Минный транспорт

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Великий князь Константин» и его миноноска «Чесма»
Минный транспорт фр. Foudre

Минный транспорт — крупный корабль, основным/одним из основных назначений которого является доставка на борту в район операций группы минных или торпедных катеров (вооружённых шестовой миной либо буксируемой миной или торпедами соответственно). Впервые идея создания подобного класса корабля была предложена лейтенантом (впоследствии — вице-адмиралом) С. О. Макаровым в 1876 году и воплощена на следующий год переоборудованием в минный транспорт пассажирского парохода «Великий князь Константин».

Применение

Главным достоинством этого типа кораблей было резкое увеличение дальности действия минных или торпедных катеров, позволяя их использовать не только для обороны, но и при наступлении. Кроме того некоторые корабли, подобно российскому «Великий Князь Константин» и французскому «Фудр», имели систему, позволяющую быстро прогреть паровые котлы катеров, от котлов носителя. Недостатком же — трудность спуска и подъёма катера при волнении. Эта проблема была решена лишь в годы Второй мировой войны на десантных кораблях типа «Синсю-мару» и десантных кораблей-доков (LSD). Впрочем, при основной тактике подобного типа кораблей «дождавшись ночи, незаметно подплыв поближе, выпустить с безопасного расстояния катер для атаки стоящего на якоре корабля», подобный недостаток часто лишь означал, что атака состоится «не в эту, а в следующую ночь».

Характерная тактика ярко описывается следующим высказыванием, тогда ещё капитана, будущего адмирала Фишера, сказанной на вопрос, что бы он стал делать, встретив в море броненосец не уступающий его кораблю (речь была о броненосце «Инфлексибл»):

Я бы постарался по возможности избежать боя, держась вне видимости противника. А дождавшись темноты, я спустил бы на воду и выслал на вражеского броненосца две своих миноноски

Сам же адмирал Макаров, учитывая скромные возможности, тогдашних минных катеров — тихоходных и вооружённых шестовой миной, не говоря уже об их хлипкости и сомнительной мореходности, был в своих оценках возможностей этого типа корабля более осторожен, ставя целью атаку лишь стоящих на якоре кораблей. Но даже такое применение этого типа кораблей, во время русско-турецкой войны оказалось достаточным, чтобы впечатлить британских военно-морских экспертов, и фраза будущего адмирала Фишера была сказана под впечатлением от реальных боевых операций адмирала Макарова.

Русско-японская война одновременно стала и венцом и крахом этого типа кораблей. С одной стороны, к началу войны уже появились торпедные катера, лишённые недостатков минных катеров, а с другой … появилась противоминная артиллерия не давшая реализовать в полной мере возможности торпедных катеров. В итоге, во время русско-японской войны лишь два катера, спущенные с броненосцев, смогли произвести успешные атаки. Тем не менее, идея корабля-матки (en:Mother ship), несущего на борту вооружённые самодвижущиеся аппараты, способные атаковать крупные корабли, нашла своё воплощение на другом техническом уровне — именно такими кораблями являются, по сути, авианосцы.

Тем не менее, в годы Второй мировой американцы использовали транспорт USS Hilo (AGP-2) для транспортировки на дальние расстояния патрульных катеров вооружённых торпедами.

Перспективной альтернативой первым торпедам когда-то также считались метательные мины: к 1900 году из 111 российских миноносок, построенных в 1878 году, на 46 были установлены морские миномёты, на 43 — постоянные торпедные аппараты и на 14 — поворотные торпедные аппараты.

Минные транспорты (специально модифицированные под эту функцию или специальной постройки)

Броненосцы, оснащённые минными или торпедными катерами

Источники

См. также