Михаил Хониат

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Михаил Хониат
Μιχαήλ Χωνιάτης
Дата рождения 1140(1140)
Дата смерти 1220(1220)
Род деятельности писатель, историк
Язык произведений греческий

Михаи́л Хониа́т (греч. Μιχαήλ Χωνιάτης; 1140—1220 гг.) иногда неверно называемый Акоминатом (греч. Ἀκομινάτος) — митрополит афинский, выдающийся византийский писатель и общественный деятель. Брат византийского историка Никиты Хониата.

Биография

Родился около 1140 года в малоазиатском городе Хоны. В раннем возрасте учился в Константинополе и был учеником Евстафия Солунского. В 1182 году назначен митрополитом города Афин. В 1204 году, после завоевания Константинополя латинянами, защищал Афинский акрополь от нападения со стороны греческого военачальника Льва Сгура, удерживая крепость до прихода крестоносцев во главе с маркизом монферратским Бонифацием в 1205 году.[1] Михаил без кровопролития сдал Бонифацию город и поселился на острове Кея, в монастыре Иоанна Предтечи, где проводил свою жизнь в уединении, среди учёных занятий. Около 1217 года он переехал в монастырь Водоница, близ Фермопил, где скончался около 1220 года.

Труды

Михаил Хониат возможно являлся последним владельцем полной версии «Гекалы» и «Аитии» Каллимаха.[2] Сохранившиеся речи и письма Михаила Хониата имеют весьма важное историческое значение, остаются одним из важнейших свидетельств о жизни в Афинах и Аттике во времена Латинской империи. Особого внимания заслуживают его воспоминания о родном брате-историке Никите Хониате и византийском императоре Алексее III Ангеле; поэтический плач о вырождении Афин.

Все литературные произведения Михаила можно разделить на четыре группы: проповеднические слова, речи похвальные и надгробные, письма и поэтические произведения. Являлся знатоком античной культуры. Проповеди его основаны почти исключительно на Библии, богаты глубокими мыслями и исполнены пламенного ораторского воодушевления. В своих работах Михаил защищает интересы провинциальных городов, выступает против столичных чиновников и императорского деспотизма, проявляет наблюдательность, описывает детали средневекового византийского быта; в числе первых поднимает вопрос о предназначении творческой личности, которое он противопоставляет низменным вкусам толпы. Письма (до 200) адресованы к различным лицам и разнообразны по содержанию. Из поэтических произведений Михаила Хониата одно (Θεανώ) философского содержания, одно касается истории города Афин, а большая часть написана на религиозные темы.

Лучшее и полное издание сочинений сделано профессором афинского университета Спиридоном Ламбросом, с историческими и филологическими примечаниями (Афины, 1879—1880).

Литература

  • И. Соколов, «Акоминат Михаил» // Православная Богословская Энциклопедия, т. I, — СПб.: изд. А. П. Лопухина, 1900.
  • Stadtmüller G., Michael Choniates, Metropolit von Athen, «Orientalia Christiana», [v.] 33, [pt.] 2, Roma, 1934.
  • Ф. И. Успенский, «К истории крестьянского землевладения в Византии».//Журнал министерства народного просвещения. Январь 1883 г. часть CCXXV. с. 31-60.
  • А. А. Говоров «Византийская тьма», 1994, упоминается несколько раз, как брат действующего персонажа историка Никиты Акомината (Никиты Хониата)

Примечания

  1. N.G. Wilson, Scholars of Byzantium 1983:204-06.
  2. A.S. Hollis, «A New Fragment on Niobe and the Text of Propertius 2.20.8». The Classical Quarterly, New Series, 47.2 (1997:578-582).

Ссылки