Монте, Филипп де

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Филипп де Монте

Филипп де Мо́нте (Philippe de Monte, Philippus de Monte, Filippo di Monte, Philippe de Mons) (около 1521, Мехелен — 4.7.1603, Прага) — фламандский композитор, работал преимущественно в Австрии. Представитель франко-фламандской (нидерландской) полифонической школы.

Биография

В 1541 году де Монте упоминается как «музыкальный наставник» (praeceptor musicae) неаполитанской аристократической семьи Пинелли. В 1550 году — певчий в кафедральном соборе Камбре, в 1555 году — певчий при лондонском дворе Филиппа II Испанского. В Англии познакомился с Уильямом Бёрдом, с которым позднее переписывался. В 1560 вернулся в Неаполь (точная цель переезда в Италию неизвестна). С лета 1568 и до конца жизни работал при дворе Габсбургов, сначала капельмейстером у Максимилиана II в Вене, а после его смерти (в 1576) — капельмейстером Рудольфа II в Праге.

Творчество

Де Монте работал как в жанрах церковной, так и в жанрах светской музыки. Для его месс (всего около 40) характерно использование техники пародии; среди пародируемых сочинения Жоскена, Вердело, Лассо, Палестрины, де Роре, а также собственные модели. Центральное место в творчестве де Монте занимают мотет (на латинском языке; всего около 300) и мадригал (на итальянском языке). Де Монте, опубликовавший более 1200 мадригалов в 34 «книгах» (главным образом, в типографиях Венеции), считается самым плодовитым мадригалистом во всей истории музыки. Объединял мадригалы в тематические циклы, как, например, «Già havea l’eterna» — цикл из 8 мадригалов по мотивам «Неистового Роланда» Ариосто, 5-мадригальный цикл «La dolce vista». Более всех других мадригалистов использовал стихи из «Канцоньере» Петрарки, писал также на стихи Бембо, Саннадзаро, Гварини, Тассо. Кроме того, де Монте — автор около 40 месс и другой церковной многоголосной музыки, а также около 50 шансон (в том числе на стихи П. де Ронсара). Музыкальный стиль де Монте (особенно в габсбургский период творчества) консервативен. Дерзкие эксперименты в области гармонии и ритма, характерные для французской и (особенно) итальянской музыки 2-й половины XVI в., обошли де Монте стороной. В фактуре преобладает имитационная полифония, реже гомофония (в старинном смысле, то есть гоморитмия), как, например, в 11-й книге пятиголосных мадригалов (опубл. 1586). Выровненность, взвешенность музыкального стиля де Монте делают затруднительным выбор нескольких, наиболее ярких в его наследии, композиций.

Издания сочинений

  • Philippe de Monte. Opera, ed. C. van den Borren and G. van Doorslaer. Brügge, 1927–39
  • Philippi de Monte opera, ed. R.B. Lenaerts et al. Leuven: Leuven University Press, 1975– (издание не окончено; последний том вышел в 1988 году; series A - мотеты, series B - мессы, series D - мадригалы)

Литература

  • Smijers A. Die kaiserliche Hofmusikkapelle von 1543–1619 // Studien zur Musikwissenschaft, Teil I in 6 (1919), SS. 139–186; Teil II in 7 (1920), SS. 102–142; Teil III in 8 (1921), SS. 176–206; Teil IV in 9 (1922), SS. 48–81.
  • Doorslaer G. van. La vie et les oeuvres de Philippe de Monte. Bruxelles: M. Lamertin, 1921
  • Oberg P.M. The Sacred Music of Philippe de Monte. Rochester, 1944.
  • Michael G.A. The Parody Mass Technique of Philippe de Monte. New York, 1958.
  • Lindell R. Studien zu den sechs- und siebenstimmigen Madrigalen von Filippo di Monte. Ann Arbor, MI, 1980.
  • Mann B.R. The secular madrigals of Filippo de Monte (1521–1603). Ann Arbor, MI, 1983.
  • Gobin R. The Madrigal Cycles of Philippe de Monte. Ann Arbor, MI, 1984.
  • Lindell R. Die Briefe Filippo di Montes – Eine Bestandsaufnahme // Studien zur Musikwissenschaft 39 (1988), SS. 37–54.
  • Hilscher E.Th. Mit Leier und Schwert. Die Habsburger und die Musik. Graz usw., 2000.
  • Hindrichs Th. Philipp de Monte (1521-1603) - Komponist, Kapellmeister, Korrespondent. Göttingen, 2002.
  • Silies M. Die Motetten des Philippe de Monte (1521-1603) // Abhandlungen zur Musikgeschichte, Band 16. Göttingen, 2009

Дискография

  • Де Монте и Габсбурги = Philippus de Monte and the Habsburgers / Currende Consort — van Nevel / Eufoda 1164. Etcetera. KTC 1380 CD5.
  • Мотеты = Laudate Dominum. Motets / Currende Consort — van Nevel / Eufoda 1306.
  • Месса "Aspice Domine" / Christ Church Cathedral Choir — Stephen Darlington / Metronome 1037
  • Александр Утендаль и Филипп де Монте. Мотеты = Utendal, De Monte. Motets / Capilla Flamenca, Oltremontano, Bart Demuyt / Passacaille 937.
  • Месса "Ultimi miei sospiri", магнификат, мотеты = Missa Ultimi miei sospiri / Ensemble Cinquecento / Hyperion CDA67658.
  • Месса на "Cara la vita mia", реквием, мотеты = Music in Rudophinian Prague / Symposium musicum — Pavel Kühn / Panton 81 1401-2 231.
  • Духовная и светская музыка = Oeuvres Sacrees & Profanes / Hilliard Ensemble, Kees Boeke Consort / EMI Reflexe 63428.
  • Мотеты, месса "Si ambulavero" = Renaissance masterpieces, volume V: Vienna / Choir of New College Oxford — Edward Higginbottom / Collins 15272.
  • Мотеты, мадригалы, шансон = Motets, Madrigals & Chansons / Orlando Fribourg Ensemble — Laurent Gendre / Claves CD 2712.

Примечания

Ссылки