Михайловский, Николай Константинович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николай Константинович Михайловский
Портрет Н. К. Михайловского работы Н. А. Ярошенко (фрагмент)Портрет Н. К. Михайловского работы Н. А. Ярошенко (фрагмент)
Псевдонимы Гроньяр, Посторонний, Профан
Школа/традиция народничество
Направление русская философия
Произведения на сайте Lib.ru

Никола́й Константи́нович Михайло́вский (15 [27] ноября 1842, Мещовск, Калужская губерния — 28 января [10 февраля1904, Санкт-Петербург) — русский публицист, социолог и литературовед, критик, переводчик. Теоретик народничества.

«В ту эпоху забытый теперь критик считался в широких кругах народнической интеллигенции „властителем дум“»[1].

Биография

Родился 15 (27) ноября 1842 года в Мещовске Калужской губернии. Учился в Петербургском институте горных инженеров.

Литературную деятельность начал в 1860 году в журнале «Рассвет» под редакцией В. А. Кремпина. Сотрудничал в различных периодических изданиях («Книжный вестник», «Гласный суд», «Неделя», «Современное обозрение»). Перевёл «Французскую демократию» Прудона (Санкт-Петербург, 1867).

С 1868 года участвовал в журнале «Отечественные записки». После смерти Н. А. Некрасова (1877) стал одним из редакторов журнала (вместе с М. Е. Салтыковым-Щедриным и Г. З. Елисеевым).

В 1879 году сблизился с организацией «Народная воля», его первая встреча с руководителями партии состоялась в библиотеке П. В. Засодимского по адресу Невский, 80[2]. Михайловский публиковал статьи в газете «Народная воля». После закрытия «Отечественных записок» (1884) сотрудничал в журнале «Северный вестник» и «Русская мысль», в газете «Русские ведомости». Высылался из Петербурга (1882, 1891) за связи с революционными организациями. С 1892 года — один из редакторов журнала «Русское богатство» (совместно с В. Г. Короленко).

Умер 28 января (10 февраля1904 года; похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского православного кладбища.

Социальная философия

Могила Михайловского на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

Михайловскому наравне с П. Л. Лавровым принадлежит разработка идеи о свободном выборе «идеала», которая философски обосновывала возможность изменить общественное развитие в избранном передовой интеллигенцией направлении. Наиболее полное выражение эта идея получила в так называемом субъективном методе социологии, который в качестве высшего мерила общественного прогресса и исходным пунктом исторического исследования полагал отдельную личность («Что такое прогресс?», «Аналогический метод в общественной науке», «Теория Дарвина и общественная наука», «Что такое счастье?», «Борьба за индивидуальность»).

Разрабатывал теорию «героев и толпы», объяснявшую механизм коллективного действия склонностью человека к подражанию («Герои и толпа», «Научные письма (к вопросу о героях и толпе)», «Патологическая магия», «Ещё о толпе»). Он считает, что психологическое воздействие личности зависит от восприятия массы, и в принципе любой человек, а не обязательно выдающаяся личность, оказавшись случайно впереди толпы, может сыграть важную роль в определённых событиях[3].

В 1880-х годах критиковал теорию «малых дел» и толстовство. В начале 1890-х выступал против русских марксистов (см. «легальный марксизм»), обвиняя их в защите капитализма и отказе от наследства шестидесятников и семидесятников. В работе В. И. Ленина «Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов?» народнические взгляды Михайловского и других либеральных народников были подвергнуты резкой критике.

Б. Горев в написанной по поводу 20-летия со дня его смерти статье «Н. К. Михайловский и революция» приходит к выводу, что «сторонник консервативного мелкобуржуазного социализма, он даже тогда, когда признал необходимость политической борьбы, признавал лишь одну её форму: террористическое воздействие на правительство с целью вынудить либеральные реформы»[4].

В начале XX века в кругах демократической, особенно народнической, интеллигенции фигура Михайловского была окружена культом, его ставили в один ряд с крупнейшими фигурами освободительного движения, такими, как А. И. Герцен или Н. Г. Чернышевский. Однако после 1917 года его слава померкла: он был оппонентом марксизма и сторонником критиковавшейся марксистами теории героев и толпы, в эмиграции к его наследию также обращались редко.

Фотография из журнала «Нива» за 1904 год

Михайловский как литературный критик

В литературной критике считается продолжателем Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. В литературно-критических работах анализировал творчество Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Г. И. Успенского, В. М. Гаршина, Максима Горького, З. Н. Гиппиус[5] и других писателей. Значительный общественный резонанс получили статьи «Десница и шуйца Льва Толстого» и «Жестокий талант» (о Ф. М. Достоевском).

Пользовался псевдонимами Гроньяр, Посторонний, Профан и другими.

Адреса в Санкт-Петербурге

1900 — 28.01.1904 года — Спасская улица, 5.

Примечания

  1. Скиталец С. Г. «Повести и рассказы. Воспоминания»
  2. Петербург «Народной Воли» М — Н (недоступная ссылка). Народная Воля. Дата обращения: 31 марта 2010. Архивировано 10 февраля 2008 года.
  3. Гринин Л. Е. Личность в истории: эволюция взглядов Архивная копия от 8 августа 2021 на Wayback Machine // История и современность. — 2010. — № 2. — С. 38—39.
  4. Минувшее. Ру (недоступная ссылка)
  5. Михайловский Н. К. Литература и жизнь Архивная копия от 2 декабря 2013 на Wayback Machine. 1896

Литература

Ссылки