Мирная передача власти

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Демократия
Ценности
Теория
История
Разновидности

Ми́рная переда́ча вла́сти — важный элемент демократии, состоящий том, что правительство, потерпевшее поражение на выборах, мирно передает власть в стране партии, победившей на выборах.

В странах, впервые проходящих процесс демократизации, мирная передача власти служит показателем установления конституционной демократии и стабильности правительства[1][2][3][4]. Исследование, проведенное в 2014 году, показало, что за период с 1788 года в 68 странах мира[a] никогда не было мирной передачи власти по результатам выборов[5][6].

Теория

Избранный президент США Ronald Reagan приносит президентскую клятву во время передачи власти в 1981.

Мирная передача власти требует наличия ряда сильных демократических институтов. Передача власти ставит действующих носителей власти в уязвимое положение, поскольку они рискуют не только потерей властных полномочий, но и возможным возмездием со стороны победившей партии[7]. В молодых демократиях может возникнуть необходимость в создании новых институтов для содействия мирной передачи власти[8].

В стабильных демократиях мирный переход власти является привычным результатом выборов. Анализ показывает, что для закрепления процесса мирной передачи власти достаточно сделать это один раз[5][6].

Современная практика

Мустафа Абдул Джалил, возглавлявший Национальный переходный совет в Ливии, который курировал мирную передачу власти после гражданской войны.

Первый мирный переход власти в стране часто рассматривается как важный этап установления демократии, например, как это было на выборах в Демократической Республике Конго[9]. Успешные переходные процессы в напряженные политические моменты, такие как Бархатная революция в Армении в 2018 году, интерпретируются США как признаки улучшения управления внутри страны, что является важной вехой в демократизации и развитии гражданского общества[10].

Соединенные Штаты

Мирная передача власти исторически была нормой при смене президента США . Переход власти отмечается рядом символических актов, таких как инаугурация президента США[11] . Во время выборов 2020 года некоторые эксперты указывали на риск отката от демократии[12][13] . Действующий Президент США Дональд Трамп во время своей президентской кампании 2020 года выразил сомнения относительно возможности мирной передачи власти[14] то время, как другие избранные должностные лица, такие как Сенат США, делали публичные заявления в поддержку такого процесса, рассматривая его как основу американской демократии[15].

Белоруссия

Во время протестов в Белоруссии 2020 года, последовавших за спорными результатами президентских выборов в августе 2020 года, с целью мирной передачи власти [источник не указан 986 дней] был создан Координационный совет и теневое правительство, получившее название Народное антикризисное управление.

Примечания

Комментарии

  1. В составе ООН на 2020 год насчитывается 193 независимых государства.

Сноски

  1. Graham (July 2017). «The Third Peaceful Transfer of Power and Democratic Consolidation in Ghana». Africology: The Journal of Pan African Studies 10 (5): 99–127.
  2. Tamarkin (1979). «From Kenyatta to Moi: The Anatomy of a Peaceful Transition of Power». Africa Today 26 (3): 21–37. ISSN 0001-9887.
  3. Mangu (2004-06-01). «DR Congo : the long road from war to peace and challenges for peaceful transition and national reconstruction» (en). Africa Insight 34 (2_3): 31–38. ISSN 0256-2804.
  4. Ahmed (2012). «Democracy and the problem of peaceful transfer of power» (en). Journal of Al-Frahedis Arts 04 (10).
  5. 5,0 5,1 Przeworski (2015-01-01). «Acquiring the Habit of Changing Governments Through Elections» (en). Comparative Political Studies 48 (1): 101–129. doi:10.1177/0010414014543614. ISSN 0010-4140.
  6. 6,0 6,1 Peaceful transitions of power have been rare in modern states, but once the habit has been acquired it sticks. EUROPP (26 ноября 2014). Дата обращения: 25 сентября 2020. Архивировано 9 октября 2020 года.
  7. Sutter (1995). «Settling Old Scores: Potholes along the Transition from Authoritarian Rule». The Journal of Conflict Resolution 39 (1): 110–128. ISSN 0022-0027.
  8. Libya's NTC hands power to newly elected assembly (англ.), BBC News (9 августа 2012). Архивировано 18 апреля 2019 года. Дата обращения 25 сентября 2020.
  9. (2017-02-01) «First peaceful transfer of power possible in the DRC: regional focus - East Africa» (en). Africa Conflict Monitor 2017 (Feb 2017): 35–39. ISSN 2311-6943.
  10. Yayloyan (2019-02-28). «A Peaceful Transition of Power and Public's Expectations in Armenia» (English). Economic Policy Research Foundation of Turkey.
  11. Peaceful Transition of Power (англ.). National Archives (18 ноября 2016). Дата обращения: 25 сентября 2020. Архивировано 9 октября 2020 года.
  12. Is the U.S. at Risk of Mirroring Hungary’s Democratic Backsliding?. www.worldpoliticsreview.com. Дата обращения: 15 ноября 2020. Архивировано 14 января 2021 года.
  13. Bauer (2020-03-02). «Democratic Backsliding, Populism, and Public Administration» (en). Perspectives on Public Management and Governance 3 (1): 19–31. doi:10.1093/ppmgov/gvz026. ISSN 2398-4910.
  14. Breuninger. Trump won't commit to peaceful transfer of power if he loses the election (англ.). CNBC (23 сентября 2020). Дата обращения: 25 сентября 2020. Архивировано 9 октября 2020 года.
  15. News. Unanimous Senate commits to peaceful transfer of power after Trump refuses (англ.). ABC News. Дата обращения: 25 сентября 2020. Архивировано 9 октября 2020 года.