Мегрелы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Мингрелы»)
Мегрелы
Современное самоназвание мегр. მარგალეფი
груз. მეგრელები
абх. агырцәа
Численность и ареал
Всего: около 450 000 чел.

 Грузия: около 290 000 чел. (оценка)[1]

 Абхазия[2]:
от 3201 чел.[3] (по переписи 2011)
до 50—80 000 чел. (оценка)[4]
 Россия: 600 чел. (2010)[5][6]

Описание
Археологическая культура колхидская культура
Язык мегрельский, грузинский[9]
Религия православие (Грузинская православная церковь[9])
Входит в Картвельская семья
Мегрело-занская группа
Происхождение колхи

Мегре́лы или мингре́лы (мегр. მარგალეფი — марга́лепи, ед. ч. маргаль; груз. მეგრელები — ме́греле́би) — народность картвельской языковой семьи[1][10][11][12][13][14]. Являются субэтнической группой грузин[15][16][17][уточнить][18]. Традиционное население исторической области Мегрелия.

Говорят на мегрельском языке, входящем в картвельскую языковую семью[1][14]. До переписи 1926 года выделялись отдельной народностью[10][19].

Эндоэтноним «мегрел» на грузинском языке впервые встречается в надписях Атени-Сиони, датируемых 735 г., а также в таких исторических источниках, как «Житие Картли» (IX-XIV вв.)[9].

Язык

Расселение народов картвельской семьи языков
Карта распространения мегрельского языка

Мегре́льский язы́к (самоназвание მარგალურ ნინა, "маргалур нина") — язык мегрелов, входит в мегрело-занскую (колхидскую) группу картвельской языковой семьи. В основном распространён в северо-западной Грузии (регионе Самегрело-Верхняя Сванетия) и юго-восточной Абхазии. Примерное число говорящих — 800 тысяч человек.

Из других картвельских языков, стоит ближе всего к распространённому в Турции лазскому языку, вместе с которым они образуют занскую группу. Время разделения этих языков можно определить лексико-статистически: они имеют 47 % совпадений в 100-словном базовом списке, что по формуле Сводеша-Старостина соответствует VIII веку до н. э.

Мегрельский язык использует письменность на основе грузинского алфавита. В 1860-х годах делались попытки по введению кириллицы. Составителем первой мегрельской грамматики был русский педагог Михаил Завадский. В языке выделяется 9 падежей. В синтаксисе сильнее признаки номинативного строя, по сравнению с грузинским. Фонемный инвентарь языка характеризуется сравнительным богатством консонантизма, при умеренном развитии вокализма. Всего здесь 29 согласных фонем, 2 гласно-согласных, 5 гласных и 1 полугласная. Настоящие долгие гласные и истинные дифтонги отсутствуют.

Мегрельский и сванский языки происходят из одного общего прото-грузинского языка. Мегрельский, вероятнее всего, откололся от древне-картвельского языка в 700 году до н. э. В результате последующего многовекового воздействия со стороны грузинского языка, обусловленные им структурные изменения затрагивают все уровни языковой структуры. В фонетике — это укрепление позиции фонемы Q; в морфологии — появление целого ряда алломорфов аффиксальных морфем (напр., e- для пассива); в синтаксисе — развитие сложноподчиненного предложения; в лексике — значительное пополнение словарного состава.

Расселение

Мегрелы в традиционной одежде

Мегрелы являются коренным населением исторической области Мегрелия[20] в Западной Грузии. В Мегрелии (Мингрелии), характерны поселения усадебного типа (пацха), поэтому такие сёла растягиваются на несколько километров.

Проживают в Самегрело-Верхняя Сванетия на северо-западе Грузии, а также на юго-востоке Абхазии[2] (Гальский и Ткварчельский районы) и в столице Грузии — Тбилиси. Кроме того, проживают в составе грузинских диаспор в США, странах Европы и в России, всего в мире около свыше 450 тысяч.

Быт и уклад жизни

В горах есть благоустроенные, с виноградниками и садами мегрельские мятежные деревни. Даже с войском, подобным морю, невозможно проникнуть туда. Его население — сорок-пятьдесят тысяч человек, вооруженных ружьями.

(Османский путешественник и историк Эвлия Челеби «Книга путешествий)


Войны мингрельцев с соседями состоят, в сущности, из набегов и грабежей; нападения их на неприятеля чрезвычайно стремительны, так как у них нет недостатка в мужестве и решительности. Если неприятель обращается в бегство, они преследуют его вглубь страны, повсюду жгут и грабят, уводя людей всякого возраста и пола, а затем удаляются с той же стремительностью. Пленных набирают как можно больше; как только выбьют кого-нибудь из седла, тотчас же соскакивают с лошади, связывают побежденного веревкой, которую, как я говорил, они носят на поясе, и оставляют его под охраной своих слуг. Захвативший пленника имеет над ним право жизни и смерти и может распорядиться им по своему желанию. Обыкновенно его обращают в рабство и продают туркам. При нападениях мингрельцы стараются занять брод на какой-нибудь реке и, стреляя из засады, препятствуют неприятелю переправиться на другой берег.

(Французский путешественник и ювелир Жан Шарден "Путешествие кавалера Шардена по Закавказью в 1672-1673 гг.)


Война — общее явление у всех народов мира, у мингрельцев вошла, так сказать, в привычку, и настолько они привыкли к употреблению оружия, что родители совсем маленьких детей берут на войну и заставляют их переносить все лишения её.

— Всякий постоянно держит в своем доме все необходимое для войны. Лучшую лошадь никогда не загоняют до усталости, если не по случаю войны; лучшую провизию также хранят для этой цели; все оружие держат наготове… Когда ложатся спать, то копье, меч, щит, шлем и нарукавники лежат у изголовья… В Одиши ни важные дела, ни высокое звание, ни болезнь никого не освобождает от военной службы… Колхида так мало известна, что, пожалуй, никто не поверит, если скажу, какое отборное и многочисленное войско она может выставить. В самое короткое время соберется тридцать тысяч воинов, все верховые, хорошо приученные и хорошо владеющие оружием… Не думаю, чтобы где-либо войско выходило на войну так образцово снаряженное, как мингрельское. Роскошная одежда так блестит, как нигде в другом месте…

(Арканджело Ламберти, «Описание Колхиды», Неаполь, 1654)


Они имеют воистину прозорливый и острый ум, доброжелательны, воспитаны, солидны и теплосердечны, но в то же время они горделивы, злы, жестоки, неумолимы и наглы...

Оружие мегрел; пика, лук и стрелы, прямой палаш, булава, щит; огнестрельное оружия мало кто применяет. Они хорошие войны и хорошие всадники. Очень искусны в владении пикой, стрелять из лука начинают учить детей с 4 лет, которые настолько хорошо овладевают онным, что бес труда попадают даже в летящую маленькую птичку...

(Французский путешественник и ювелир Жан Шарден "Путешествие кавалера Шардена по Закавказью в 1672-1673 гг.)


Колхи хотя и сильные и воинственные люди, однако... склонные к разбою. Разбой они считают за большое геройство. Потому-то они часто объединяются и идут походом на страну лезгин и лазов. Людей захватывают в плен и продают.

(Миная Медичи, История Понти, 1815-1819 гг)


Мегрелы настолько упорные... и так прочно хранят свои обычаи, что кто бы ни умер, ничего не изменят и не отстанут от обычных дел. Очень любят они веселье и пение. Насколько внешне ревнивы к духовным делам и иконопочитанию, настолько же склонны к суеверию — как простой народ, так и священники. И, поскольку их нравы и наряды очень похожи на абазские, некоторые считают их за один народ, называя их, со всеми гурджами вместе, одним именем колхов. Однако гурджи и мегрелы — это грузины-христиане, которые хотя и разные племена, зато считаются за один народ. Гурджи, как гражданин, более приличный; среди них много стройных и красивых. Они имеют школы, так что и девочки умеют читать и писать. И инородцы о них высокого мнения. Мегрелы же сравнительно дики и воинственны.

(Миная Медичи, История Понти, 1815-1819 гг)


Язык их отличается от грузинского, хотя служба в церкви идет на грузинском. Лет 20 назад духовные правители решили вести службу в церкви на мегрельском и даже перевели молитву Иоанна Златоуста, однако этому массово воспротивились все сословия Мегрелии. Надо отметить, что хорошо знающих грузинский язык среди мегрелов больше, чем в иных уголках Грузии. У сельских тружеников Мегрелии, есть одно хорошее качество, которого начисто лишены жители восточной Грузии, я говорю про сельские ярмарки. В Картли и Кахети крестьянин никогда не вынесет на продажу урожай, передавая его продажу иностранным посредникам. В Телави, Сигнахи и Гори вся торговля в их руках (армяне, евреи). При сборе урожая торгаши ходят по деревням и за бесценок скупают весь урожай,что потом втридорога продать. Это губит население Картли и Кахетии, и этой болезни начисто лишена Мегрелия. Тут в каждой деревне по пятницам проводятся большие базары, в городах же несколько раз в году проводятся крупные ярмарки. Мегрелы несут свое добро на ярмарку и базар и там продают или обменивают по выгодной себе цене. Продают Щелк, табак, хлеб, фрукты, всякую посуду, мёд, вино, домашних животных, а покупают соль, шерсть, оружие, пряжу и другое. Купцы тут повсеместно мегрелы, поэтому другие люди тут не появляются. Единственную конкуренцию им пытаются оказать урии (евреи), но они не могут диктовать цены на рынке, как это делают евреи в Кахетии, потому что мегрелы не слабее их в купле-продаже. Это хорошее качество принесет мегрелам много пользы в будущем. Находчивостью они превосходят всех грузин: Поехать в Кахетию и там поровну в доле обработать сад, открыть духан с видом на море, пронести контрабанду через таможню - все это легко дается мегрелу. Трудно найти таких талантливых, прилежных, предприимчивых и находчивых людей, как мегрелы.

(Грузинский педагог и журналист, основатель научной педагогики в Грузии Иакоб Гогебашвили в своем труде "Сокровищница" 2-й пол. XIX века.)


Мегрелы издавна живут в соседстве с абхазами. Мегрельский язык сохраняет твёрдые позиции в быту. Этнокультурные и бытовые традиции в значительной мере сохраняют преемственность со своими историческими формами. Традиционно хорошее владение навыками верховой езды. Мегрельские войска, в основном, состояли из кавалерии в панцирях. Сверху — чёрная чоха с закатанными рукавами, под панцирем — чёрная шёлковая рубаха ахалухи. Ниже — широкие шаровары и облегающие ногу высокие чёрные сапоги. На голове башлык или папаха. Под ним видна кольчатая бармица от шлема. …Пришли до трёх тысяч свирепых мегрельских горцев, полностью снаряжённых и вооружённых, закованных в стальные панцири и с обнажёнными руками, верхом на своих скакунах. — Так описывает Эвлия Челеби вооружение грузинских войск (там были войска со всей Грузии), подошедших к крепости Гонио в 1647 году.

Мегрельские всадники носили бурку и головной убор башлык — кабалахи, завязывая его по-разному. Плотно прилегающая к талии чоха, сшитая из шерстяного материала, с широкими и длинными рукавами и полами, ниспадающими до колен, надевалась поверх хлопчатобумажного или шелкового ахалохи, обычно темных цветов. Эта одежда выгодно подчеркивала узкую талию и широкие плечи мужчин. Ахалохи (или ахалухи) опоясывалось узким ремнем с серебряной чеканкой, на пояс подвешивался кинжал. Обувью служили туго обтягивающие голени мягкие кожаные сапоги с острыми носками.

Женщины носили длинные платья, расширяющиеся к низу и с глубоким вырезом в районе груди. Под ним специальный парчовый или вышитый нагрудник, пояс домотканый, широкий и длинный, рукава платья длинные с разрезом, свободно свисающие от спины. Под платье надевали рубаху с гладкими и узкими рукавами. Манжеты вышиты национальными узорами. На голове косынка (тавсапари"), которую завязывали особо.

Традиции и культура

Мегрельский князь, рисунок Григория Гагарина.
Мегрелия. Княгиня Чкония, фотопортрет Дмитрия Ермакова.

Как и многие кавказцы, мегрелы уважают законы предков, стараясь их придерживаться и передавая в устной форме из поколения в поколение.

Среди мегрелов широко распространена любовь к пению, а многие из напевов очень мелодичны (записаны с приложением нот X. Гроздовым в «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа», 1894); песни исполняются под аккомпанемент грузинского народного инструмента чонгури. Реже играют на дудуке, гануне или на зурне.


Наиболее известные блюда мегрельской кухни — купаты, кучмачи, джурджани, хачапури, г’уму (мамалыга), эларджи, лечкере, гебжалиа, пучхолиа, лобио, чвищтари и др

Антропология

В Мингрелии находим наибольший процент светловолосых, наименьший- с тёмным цветом глаз и наименьший процент тёмного типа по цвету волос и глаз. По описательным признакам население Мингрелии ближе других провинций стоит к Гурии.

(А. Джавахишвили 1912)


В Мингрелии нет особого типа; здесь одинаково попадаются и брюнетки, и блондинки.Стройный рост, умные, выразительные лица, миловидные головки, длинные и шелковистые волосы, вьющиеся по плечам, и правильные роскошные формы тела - приковывают внимание. Движения их смелы, грациозны, страстны и выказывают вполне окружающую их природу.

(Издание "Народы России" 1880 года.)


Мегрелы, как и большая часть народов, проживающих на восточном побережье Чёрного моря, относятся к доиндоевропейской (гаплогруппа G) средиземноморской расе европеоидной большой расы (принадлежат к южным европеоидам). Относятся к понтийскому и кавкасионскому типам большой европеоидной расы[21][22][23].

Как было написано выше мегрелы принадлежат к понтийскому и кавкасионскому типу, но доминируют среди них понтиды, а точнее западно грузинский вариант понтида- Колхид. В его составе выделяется два подтипа. Один характерен как раз для мегрелов и гурийцев и может быть обозначен как причерноморский вариант. Второй подтип характерен для большей части имеретин и обозначен как собственно западно-грузинский. Причерноморский вариант, характерный для мегрелов, отличается от западно-грузинского: сочетание больших длины тела и продольного диаметра головы, уменьшенного скулового диаметра и более низкой верхней губы, более поднятого кончика носа и большего развития надбровья.

Колхский тип: доминирует среди мегрелов Гальского, Чхороцкуйского, Цаленджихского, Зугдидского районов.

Этот тип характеризуется:

-средним поперечным диаметром головы

-узким лицом

-высоким процентом светлых глаз

-светлыми волосами

-горизонтальным или приподнятым кончиком носа

-высоким переносьем и поперечным профилем спинки носа

-малой высотой носа

-толстыми губами

-выше среднего развитием волос на груди.

Государственность и религия

В конце второго тысячелетия до н. э. вместе с другими картвельскими племенами — протозанами, мегрелы образовали государство Эгриси в грузинской традиции и Колхида в древнегреческой.

В позднем Средневековье мегрелы пользовались относительной самостоятельностью от имеретинских царей (княжество Мегрелия) и имели собственную династию владетельных князей (Дадиани), которые являлись сюзеренами Абхазии. В 1803 году владетель Мегрельского княжества вступил в российское подданство. С 1857 года введено российское управление. Мегрельское княжество было упразднено в 1867 году и вошло в состав Российской империи (Кутаисская губерния)[24]. Князья Дадиани впоследствии стали частью российского дворянства (после ликвидации княжества в 1867 году).

Основная религия — православие. Верующие мегрелы относятся к Грузинской православной церкви, но как и все грузины, при отсутствии грузинских православных храмов, по месту жительства посещают храмы, принадлежащие другим Поместным Православным Церквам. Впервые христианство в Мегрелии появилось в I веке н. э., в качестве государственной религии — в IV веке, однако до VI века мегрелы сочетали православие с (зороастрийскими или митраическими) элементами верований. Древние мегрелы относились к этносу колхов.

Мегрельские фамилии

Основными окончаниями мегрельских фамилий являются: «уа/иа/ава». Как, например, Чхетиа, Куциа, Пагава, Кобалава, Гагуа, Гошуа и другие[25][26]. В русском написании обычно используется «-ия» вместо «-иа».

В топонимии

  • Населённый пункт, косвенно связанный своим названием с данной народностью, существует в России — станица Мингрельская в Краснодарском крае (на современном месте с 1865 года).

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Joshuaproject. Дата обращения: 3 июня 2011. Архивировано 5 декабря 2013 года.
  2. 2,0 2,1 Абхазия — регион в Закавказье на юго-восточном побережье Чёрного моря. Фактически управляется частично признанной Респу́бликой Абха́зия, согласно административно-территориальному делению Грузии — Автономная Республика Абхазия в составе Грузии.
  3. В Абхазии подведены итоги первой переписи. Кавказский узел. 28.12.2011. Дата обращения: 3 мая 2012. Архивировано 4 октября 2013 года.
  4. Точные данные о численности грузин и мегрел, в Абхазии отсутствуют; в данных переписях, политиками, журналистами в разное время давались оценки от 40 до 70 тысяч.
  5. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. Дата обращения: 3 мая 2012. Архивировано 30 апреля 2020 года.
  6. Всероссийская перепись населения 2010. Национальный состав населения РФ 2010. Дата обращения: 3 мая 2012. Архивировано 23 декабря 2021 года.
  7. Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам. Архивная копия от 29 апреля 2020 на Wayback Machine: см. Архивная копия от 18 октября 2012 на Wayback Machine
  8. Приложения к итогам ВПН 2010 года в Москве. Приложение 5. Национальный состав населения по административным округам города Москвы (недоступная ссылка)
  9. 9,0 9,1 9,2 The Oxford handbook of languages of the Caucasus. — New York, 2021. — С. 530-531. — ISBN 978-0-19-069072-4.
  10. 10,0 10,1 Мингрельцы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  11. Мегрелы // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
  12. Картвельские языки — статья из Большой советской энциклопедии
  13. Ethnologue. Language Family Trees Архивная копия от 2 февраля 2013 на Wayback Machine & Mingrelian Архивная копия от 22 января 2009 на Wayback Machine
  14. 14,0 14,1 Stephen F. Jones. Mingrelians Архивная копия от 20 мая 2011 на Wayback Machine. World Culture Encyclopedia. Retrieved on March 29, 2008.
  15. МЕГРЕЛЫ • Большая российская энциклопедия - электронная версия. bigenc.ru. Дата обращения: 27 августа 2019. Архивировано 27 августа 2019 года.
  16. David Levinson. Ethnic Groups Worldwide: A Ready Reference Handbook Архивная копия от 16 февраля 2018 на Wayback Machine, p 34: «Included in the Georgian ethnic and national group are a number of subgroups such as Ajars, Khevsur, and Mingrelians.»;
    Stuart J. Kaufman Modern Hatreds: The Symbolic Politics of Ethnic War Архивная копия от 16 февраля 2018 на Wayback Machine, p 86: «Additionally, the Georgian category includes an array of politically important subgroups especially Mingrelians, Svans and Ajarians»
    Tunç Aybak Politics of the Black Sea: Dynamics of Cooperation and Conflict Архивная копия от 20 ноября 2017 на Wayback Machine, p 185: «…Georgians (Megrels)…»;
    Andropov, New Challenge to the West, by Arnold Beichman, Mikhail S. Bernstam Архивная копия от 20 ноября 2017 на Wayback Machine, p 116: «Georgia consists of three ethnics tribes: Imeretians, Kartvels, and Mingrelians.»
  17. Small Nations and Great Powers: A Study of Ethnopolitical Conflict, by Svante E. Cornell, p 142;
    Political Construction Sites: Nation-building in Russia and the Post-Soviet World, by Pål Kolstø, p 8

  18. Мегрелы // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
    Т. Ф. Ефремова. Мегрелы // Толковый словарь Ефремовой. — 2000.
    С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Мегрелы // Толковый словарь Ожегова. — 1949—1992.
  19. Национальный состав населения ЗСФСР по переписи 1926 года. Дата обращения: 8 сентября 2011. Архивировано 29 сентября 2007 года.
  20. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Мегрелы // Толковый словарь Ожегова. — 1949—1992.
  21. Понтийский тип индо-средиземноморской расы // Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь. — 2013.
  22. Мегрелы. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
  23. [1]Архивная копия от 11 января 2012 на Wayback Machine Глава VII К вопросу об этнической принадлежности населения Древней Грузии. Основные этапы этно-социального развития грузинского народа. Очерки истории Грузии (в 8-и т.). Т.I. Грузия с древнейших времен до IV в. н. э. / Ин-т ист., археолог. и этнографии; [Ред. Г. А. Меликишвили, О. Д. Лордкипанидзе. —Тб., Мецниереба: Тип. АН ГССР. —1989. —508с.: ил.; 21 см. — Библиогр. в подстроч. примеч.—[ISBN 5-520-00498-6]
  24. Мегрелы // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  25. Никонов В. А. География фамилий. — М.: Наука, 1988. — С. 155—156.
  26. Цхадаиа П. А. История и структура колхских (занских) фамилий: к постановке вопроса Архивная копия от 15 июля 2020 на Wayback Machine // Этнографическое обозрение. — 2002. — № 3. — 91—104.

Литература

Ссылки