоположение Москва, Берсеневская набережная, д. 20/2
Архитектурный стиль конструктивизм
Автор проекта Борис Иофан при участии Дмитрия Иофана
Архитектор Борис Иофан
Руководство
Художественный руководитель Геннадий Хазанов
Сайт Официальный сайт

Моско́вский госуда́рственный теа́тр эстра́ды — московский театр, основанный в 1954 году. С 1961 года расположен в Доме правительства по адресу Берсеневская набережная, дом 20/2. Зрительный зал рассчитан на 1300 человек[1]. В нём проходили выступления эстрадных артистов[2][3][4], спектакли как самого театра, так и других трупп. Закрытый в 2020 году на ремонт театр планируется открыть в 2022 году[5].

История

После закрытия в 1936 году Московского мюзик-холла столичная эстрада осталась без постоянного помещения для выступлений. Московский театр эстрады открылся 5 июня 1954 года в доме 1/29 на Садово-Триумфальной площади, где ранее располагались театры «Альказар» и Сатиры. Инициаторами открытия выступила группа артистов московской эстрады во главе с куплетистом Николаем Смирновым-Сокольским. Смирнов-Сокольский всегда хотел создать театр, в котором бы ставились театрализованные эстрадные представления[6][7][8].

Артист эстрады Н. Смирнов-Сокольский
По одному тому, как горячо откликнулись на это событие зрители, с каким интересом вошли они в гостеприимно раскрытые двери молодого театра, можно судить, насколько своевременным и нужным явилось его создание.
Газета «Московская правда», 1954[7]

Первым спектаклем нового театра был «Его День рождения» в постановке Александра Конникова. Одно из ключевых мест в программе занимал фельетон-обозрение Николая Смирного-Сокольского его же авторства. Этот номер отличался острой сатирой по отношению к современным авторам. В своём выступлении, обращаясь к памятнику Владимира Маяковского, Николай Павлович выражал надежду артистов эстрады, что их новый театр сумеет стать достойным соседом великого поэта. В первых спектаклях принимал участие юморист Михаил Гаркави, считавший себя учеником артиста Алексея Алексеева. Гаркави пришёл в Театр эстрады после Московского Художественного театра, где не нашёл подходящих условий для развития своего таланта[6][7][8].

В первой программе «Его день рождения» приняли участие многие мастера эстрады. Но театру, к сожалению, не удалось создать цельное, яркое представление — оно оказалось собранием неравноценных номеров.
Журнал «Огонёк»[7]
Первый спектакль Театра эстрады — больше парад, чем эстрадное представление… Очень много сил потрачено на обрамление, а плоть и кровь программы — номер, за немногими исключениями, остался в небрежении.
«Литературная газета»[7]

Постоянной труппы в театре не было. Актёров для программ набирали при помощи Всероссийского гастрольно-концертного объединения, а также приглашали из соседних республик. С первых дней работы театра при нём существовал собственный оркестр, созданный музыкантом и композитором Николаем Минхом[2][4][6][8]. Частым гостем в театре был Государственный эстрадный оркестр Леонида Утёсова. Его программы пользовались большой популярностью, например, «Песня — наш спутник», «Песни простых людей», «Тридцать лет спустя» и поставленная вместе с Александром Конниковым «Только для друзей». Утёсов и его оркестр сыграли большую роль в становлении советской музыкальной эстрады. Постановки этого коллектива были уникальны для того времени и включали песни, миниатюры, сложный конферанс, акробатические и хореографические номера[7][9].

Фасад театра в ансамбле Дома на набережной

Театра эстрады на марке, 1963
Театр эстрады вечером

В феврале 1961 года театр переехал в Дом правительства на Берсеневской набережной. К этому времени кроме помещений на набережной театр имел два летних — в саду «Эрмитаж» и Саду имени Баумана[7]. После переезда сезон открылся программой «Приглашаем на новоселье», которую вели конферансье Борис Брунов и Эмиль Радов. В числе участников были известные артисты Клавдия Шульженко, Рина Зелёная, Николай Рыкунин. Основой репертуара театра составляли сатирические спектакли и выступления эстрадных артистов[2][4][6][8].

Николай Павлович не только был автором первой программы, участником и постановщиком спектакля. Задолго до премьеры автор-артист положил много энергии и сил, чтобы привести помещение в приемлемый вид… ей-богу же, без Смирнова-Сокольского и смета театра, и его штаты, и его внутренние помещения не обрели бы необходимых кондиций.
Из воспоминаний писателя-сатирика Виктора Ардова[7]

В 1961 году руководителем театра стал оперный и эстрадный режиссёр Иоаким Шароев, в 1964 году — Павел Васильев[4]. В 1960—1970-е годы в театре выступали Юрий Тимошенко и Ефим Березин, Рашид Бейбутов, Арутюн Акопян и другие эстрадные артисты, давались оркестровые концерты под управлением Бориса Ренского, Эдди Рознера. Стали появляться спектакли молодых актёров: Евгения Петросяна, Геннадия Хазанова, Владимира Винокура. С театром сотрудничали режиссёры Борис Левинсон, Павел Хомский, Александр Ширвиндт, Марк Розовский, Роман Виктюк, Евгений Лазарев[6][10]. Ежегодно в Москву на двухмесячные гастроли приезжал Ленинградский театр миниатюр под руководством Аркадия Райкина. Этот коллектив долгое время входил в состав Ленинградского государственного театра эстрады и миниатюр, что содействовало плодотворному сотрудничеству с Московским театром эстрады. Спектакли Райкина показывали на летней площадке в саду «Эрмитаж»[7][11].

Рост популярности театр получил после назначения в 1970 году на должность художественного руководителя заслуженного деятеля искусств РСФСР и бывшего худрука Московского мюзик-холла Александра Конникова. Он создал в Театре эстрады патриотические программы о России и её столице: «Я люблю тебя, Россия», «Тебе, Москва, тебе, Победа» и «Молодые москвичи». Благодаря Конникову в театре начал развиваться разговорный жанр, состоялся первый в Москве концерт Софии Ротару и ансамбля «Червона Рута». Работа в Театре эстрады сделала из Конникова влиятельного постановщика зрелищных театрализованных программ. В 1977 году Конников перенёс инсульт и больше не мог появляться в театре, постепенно его состояние ухудшалось. Однако по мере возможности он продолжал работать: ставил программы чтецам, готовил молодых артистов к новым конкурсам[4][7][10].

В конце 1970-х — начале 1980-х в театре со своими программами выступали Геннадий Хазанов и Алла Пугачёва, здесь в 1979 году состоялась премьера её концертной программы «Женщина, которая поёт», а в 1981—1982 годах шла её сольная программа «Монологи певицы».

С конца декабря 1981 года театр стал представлять цикл бенефисов «У нас в гостях…». Гость первой серии концертов — композитор и пианист Раймонд Паулс, в которых приняли участие Алла Пугачёва с ансамблем «Рецитал», Яак Йоала, Ольга Пирагс, Илья Резник[7].

Новый период начался в 1983 году, когда художественным руководителем театра стал Борис Брунов, долгие годы бывший единственным в стране выездным конферансье[12].

Борис Брунов, июнь 1997

При нём ставились спектакли по произведениям Эдварда Радзинского, Светланы Алексиевич, Виктора Коклюшкина, Михаила Жванецкого. Организовывались сольные концерты Иосифа Кобзона, Олега Газманова и Ларисы Долиной, авторские вечера Михаила Задорнова, Семёна Альтова, Михаила Жванецкого и других[4][12]. Тогда же в репертуар были запущены «цикловые» программы: «Парад весёлых мужчин», «Смешные истории в актёрской курилке» при участии Зиновия Гердта, Махмуда Эсамбаева, Евгения Симонова, Льва Дурова и других. Также «Татьяна, помнишь дни золотые», где выступали «звёзды» 1950—1960-х годов, например, Тамара Кравцова, Нина Дорда, Капиталина Лазаренко. В серии «Эстрада — молодым» на сцене театра дебютировали Филипп Киркоров, Александр Серов, Нани Брегвадзе, Нина Шацкая, Даниил Крамер, Валентиина Коркина и Виктор Остроухов, Александр Песков и другие. Сцена начала предоставляться писателям, композиторам, на ней выступали поэты Евгений Евтушенко, Андрей Дементьев, Роберт Рождественский, Новелла Матвеева, Юнна Мориц, а также композиторы Юрий Саульский, Никита Богословский, Ян Френкель и другие. В театре по-прежнему проводились зарубежные гастроли и различные фестивали[6][10].

В 1990-е Брунов стал доверенным лицом Бориса Ельцина и пошёл в политику, что помогало до его кончины в 1997 году удерживать театр на плаву[12].

Современность

В 1997 году на должность художественного руводителя театра мэр Москвы Юрий Лужков назначил Геннадия Хазанова[4][13][14].

Геннадий Хазанов, 2017

С его приходом в театре изменился репертуар, был распущен оркестр, выступления артистов эстрадных жанров перестали быть приоритетными, вместо этого начали ставить драматические спектакли в исполнении Театра Антона Чехова и юмористы постепенно уходили из театра. Был открыт и из-за непопулярности практически сразу закрыт Малый зал на фабрике «Красный Октябрь». Театр эстрады критиковали за излишнюю рекламу[3][6]. Сам театр остался государственным, однако площадка также начала сдаваться в аренду[15]. По мнению оппонентов, Хазанов в качестве художественного руководителя театра проводит слишком жёсткую политику, создавая неблагоприятные условия для выступления Евгения Петросяна, Ефима Шифрина, Сергея Пенкина[15].

Эстрады в том виде, в котором она находилась в советское время, больше нет. Сказывается экономический фактор. Прокатчики, продюсеры говорят, нам не выгодно работать в зале на 1300 мест.
Геннадий Хазанов[3]

В 1999 году в театре появилась своя труппа из выпускников Института театрального искусства. В репертуар вошли спектакли для детей: «Путешествие в страну Мульти-Пульти», «Отпуск Деда Мороза», «Голубая стрела», «Ваня и крокодил», «Маугли»[6][10].

В 2003 году в театре была произведена реконструкция, в ходе которой переоборудовали фойе, гардероб, обновили свето-, видео- и звукоаппаратуру, открыли кафе[6][10][16].

В 2011 году в театре прошла серия концертов проекта Андрея Васильева «Гражданин поэт», в котором Михаил Ефремов читал стихи в жанре политической сатиры, написанные Дмитрием Быковым[15].

В 2015 году правительство Москвы согласовало проект ремонтных работ, разработанный Департаментом культуры[17][18]. Конкурс по поиску подрядчика был объявлен только в 2017 году[19][20].

Г. Хазанов и мэр Москвы С. Собянин на осмотре хода ремонта театра, 2021

В ходе капитального ремонта, начало которого было запланировано на 2018 год, должны были восстановить историческую планировку помещений, отремонтировать системы кондиционирования, вентиляции и инженерных систем, заменить окна и двери, увеличить площадь гримёрок. Ремонту не подлежал только исторический фасад с колоннами. Все работы должны были быть завершены в 2019 году[21].

Комплексная реставрация, начатая в 2020 году, коснулась всех без исключений помещений театра, включая оборудование сцены, паркет и кресла зрительного зала, тканевую отделку его купола, живописное панно в холле первого этажа, а также фасады. Весной 2021 года мэр Москвы Сергей Собянин пообещал, что театр будет открыт в 2022 году[5].

Примечания

  1. "Москва гид": Московский государственный театр эстрады. Городской информационный канал m24.ru (20 декабря 2013). Дата обращения: 14 февраля 2018. Архивировано 18 февраля 2018 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Григорий Заславский. Кто блистал в Московском театре эстрады. К 60-летию. Радиостанция Вести ФМ (5 июня 2014). Дата обращения: 14 февраля 2018. Архивировано 18 февраля 2018 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Влад Васюхин. Кроме шуток: Театр эстрады отмечает юбилей в тишине. Известия (5 июня 2019). Дата обращения: 6 июня 2019. Архивировано 6 июня 2019 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Мария Власкина. Театру эстрады исполнилось 63 года. Информационная газета Москва Центр (5 июня 2017). Дата обращения: 14 февраля 2018. Архивировано 18 февраля 2018 года.
  5. 5,0 5,1 Сергей Собянин: Театр эстрады откроют после ремонта в 2022 году. mos.ru (26 марта 2021). Дата обращения: 26 октября 2021. Архивировано 26 октября 2021 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 6,8 Уварова, 2004, с. 411.
  7. 7,00 7,01 7,02 7,03 7,04 7,05 7,06 7,07 7,08 7,09 7,10 Московский государственный театр эстрады. Группа компаний «Вип-сервис» (2016). Дата обращения: 14 февраля 2018. Архивировано 18 февраля 2018 года.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Янчук, 1961, с. 139.
  9. Биография Леонида Утесова. РИА Новости (21 марта 2015). Дата обращения: 14 февраля 2018. Архивировано 18 февраля 2018 года.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 От Петросяна до Пиаф: театр Эстрады отмечает 60-летие. Городской информационный канал m24.ru (5 июня 2014). Дата обращения: 14 февраля 2018. Архивировано 18 февраля 2018 года.
  11. Московский государственный театр эстрады. Сетевое издание «Timeout» (2016). Дата обращения: 14 февраля 2018. Архивировано 11 февраля 2018 года.
  12. 12,0 12,1 12,2 Конферансье на все времена. Борис Брунов. Телеканал "Россия" (2016). Дата обращения: 14 февраля 2018. Архивировано 18 февраля 2018 года.
  13. Дубовский, 2017, с. 24.
  14. Лион Измайлов. Дорогие мои. — М., 2017. — ISBN 5040300387, 9785040300389.
  15. 15,0 15,1 15,2 Сабурова Ольга. Геннадий Хазанов подмял "Театр эстрады"?. ИД "Собеседник" (16 апреля 2012). Дата обращения: 15 февраля 2018. Архивировано 18 февраля 2018 года.
  16. Об утверждении проекта «Реконструкция, реставрация и приспособление Московского государственного театра Эстрады». Министерство культуры Российской Федерации (15 апреля 2004). Дата обращения: 15 февраля 2018. Архивировано 18 февраля 2018 года.
  17. Московский театр эстрады планируется отреставрировать. Информационный центр Правительства Москвы (13 июня 2015). Дата обращения: 15 февраля 2018. Архивировано 7 августа 2015 года.
  18. Театр эстрады отреставрируют впервые за 50 лет. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (13 сентября 2017). Дата обращения: 15 февраля 2018. Архивировано 18 февраля 2018 года.
  19. Реставратора театра Эстрады в Москве определит конкурс. Интерфакс (28 июля 2017). Дата обращения: 15 февраля 2018. Архивировано 18 февраля 2018 года.
  20. Виктор Борзенко. В Москве готовится реставрация Театра эстрады. Издательский дом «Новые известия» (28 июля 2017). Дата обращения: 15 февраля 2018. Архивировано 18 февраля 2018 года.
  21. Театр Эстрады отреставрируют к маю 2019 года. Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (13 сентября 2017). Дата обращения: 15 февраля 2018. Архивировано 18 февраля 2018 года.

Литература