Михель (каталог марок)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Михель
нем. Michel Briefmarken-Katalog
Michellogo.jpg
Логотип каталога
Тип каталога: с 1920 универсальный,
весь мир
Язык: немецкий
Страна, город:  Германия, Унтершлайсхайм
Основан: 1910
Формы выхода: около 40 томов, в том числе 7 томов стран Европы, мягкий переплёт, формат A5;
специализированный каталог Германии на CD-ROM
Периодичность: полное обновление за 4—5 лет
Тираж: 13—20 тыс. экз.
Иллюстрации: полные серии, в цвете
Издатель: Schwaneberger Verlag GmbH
Сайт: michel.de
Страница каталога «Михель» (2006) с описанием стандартного выпуска СССР 1961 года
Страница каталога «Михель» (1999) с описанием выпусков Ирака 1995 года, не упомянутых в каталоге «Скотт»

«Михель» (нем. MICHEL-Briefmarken-Katalog) — крупнейший и самый известный каталог почтовых марок в немецкоязычном мире и Европе. Впервые изданный в 1910 году, он стал важным справочником по филателии, давая сведения, отсутствующие в англоязычном каталоге «Скотт».

История

Каталог начал выходить с 1910 года в виде прейскуранта торговца марками Хуго Михеля[de] из Апольды. К 1920 году он был разделён на два тома: «Европа» и «другие страны», а со временем вырос до его нынешних более двух десятков томов, охватывающих весь мир, при этом общее число каталогов, вместе с дополнительными специальными томами, было доведено почти до сорока.

Структура

Кроме каталога собственно Германии (Deutschland), «ударным» остаётся по-прежнему европейский том «Михеля», традиционно подразделяющийся на семь частей:

  1. Mitteleuropa — Центральная Европа
  2. Südwesteuropa — Юго-Западная Европа
  3. Südeuropa — Южная Европа
  4. Südosteuropa — Юго-Восточная Европа
  5. Nordeuropa — Северная Европа
  6. Westeuropa — Западная Европа[1]
  7. Osteuropa — Восточная Европа[2]

Второй том «Михеля» — «заморский» (Übersee), — в 1920 году охватывавший все неевропейские страны мира, к сегодняшнему дню тоже значительно разросся и составляет четыре группы:

Описание

В отличие от «Скотта», «Михель» не переиздаёт полный комплект каталогов каждый год, вместо этого обновляя лишь несколько томов. Также «Михель» даёт более подробные сведения, указывая тиражи марок, форматы марочных листов, и т. д. Также важно для некоторых коллекционеров то, что в нём описываются страны и периоды, пропущенные в «Скотте» по издательским или политическим соображениям.

К примеру, введение США эмбарго в отношении Кубы, Ирака и Северной Кореи привело к отказу «Скотта» проставлять рыночную стоимость почтовых эмиссий этих государств (по состоянию на конец 2002 года, «Скотт» не давал никакой информации о марках Северной Кореи), поэтому «Михель» служит одним из немногих источников такой информации.

В «Михеле» также отражены сомнительные эмиссии почтовых марок «песчаных дюн» — эмиратов и княжеств Аравийского полуострова, выпустивших огромное число марок в течение 1960-х — 1970-х годов, но на деле вряд ли имевших почтовое хождение. «Скотт» не включает их, считая их недействительными .

См. также

Примечания

  1. Розничная цена этого тома в конце 1970-х годов составляла 38 немецких марок.
  2. Розничная цена этого тома в конце 1970-х годов составляла 24,8 немецких марок.

Литература

  • Гросс О., Грыжевский К. Х. Каталоги, журналы и «филателистическое искусство» // Путешествия в мире марок / О. Гросс, К. Грыжевский; Пер. с польск. Ю. М. Соколова с сокр. — М.: Прогресс, 1977. — 50 000 экз. (Дата обращения: 23 июня 2016) Архивировано 11 ноября 2015 года.
  • Михеля каталог // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас, П. Ф. Мазур, И. Н. Меркулов, И. А. Моросанов, Ю. К. Мякота, С. А. Панасян, Ю. М. Рудников, М. Б. Слуцкий, В. А. Якобс; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2.


Ссылки