Мистический анархизм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Мистический анархизм (анархо-мистицизм) — философско-эстетическая теория Георгия Чулкова[1], а также подобные ей сочетания гностицизма, мистицизма и анархистской теории[2].

История

Георгий Чулков

Г. И. Чулков выдвинул свою теорию (он называл её «Учением о путях последнего освобождения»), находясь под влиянием концепции Вячеслава Иванова о «мистическом энергетизме»[3] и его идей о «соборности» и «свободном, „анархическом“ единении людей, связанных общностью сознания»[1]. Идеи, излагавшиеся Чулковым, обсуждались на Ивановских средах и других встречах. Впервые термин «мистический анархизм» был использован Чулковым в нескольких статьях, опубликованных в 1905 году в журнале «Вопросы жизни»[3].

В июне 1906 года Чулков опубликовал книгу «О мистическом анархизме». Автор получил негативные отзывы на свою работу в письмах от А. Блока и Ф. Сологуба, в августе вышли разгромные рецензии от В. Брюсова и З. Гиппиус[4]. Отзывы в журнале «Весы» сопровождались личными выпадами против Чулкова. В течение последовавших после публикации книги двух лет на страницах журнала против мистического анархизма была развёрнута целая кампания, одним из наиболее активных участников которой был А. Белый[5].

Теория Чулкова стала причиной запальчивой дискуссии среди символистов[1]. В августе 1907 года, когда Чулков провозгласил в статье «Молодая поэзия» новое литературное течение «мистический реализм», споры достигли максимума. «О „мистическом анархизме“ иначе как с пеною у рта не говорят» (В. Ф. Нувель)[5]. Но уже в течение 1908 года полемика вокруг теории сошла на нет[6].

В мистическом анархизме, ставшем заметным явлением на фоне революционных настроений в России 1905—1907 годов, Г. Чулков попытался «соединить мистическое мироощущение с социальными воззрениями эпохи»[1]. Основные положения теории состояли в следующем[6]:

  • «борьба с догматизмом в религии, философии морали и политике»[7],
  • «утверждение мистической личности в общественности»[8], внутренняя свобода личности[1],
  • устремление к соборности, сверхиндивидуализм,
  • неприятие мира («мистико-анархисты не принимают мира как такового и мечтают о мире преображённом»)[1].

Доктрина Чулкова, изложенная им в книге 1906 года, имела «теоретические недочёты, сумбурность изложения и несамостоятельность»[6]. Блок обращал внимание на то, что теория мистического анархизма построена «на лирических основаниях»[1]. Брюсов отмечал, что изложенные Чулковым идеи принадлежат «Кропоткину, Бакунину, В. Розанову, Д. Мережковскому, Вл. Соловьёву, Ф. Достоевскому»[6].

Тем не менее, мистический анархизм «в какой-то мере отразил настроения части русской интеллигенции — „хилиастические надежды, вызванные революцией 1905 г. у многих символистов“» и стал первым явным предвестником произошедшего в 1910 году раскола русского символизма на эстетов и мистиков[6].

После Февральской революции 1917 года в Россию из Франции вернулся анархист-эмигрант Апполон Карелин. Как показывал в 1933 году на допросе в ОГПУ М.И. Сизов, в 1920 году вместе с Андреем Белым Карелин создал «Восточный отряд Тамплиеров Всемирного ордена Тамплиеров» (в других источниках его называют еще «Орден света») — законспирированную организацию, которая сочетала в себе элементы масонства и анархизма. В это же время к ним присоединился Алексей Солонович[2][9].

К началу 1930-х годов ОГПУ арестовало большинство членов анархо-мистических кружков в СССР, но ещё в 1924 году Карелин и Солонович создали своеобразный «спасительный» филиал своего «ордена» в среде русской эмиграции в США. Инициатором этого стал Е.З. Долинин (Моравский). В 1924 году в США Долинин вместе с М.И. Рубежаниным договорились о финансовой поддержке со стороны Федерации русских рабочих США и Канады и стали издавать газету «Рассвет», а с 1927 года — журнал «Пробуждение». Они выполняли функцию информационной поддержки анархо-мистических кружков в СССР, однако по мере усиления репрессий против этих кружков получали все большую и большую автономию. Мистические анархисты подверглись критике со стороны анархо-синдикалистов. Г.П. Максимов, теоретик анархо-синдикализма, в 1933 году опубликовал в журнале «Дело труда» статью под названием «“Рассвет” — проводник русского фашизма». В ней он упрекал Долинина и Рубежанина в том, что они «обслуживают все классы», что в своем стремлении предоставить публичную площадку для творческого самовыражения людей, они де-факто способствуют реабилитации реакционных сил, что дискредитирует анархизм как рабочее революционное движение. Авторитет Максимова в рабочем сегменте русской диаспоры в США был очень велик. Поэтому когда к концу 1930-х годов в среде русских анархистов-эмигрантов встал вопрос о слиянии «Пробуждения» с журналом «Дело труда», то было ясно, что мистический анархизм среди русских эмигрантов не приветствуется. Вскоре и газета «Рассвет» стала стремительно терять читателей. В 1939 году оба издания были закрыты[2].

Известные мистические анархисты

Примечания

Литература