Москва, Черёмушки

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Оперетта
Москва, Черёмушки
Композитор Дмитрий Шостакович
Либреттист Владимир Масс и Михаил Червинский
Действий 3
Год создания 1958
Первая постановка 24 января 1959 года
Место первой постановки Московский театр оперетты

«Москва, Черёмушки» — оперетта Дмитрия Шостаковича в 3 действиях, 5 картинах на либретто Владимира Масса и Михаила Червинского. Премьера состоялась в Московском театре оперетты 24 января 1959 года.

В 1962 году в СССР был выпущен снятый по мотивам оперетты фильм «Черёмушки».

История создания

Действующие лица и исполнители

Партия Голос Исполнитель на премьере в Московском театре оперетты
24 января 1959 года
Дирижёр: Григорий Столяров
Бубенцов Александр Петрович, счастливый москвич баритон В. Чекаров
Маша, его жена сопрано Н. Куралесина
Бабуров Семен Семенович, старый москвич бас М. Качалов
Лидочка, его дочь сопрано Т. Шмыга
Корецкий Борис, человек без адреса баритон Н. Рубан
Глушков Сергей, шофер тенор А. Степутенко
Люся, арматурщица сопрано А. Котова
Дребеднёв Федор Михайлович, персона баритон А. Ткаченко
Вава, персональная жена сопрано Н. Крылова
Барабашкин Афанасий Иванович, управхоз баритон С. Аникеев
Курочкин, Курочкина, Мылкин, Мылкина, нервная дама, муза, жена, сосед, соседка, строители, новосёлы

Сюжет

Первое действие

Первая картина: «Руками не трогать!»

Зал музея истории и реконструкции Москвы. Экскурсовод Бубенцов дает пояснения группе экскурсантов («Так жили когда-то в Москве москвичи»). Когда все проходят в следующий зал, остается его жена Маша, с которой они мечтают о квартире (дуэт «Когда по улицам брожу»). В зал входят Борис и Сергей, друзья, встретившиеся после долгой разлуки. Борис рассказывает о своей жизни и мечте встретить хорошую девушку (ария «Встречает меня весна»). В зал входит Лидочка, работающая здесь экскурсоводом. Борис безуспешно пытается шутками обратить на себя её внимание. Борис и Сергей уходят, а Лидочка размышляет о своей одинокой жизни («Я в школу когда-то ходила»). Приходит отец Лидочки Бабуров и сообщает, что дом, где живут и они и Бубенцов, обвалился, и поэтому они получили квартиры в Черемушках. Борис предлагает ехать туда на машине Сергея (музыкальная картина «Прогулка по Москве»). Тем временем Бабуров и его жена Вавочка ссорятся из-за отсутствия Сергея, который должен был подать им машину (дуэт «В глаза посмотри мне, моя дорогая»).

Вторая картина: «Запишите адрес»

Двор только что отстроенного дома в Черёмушках. Жильцы ожидают управхоза. Персонажи рассказывают о преимуществах разных районов Москвы: Сергей о Марьиной роще, Бабуров — о Теплом переулке, Люся — о Черёмушках. Сергей безуспешно пытается признаться обиженной на него Люсе в любви. Появившийся управхоз Барабашкин отказывается выдать всем ключи под предлогом того, что дом ещё не принят.

Второе действие

Третья картина: «Воздушный десант»

Борис помогает Бабуровым проникнуть при помощи строительного крана в назначенную им квартиру. Пока поднимают Бабурова, Борис развлекает Лидочку (дуэт «Бью челом тебе, красна девица»). Входит Люся, которую Барабашкин прислал заменить скобянку. Бабуровы и Борис решают воспользоваться тем, что дверь открыта, и начать переносить вещи для переезда. Люся мирится с пришедшим Сергеем (дуэт «Мы с ним гуляли за рекой»). Внезапно обрушивается часть стены, входят Барабашкин, Дребеднёв и Вава. Вава решила, что ей нужна четырёхкомнатная квартира, и Дребеднёв приказал сделать её из двух двухкомнатных. Вернувшимся Бабуровым Барабашкин и Дребеднёв заявляют, что квартиры 48, на которую им выдан ордер, не существует.

Четвёртая картина: «Тревожный звонок»

Бубенцовы устраиваются в своей квартире. К ним приходят ещё не получившие ключей соседи, которые осматривают квартиру и начинают праздновать новоселье. Люся и Сергей рассказывают о происшедшем с квартирой Бабуровых. Все взволнованно обсуждают создавшуюся ситуацию и решают подать коллективную жалобу. Тем временем Борис обещает Лидочке помочь вернуть квартиру.

Третье действие

Пятая картина: «Волшебные часы»

Площадка, на которой разбивают сквер. Лидочка ждёт Бориса («Уже „Вечерку“ на щите читает сторож в темноте»). Пришедший Борис рассказывает, что хитростью поссорил Дребеднёва с Вавочкой. Все возмущены поступком Бориса (дуэт «Собою одним душа полна»). План Бориса не сработал, но пришедший Дребеднёв всё равно вручает Бабурову ключ от квартиры, так как из-за обращения жильцов его сняли и назначили управхозом, а Барабашкина — дворником. Из-за этого Вавочка бросает Дребеднёва. В финале Борис и Лидочка наконец примиряются.

Цитирование и аллюзии

В оперетте многократно используются музыкальные цитаты и аллюзии[1]:

  • Одна из центральных музыкальных тем оперетты, которая используется в увертюре, песне о Черёмушках и ряде хоровых сцен, основана на песне «Бывали дни веселые».
  • В пантомиме, следующей за дуэтом «Когда по улицам брожу», и в интермеццо в финале второго действия пародируется классический балет, в частности «Спящая красавица» Чайковского.
  • В песне Лидочки «Я в школу когда-то ходила» используется мотив написанной самим Шостаковичем «Песни о встречном».
  • В хоровой сцене, открывающей вторую картину первого действия, используется парафраз цитаты из оперы «Евгений Онегин»:

Позвольте вам представиться: Онегин, ваш сосед!

Примечания

Литература