Москва — Петушки

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Москва — Петушки
Moscow Petushki.jpg
Жанр псевдоавтобиографическая поэма
Автор Венедикт Васильевич Ерофеев
Язык оригинала русский
Дата написания 1969—1970
Дата первой публикации 1973

«Москва́ — Петушки́» — постмодернистская поэма в прозе Венедикта Васильевича Ерофеева. Написана в автобиографической манере.

Поэма появилась на свет осенью 1969 года (по словам автора, за пять недель «на кабельных работах в Шереметьево — Лобня», прокладывался кабель телефонной связи[1]). Впервые была опубликована летом 1973 года в Израиле в журнале «АМИ», вышедшем тиражом в 300 экземпляров[2]; затем — в 1977 году в Париже.

В СССР издана только в эпоху перестройки в 19881989 годах, сначала в сокращённом виде в журнале «Трезвость и культура», а затем — в более полном виде в литературном альманахе «Весть» и, наконец, почти в каноническом виде в 1989 году в издательстве «Прометей».

Сюжет

Лирический герой поэмы — интеллектуальный алкоголик Веня (Веничка) Ерофеев, едущий на электричке по 124-километровому железнодорожному маршруту из Москвы в Петушки к любовнице и ребёнку. Петушки — цель поездки — описываются рассказчиком как некое утопическое место.

Веничка был уволен с поста бригадира монтажников за «внедрение порочной системы индивидуальных графиков», где были представлены данные о количестве выпитого работниками спиртного перед работой и в рабочее время. В начале поэмы он, в глубоком запое, просыпается в неизвестном подъезде, после очередной неудачной попытки найти в Москве Кремль, и решает отправиться с Курского вокзала в Петушки, где его ждёт любовница и трёхлетний сын. Веничка, в муках дождавшись открытия магазина, тратит последние деньги на спиртное и садится в электричку.

В поезде он пускается в длинные монологи об алкоголе, истории, философии, культуре и политике, беседует с попутчиками и непрерывно пьёт с ними всё, что содержит спирт и хоть как-то проходит в желудок. Выпитое приводит к погружению в мир грёз, где Веничка становится предводителем революции в Петушинском районе.

Когда Веничка время от времени просыпается, ему являются странные галлюцинации, вроде Сфинкса — существа без ног, без хвоста и без головы, который, тем не менее, дерётся именно хвостом и головой, обладает, как сказано в книге, «бандитскою рожей» и задаёт Веничке абсурдные с позиций здравого смысла, но с точки зрения математики правильно поставленные загадки (например, подсчитать, сколько раз в год знаменитый ударник Алексей Стаханов ходил по малой и по большой нужде, если учесть, что он трезвым ходил два раза в день по малой нужде и один раз в два дня — по большой, а пьяным — четыре раза в день по малой и ни разу — по большой, и что у него 312 дней в году был запой), причём Веничка их воспринимает на свой счёт. Он не может разгадать загадки, и Сфинкс говорит, что не пустит Веничку в Петушки. Сфинкс волочет Веничку в тамбур, где на запотевшем стекле чьим-то пальцем выведено неприличное слово, и Веничка, выглядывая из окна, по направлению движения поезда начинает понимать, что едет из Петушков в Москву — пока он спал, электричка успела побывать в Петушках и начать путь назад. В итоге он снова попадает в Москву, где за ним гонятся четверо неизвестных (не исключено, что они тоже Веничкины галлюцинации). Они настигают героя в одном из подъездов и вонзают ему шило в горло (сам автор поэмы в 1990 году умер от рака горла). «С тех пор я не приходил в сознание, и никогда не приду».

Отзывы

Памятник Веничке на площади Борьбы в Москве

«Москва — Петушки» читал с большим удовольствием. Замечательная книга. <…> Творчество, причём самого высокого полёта. Как «Шинель» Гоголя, или «Скучная история» Чехова.

Одиссея Венички Ерофеева оказалась пророческой… В России вечно живёт мечта о правильной России, о том, что надо выделить себе некую территорию, на которой уж всё будет как надо: там мы будем власть! «Москва — Петушки» с пугающей точностью осуществилась в Новороссии

Памятник произведению

Памятник «Москва — Петушки» установлен в сквере на площади Борьбы в Москве в 2007 году.

Место действия

Горьковское направление Московской железной дороги

Москва — Петушки
Перейти к шаблону «Москва — Петушки» 
Переход на станцию «Курская» Арбатско-Покровской линииПереход на станцию «Курская» Кольцевой линииПереход на станцию «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии
00,0
Москва-Пасс.-Курская
Троицкий путепровод
1,7
Серп и Молот Переход на станцию «Площадь Ильича» Калининской линииПереход на станцию «Римская» Люблинско-Дмитровской линии
Москва-Товарная-Курская
Пост 5 км
5,5
Нижегородская Переход на станцию «Нижегородская» Московского центрального кольцаПереход на станцию «Нижегородская» Некрасовской линии
5,8
бывш.место Карачарово
на Новопролетарскую
7,5
Чухлинка
Перово
На Люберцы • На Москву
(Казанское/Рязанское) напр. МЖД
9,5
Кусково
11,1
Новогиреево
13,8
Реутово Переход на станцию «Новокосино» Калининской линии
19
Стройка
24
Горенки
26
Балашиха
подъездные пути
16,3
Никольское
18
Салтыковская
20,1
Кучино
?
Ольгино
23,5
Железнодорожная
26,7
Чёрное
28,3
Заря
г.о. Балашиха
Богородский г.о.
30,6
Купавна
32,8
33 км
36,3
Электроугли
42,1
43 км
45,6
Храпуново
Богородский г.о.
г.о. Электросталь
47,5
Есино
73,0
53,2
Фрязево
59
Металлург
61
Электросталь
62
Машиностроитель
г.о. Электросталь
Богородский г.о.
69
Ногинск
72
Захарово
г.о. Электросталь
г.о. Павловский Посад
60,6
Казанское
64,4
Вохна
67,2
Павловский Посад
Ленская
Ковригино
М7
г.о. Павловский Посад
г.о. Электрогорск
14 км
Электрогорск
74,2
Назарьево
г.о. Павловский Посад
Орехово-Зуевский г.о.
79,1
Дрезна
84,4
Кабаново
86,5
87 км
на Куровскую, Воскресенск
(Бол.кольцо МЖД)
Парк «М»
89,3
126,7К
Орехово-Зуево
191,7А
Парк «Я»
Парк «Г»
ул.Сухоборская
91,8
Крутое, Парк «К»
Ор.-Зуевский х/к
Пост 97 км
97,0
Войново
МСК обл. (Орехово-Зуевский г.о.)
Владимир. обл. (Петушинский р-н)
100,7
Усад
104,9
Глубоково
108,5
Покров
112,9
113 км
115,4
Омутище
р. Ольховка
120,0
Леоново
122,0
124,4
Петушки

Художественные особенности

Поэма «Москва — Петушки» имеет циклическую структуру.

Её лексика составляет смесь из библеизмов, советских газетных штампов, скрытых и прямых цитат из русской и мировой литературы и классиков марксизма-ленинизма. Присутствует немало нецензурной лексики.

Исследователи отмечают связь поэмы с идеей М. Бахтина о карнавале (см., напр., Зорин А. Опознавательный знак // Театр, 1991 № 9).

По мнению историка-востоковеда и религиоведа Алексея Муравьёва, поэму Ерофеева можно понять как апокалиптическое повествование о путешествии к Богу: «герой Ерофеева едет к Богу, но доехать он может, только опустошив, выпотрошив себя и, в конце концов, пройдя через смерть. Четыре человека, о которых говорится в этом трактате, — это четыре Всадника апокалипсиса»[5].

Экранизация

Спектакли

Сцена из спектакля «Беги, Веничка, беги!» театра «Манекен»
  • Первый спектакль по поэме «Москва — Петушки» был поставлен в московском Экспериментальном театре под рук. Вячеслава Спесивцева. Режиссёр — Виталий Мозгалин. В 1989 году Венедикт Ерофеев присутствовал на премьере спектакля и в интервью программе «Взгляд» сообщил, что спектакль ему не понравился, а Веничка (актёр Василий Стоноженко) такой же, как и он в молодости, раз….й.
  • Спектакль «Москва — Петушки». Поставлен в Театре на Таганке (Москва). Режиссёр: Валентин Рыжий. Сценическая адаптация, сценография, режиссура — Валентин Рыжий, хореограф — Владимир Сажин. Актёры: Александр Цуркан (Веничка) и Ирина Линдт, певица — Татьяна Федотова, фортепиано — Алексей Воронков, фонограмма — Василий Немирович-Данченко, сценическая музыка — Сергей Летов[7].
  • Режиссёр: Ирина Зубжицкая (Санкт-Петербург). Оформление: Наталья Белова. Актёры: актёрский дуэт «Zooпарк», Юлия Косарева. Авторы инсценировки — Л. Харламов и О. Шапков.
  • Инсценировка: Beate Heine и Joachim Meyerhoff, Театр Гамбурга (нем. Schauspielhaus Hamburg).
  • Инсценировка: Театр Кана, Щецин (Польша). Режиссёр: Зыгмунт Дучиньский. Актёр: Яцек Завадский. Премьера: 14 мая 1989.
  • Спектакль «На кабельных работах осенью 69 года». Режиссёр: Георгий Васильев. Петербургский камерный театр «Белый театр».
  • Спектакль «И немедленно выпил…». Режиссёр Владимир Тарасов. Русский драматический театр Литвы (Вильнюс).
  • Спектакль «Ерофеев. Похмельный ангел». Режиссёр: Алексей Курилко. ТО «Чёрный квадрат», Киев.
  • Спектакль «Беги, Веничка, беги». Режиссёр: Юрий Бобков, художник: Сергей Александров. Театр «Манекен» (Челябинск)[8].
  • Спектакль «Москва — Петушки». Режиссёр: Наталья Семёнова, в главной роли Александр Волков. Премьера состоялась 9 ноября 2010 года[9] в д/к имени Зуева.
  • Моноспектакль «Москва — Петушки, 14 станица» в галерее Spider&Mouse. Режиссёр: Срдьжан Симич. Сценическая адаптация, сценография — Срдьжан Симич. Премьера состоялась 14 ноября 2007 г. в Культурном центре Нови Сада, Сербия.
  • Спектакль «Москва — Петушки» в постановке Сергея Женовача, «Студия театрального искусства», Москва. В главной роли — Алексей ВертковЗолотая маска» 2014 года за «лучшую мужскую роль»). Премьера состоялась 15 сентября 2012 года
  • Моноспектакль «Морок». Автор и режиссёр: Александр Курц, театральная мастерская «Следы» (Белоруссия). Премьера состоялась 17 апреля 2021 года в городе Орёл.
  • Спектакль «Москва — Петушки», режиссёр-постановщик И. Казаков, «Московский детский камерный театр кукол», премьера 29 апреля 2022 года.

Издания

  • Ерофеев В. В. Москва — Петушки. — М.: Изд-во «Прометей», МГПИ им. В. И. Ленина, 1989, 128 с. 200 000 экз.; 1990, 128 с. Тираж 125 000 экз.
  • Ерофеев В. В. Москва — Петушки. Поэма. — М.: Изд-во СП «Интербук», 1990. — 128 с. Тираж: 200 000 экз. Цена 3 р. 62 коп. (Воронеж. обл. тип.); 250 000 экз. Цена 4 р. 12 коп. (М., тип. «Красный пролетарий»)
  • Ерофеев В. В. Москва — Петушки. С иллюстрациями Сергея Семёнова. — СПб.: Невская книга, 2000. — 99 с. ISBN 5-93783-001-6
  • Ерофеев В. В. Москва — Петушки. С комментариями Э. Власова. — М.: Вагриус, 2002. — 575 с. Тираж 3000 экз. ISBN 5-264-00198-7
  • Ерофеев В. В. Москва — Петушки. Поэма. — М.: Захаров, 2007. — 144 с. Тираж 7 000 экз. ISBN 978-5-8159-0725-6
  • Ерофеев В. В. Москва — Петушки / Илл. В. Голубев. — СПб.: Вита Нова, 2011. — 520 с. — ISBN 978-5-93898-351-9
  • Ерофеев В. Москва — Петушки : поэма / Венедикт Ерофеев. — СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. — 192 с. — (Азбука-классика). ISBN 978-5-389-03119-7

Посвящения

В 1990 году британская студия BBC Films посвятила писателю и поэме документальный телевизионный фильм «From Moscow to Pietushki: A Journey with Benedict Yerofeyev», который снял польский кинорежиссёр Павел Павликовски[10].

Примечания

  1. Сайт Лобни "Пушка". Лобненская осень Венедикта Ерофеева. Дата обращения: 9 февраля 2021. Архивировано 31 июля 2019 года.
  2. Валерий Берлин. Заграница — Москва — Петушки. Дата обращения: 1 марта 2014. Архивировано 8 февраля 2014 года.
  3. http://www.rusf.ru/abs/int0025.htm Архивная копия от 11 апреля 2012 на Wayback Machine OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким Октябрь 2000
  4. https://ru-bykov.livejournal.com/2243845.html Архивная копия от 17 ноября 2019 на Wayback Machine «Дилетант», № 11, ноябрь 2015 года
  5. Карпов М. «Рейган в Сирии уже»: Почему поэма «Москва — Петушки» повествует о путешествии к апокалипсису Архивная копия от 18 июня 2016 на Wayback Machine // Lenta.ru, 17.06.2017
  6. «Moskau — Petuschki» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  7. Москва — Петушки. Дата обращения: 28 сентября 2009. Архивировано 19 апреля 2012 года.
  8. Спектакли (недоступная ссылка). Театр «Манекен». Дата обращения: 28 сентября 2009. Архивировано 25 января 2012 года.
  9. Премьера спектакля «Москва — Петушки». Дата обращения: 11 апреля 2011. Архивировано 18 декабря 2010 года.
  10. «Москва — Петушки» (англ.) на сайте Internet Movie Database

Литература

Ссылки