Мозаики Киевского речного вокзала

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Достопримечательность
Мозаики Киевского речного вокзала
Панно «Чайки над Днепром»Панно «Чайки над Днепром»
Страна  Украина
Город Киев
Архитектурный стиль монументальное искусство
Автор проекта Эрнест Котков, Валерий Ламах, Иван Литовченко
Строительство 1959 -1960

Мозаики речного вокзаламозаичная композиция в интерьере Киевского речного вокзала, которая состоит из нескольких панно «Днепр — торговый путь», «Богдан Хмельницкий»,«Чайки над Днепром» и другие.

По мнению исследователей, мозаики речного вокзала — наиболее выразительные среди первых произведений, выполненных в стиле украинского монументального искусства 1960-х годов[1].

История создания

Контррельефы на портике речного вокзала

В 1957—1961 годах на Почтовой площади по проекту архитекторов Вадима Гопкало, Вадима Ладного, Григория Слуцкого и других построили Киевский речной вокзал.

Выполнить отделку интерьеров пригласили художников Эрнеста Коткова, Валерия Ламаха и Ивана Литовченко, авторов монументальных мозаик на жилых домах по проспекту Победы, в аэропорту «Борисполь» и метро Шулявская[2].

После принятия 4 ноября 1955 года постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»[3] запрещалось украшать здания традиционной лепниной и декорированием. Отныне колонны, карнизы, лопатки и стене имели пустой вид. Пред художниками была поставлена задача исправить ситуацию, учитывая новые обстоятельства.

Оформление речного вокзала стало первой значительной работой Валерия Ламаха и Эрнеста Коткова. По мнению исследователей, это произведение в соавторстве с Иваном Литовченко ознаменовал «рождения нового стиля в украинском монументальном искусстве и прочное утверждение мозаичных панно в общественных интерьерах».

Художественное решение внутреннего пространства тогда восприняли как новаторское. Впервые для оформления стен использовали большой объем мозаики из дешёвой керамической плитки. В то время ещё не было местной базы для производства смальты. Поэтому монументалисты использовали английские цветные цементы и обычную сантехническую плитку, которую собственноручно красили и снова обжигали. Этот яркий материал предоставлял стилизованным композициям выразительного колорита. Новаторство проявилось в стремлении объединить интерьеры с помощью искусства в единое целое, апробировать новые материалы и способы кладки керамической мозаики. Новизна звучала и в попытке раскрыть в аллегорической форме предназначение здания вокзала. Отдельные сюжеты («Днепр — торговый путь», «Богдан Хмельницкий», «Украина», «Чайки над Днепром» и другие), объединённые общей темой, иллюстрируют прошлое и современность города, воспевали Днепр, раскрывали его предназначение. Новым было свободное сопоставление различных масштабов, чередование плоскостей, ритмов. Художникам удалось создать орнаментальный и одновременно эпический цикл[1][4].

В 2011 году вместе с реконструкцией развязки на Почтовой площади была запланирована и реконструкция речного вокзала. По предварительным подсчётам, стоимость работ составляет $ 5 млн[2].

В то же время мозаичные панно находятся в крайне запущенном состоянии. Во время развлекательных мероприятий, которые проходили в помещении вокзала, мозаика получила все большего повреждения. Кроме того, вандалы сбивают плитку и расписывают граффити. Они закрасили чёрной краской нижний край панно «Днепр — торговый путь».

Описание

Панно «Днепр — торговый путь»
Панно «Богдан Хмельницкий»
Панно «Украина»
Фриз «Днепр промышленный»
Фриз «Отдых на Днепре»

Контррельефы

Творческий коллектив начал развивать идею речного флота, заложенную в самом облике здания, с портика главного входа. Его подчеркнули лаконичными контррельефами (разновидность углублённого рельефа).

«Чайки над Днепром»

В вестибюле над входами в залы созданы «островные» композиции «Чайки над Днепром» или «Чайки». На них птицы изображены схематическим ломаным контуром, заданным большим модулем плитки[5].

«Днепр — торговый путь»

В первом зале художники разместили панно «Днепр — торговый путь», «Богдан Хмельницкий» и «Вся власть Советам!», во втором зале — панно «Украина» и фризовые композиции «Днепр промышленный» (или «Труд») и «Отдых на Днепре» («Отдых»).

Первое панно посвящено роли реки в жизни Киевской Руси в целом и средневекового города в частности. В то время по Днепру пролегал древний торговый путь, который в Лаврентьевской летописи назван «великим путём из варяг в греки». На нём, в устье Почайны, действовал порт.

Панно — панорамная, эпическая по духу композиция. Яркая декоративность достигается за счёт контраста кусочков блестящей керамической плитки, уложенной по основным композиционных линиям и контурам, и матовых цветных цементов фона[5].

«Богдан Хмельницкий»

«Богдан Хмельницкий» — почти обязательный для тех времён сюжет, который также символически связан с темой объекта. Он должен был напоминать об освободительной войне гетмана, которая способствовала объединению разделённых Днепром частей Украины.

Размещено напротив панно «Днепр — торговый путь».

По мнению искусствоведов, схематическое трактование фигур и аппликативность пространственных планов делают это панно менее интересным по сравнению с первым[5].

«Вся власть Советам!»

Такими же схематическими стали и «островные» мозаичные панно «Вся власть Советам!» и «Украина» на торцевых стенах первого и второго залов ожидания.

Композиция «Вся власть Советам!» рассказывала о восстании арсенальцев против Центральной Рады в январе 1918 года. Изображение пронизано плакатной пафосностью[5].

«Украина»

Во втором зале ожидания изображены несколько сюжетов, скомпонованных в виде фриза, которые объединяла главная мозаика «Украина».

Девушка в национальном костюме стоит со снопом пшеницы у перекрытой плотиной реки, олицетворяла собой образ «житницы» страны. По мнению исследователей, панно имеет слишком шаблонный вид[5].

Фризы

Застывшему и колористически насыщенному панно «Украина» своей динамичностью и скромной цветовой гаммой противоречат фризы «Днепр промышленный» и «Отдых на Днепре»[5].

Сграффито

Декоративное оформление здания завершает сграффито «Спорт на Днепре» на стене лестничной площадки, ведущей на открытую террасу ресторана. Образы спортсменов и девушки с веслом вызывают отдалённые ассоциации с искусством 1930-х годов. В то же время они лишены идеологического подтекста[5].

Примечания

Литература