Морган, Льюис Генри

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Льюис Генри Морган
Lewis Henry Morgan
Lewis henry morgan.jpg
Дата рождения 21 ноября 1818(1818-11-21)
Место рождения деревня Аврора, штат Нью-Йорк
Дата смерти 17 декабря 1881(1881-12-17) (63 года)
Место смерти Рочестер, штат Нью-Йорк
Страна Флаг США
Научная сфера антропология
Альма-матер Юнион-колледж
Известен как один из основоположников эволюционизма в социальных науках
Автограф Signature of Lewis Henry Morgan.png

Лью́ис Ге́нри Мо́рган (англ. Lewis Henry Morgan; 21 ноября 1818, деревня Аврора, Нью-Йорк, США — 17 декабря 1881, Рочестер, Нью-Йорк, США) — американский этнограф, социолог, историк. Внёс крупный вклад в теорию социальной эволюции, науки о родстве, семье. Создатель научной теории первобытного общества, один из основоположников эволюционизма в социальных науках.

Биография

Родился неподалёку от Нью-Йорка, окончил Юнион-колледж в 1840 году, в 1844 году поступил в адвокатуру в г. Рочестер. В 1855 году стал участником, впоследствии — одним из директоров железнодорожной компании, став преуспевающим буржуа. Однако главным для Моргана было занятие не бизнесом, а наукой. Кроме научной и коммерческой деятельности, Морган занимался политикой, отстаивая радикальные буржуазно-демократические взгляды, был левым республиканцем. В 1861 году был избран от республиканской партии в палату представителей штата Нью-Йорк, где был яростным противником рабства и сторонником борьбы против мятежного рабовладельческого Юга. В 1868 году был избран в сенат штата Нью-Йорк, где активно выступал за радикальную реконструкцию Юга, за полную отмену всякой расовой дискриминации, отстаивал введение избирательных прав для негритянского населения. Из-за резкости взглядов уже в 1869 году был забаллотирован.

Ещё в 1840 году создал общество под названием «Великий орден ирокезов», ставившее целью изучение и защиту прав индейцев, выступавшее против захвата индейской территории земельными спекулянтами. Дело было доведено до рассмотрения в конгрессе США, который решил его в пользу индейцев; и в знак признания заслуг Морган был принят в ряды племени. Защитой индейцев Морган занимался до конца жизни, обличая правительственную коррупцию, открыто, в том числе печатно, выступая против военных операций против сиу, ирокезов и других племён.

В 1875 году был избран членом Национальной академии наук, а в 1879 году — президентом Американской ассоциации содействия развитию науки.

Научные работы

В 1851 году выходит в свет его первое исследование — «Лига ирокезов». В 1859—1862 годах Морган с целью сбора материала изучает индейские племена Запада и Северо-Запада. Как итог в 1870 году выходит в свет монография «Системы родства и свойства человеческой семьи», в которой был дан эскиз эволюции семейно-брачных отношений от состояния промискуитета через разные формы группового брака к моногамии. В дальнейшем идеи, изложенные в этих ранних работах Моргана получили окончательное оформление в книге «Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» (1877, русс. пер. — Л., 1933). В этой работе были заложены основы изучения истории первобытного общества; была представлена эволюция семейно-брачных отношений, а также дана периодизация развития человечества, сыгравшая значительную роль как в исторической науке, так и в философии истории.

Теория Моргана

Ядром теории Моргана является обоснованная им на большом фактическом материале теория о едином прогрессивном пути развития человечества. Вслед за шотландским философом-просветителем А. Фергюсоном, Морган придерживался периодизации истории, включавшей три этапа: дикость, варварство и цивилизацию, причем первые две стадии были им детально разработаны и разбиты на три ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия — цивилизация — связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.

Моргановская периодизация стала основой для научного изучения доклассового общества и его перехода к классовому (цивилизованному). Морганом были открыты два принципиально различных типа обществ, сменявших друг друга в ходе общественного развития: первый по времени основан на личности и личных отношениях (фактически, речь идет о роде); второй основан на территории и частной собственности и представляет собой государство.

В «Древнем обществе» Морган обосновал своё открытие универсальности материнского рода, разбив тем самым господствовавшую до того времени теорию, согласно которой основной ячейкой человеческого общества была патриархальная семья, основанная на частной собственности и власти отца. Это открытие сыграло революционную роль в развитии этнологии и истории первобытности. Согласно Моргану, семейно-брачные отношения проходят в своем развитии путь от промискуитета через групповой брак к моногамии, а последовательно сменявшими друг друга формами семьи были кровнородственная семья, пуналуальная семья, парная и моногамная семьи. Несмотря на то, что гипотезы Моргана о существовании кровнородственной семьи и семьи пуналуа были опровергнуты, в целом его идеи о материнском роде и общей логике развития семьи стали общепризнанными.

Периодизацию Моргана заимствовал и положил начало её пересмотру Энгельс, что позже привело последнего к заявлению об открытии им закона «материалистического понимания истории»[1]. Работа Моргана «Древнее общество» легла в основу одного из базовых марксистских трудов — книги Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Последователи

Взгляды Моргана стали основой первой научной школы в этнологии — эволюционизма, сторонники которого вслед за Морганом (Э. Тайлор, Дж. Фрэзер, Дж. Мак-Леннан) искали общие закономерности развития культуры и общества, отстаивали идеи прогресса и закономерности в истории. Несмотря на то, что конкретные положения эволюционизма были в дальнейшем опровергнуты антропологами, научные достижения Моргана и их влияние на антропологию огромны.

Переводы

См. также

Примечания

  1. Черкезов В.Н. Предтечи Интернационала. Доктрины марксизма. — ЛЕНАНД. — Москва: КомКнига, 2010. — С. 128-133. — ISBN 9785484011902.
  2. Результаты поиска Архивная копия от 5 ноября 2016 на Wayback Machine в электронном каталоге РГБ.

Литература