Монигетти, Ипполит Антонович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ипполит Антонович Монигетти
итал. Ippolito Martin Florian Monighetti
20-летний Монигетти на портрете Брюллова20-летний Монигетти на портрете Брюллова
Работы и достижения
Работа в городах Санкт-Петербург, Царское Село, Москва, Ливадия, Веве (Швейцария), Скерневицы (Польша)
Архитектурный стиль эклектика, «второе барокко»
Награды
Премии пенсия ИАХ
Звания академик ИАХ (1847)
профессор ИАХ (1858)

Ипполит Антонович Монигетти (итал. Ippolito Martin Florian Monighetti; 5 (17) января 1819[1], Москва — 10 (22) мая 1878, Санкт-Петербург) — русский архитектор и акварелист, представитель архитектурной эклектики, много работавший по заказам царской фамилии и высшей аристократии. Академик и профессор Императорской Академии художеств. Действительный статский советник (1874).

Биография

Родился в семье каменщика Антонио Монигети, родом из Бьяски (Швейцария), который жил и работал в Москве. Пройдя блестящим образом курс московского Строгановского училища технического рисования, в 1834 году поступил в воспитанники Императорской академии художеств, в которой главным его наставником по архитектуре был проф. А. П. Брюллов.

В 1839 году за проект театрального училища Монигетти награждён малой золотой медалью, но по болезни не участвовал в конкурсе на получение большой золотой медали и, выйдя из академии со званием художника XIV класса, для поправления здоровья отправился в Италию. Пробыв довольно долго в Италии и посетив после того Грецию и Восток, усердно изучал в этих странах памятники зодчества, чертил их детали и таким образом составил богатое собрание рисунков, которые по возвращении его в Санкт-Петербург в 1847 году принесли ему звание академика. Чуть позже часть этих рисунков передали в архитектурный класс академии как драгоценный материал для изучения стилей, преимущественно орнаментистики.

Строительная деятельность Монигетти по его прибытии в Россию началась с поступления его на должность главного архитектора Императорских царскосельских дворцов — сооружением грациозной турецкой бани в виде турецкой мечети на большом пруде, отделкой дворцовых цветочных оранжерей, устройством двух мостиков в парке Царского Села и постройкой нескольких барских дач в этом городе. Затем им были выстроены в Петербурге дома для графа Новосильцева, графини Апраксиной, князя Воронцова (на Мойке), графа П. С. Строганова (на Сергиевской ул.), г-жи Ниротморцевой и других.

В 1858 году, получив профессорский титул как художник, уже заслуживший почётную известность, Монигетти занялся возведением по своим проектам различных зданий на императорской даче в Ливадии в Крыму, в том числе необыкновенно изящной церкви византийского стиля.

Монигетти на гравюре для некролога

В 1864 году он сочинил проект православной церкви в Веве, в Швейцарии, после чего производил отделку нескольких парадных комнат Аничковского дворца в Петербурге по случаю приспособления его к резиденции наследника цесаревича, впоследствии императора Александра Александровича (здесь особенно удачно декорированы лестница во вкусе Людовика XVI, гостиная во вкусе Людовика XIV и библиотека в позднероманском стиле).

1869—1873 гг. — по поручению Морского министерства Монигетти был занят внутренним убранством императорских яхт «Держава» и «Ливадия», представлявших чудеса комфорта и роскоши.

Дальнейшие его работы состояли в постройке барского дома в курском поместье князя В. И. Барятинского, возобновлении императорского дворца в Скерневицах близ Варшавы и составлении проекта здания для Политехнического музея в Москве. Окончить последний из этих трудов художнику не позволила тяжкая болезнь, сведшая его в могилу.

Монигетти был отличный архитектор-практик, но он оставил по себе память в истории русского искусства преимущественно как орнаментист и сочинитель рисунков для художественно-промышленных производств. По этой части он трудился с особенной любовью, почти беспрерывно, снабжая русских мастеров и фабрикантов рисунками для их изделий и сочиняя для возводимых им дворцов и церквей чертежи различной утвари, согласной с характером и стилем этих зданий. Своим примером он возбуждал в молодых художниках охоту работать в том же направлении и образовал группу учеников, подобно ему способствовавших новейшим успехам русской орнаментистики.

Внешние изображения
Надгробие И. А. Монигетти на Шуваловском кладбище

Похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт-Петербурге[2].

Постройки

Санкт-Петербург

Царское Село

Примечания

  1. В книге В. Н. Листова «Ипполит Монигетти» (М.: Стройиздат, 1976) приводится другая дата рождения И. А. Монигетти — 2 февраля 1819 года. Однако, на надгробном памятнике явно указана дата 15 января.
  2. Монигетти, Ипполит Антонович // Петербургский некрополь / Сост. В. И. Саитов. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1912. — Т. 3 (М—Р). — С. 163.
  3. Акт по результатам проведения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения «Дача» и «Дом садовника», входящих в состав объекта культурного наследия федерального значения «дача Юсуповой З. И.», входящего в состав объектов культурного наследия федерального значения «Отдельный парк», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, павловское шоссе, 10, 12 (Санкт-Петербург, г. Пушкин, павловское шоссе, д. 10, лит. А, д. 12, лит. А), с целью определения соответствия проектной документации требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (14 декабря 2017). Дата обращения: 25 ноября 2019.

Литература

Ссылки