Милитарёв, Александр Юрьевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Александр Юрьевич Милитарёв
А. Ю. Милитарёв на Конференции памяти В. М. Иллич-Свитыча 21—23 октября 2004.А. Ю. Милитарёв на Конференции памяти В. М. Иллич-Свитыча 21—23 октября 2004.

Алекса́ндр Ю́рьевич Милитарёв (род. 14 января 1943, Томск) — российский филолог и лингвист, специалист в области берберо-канарского[1][2], семитского и афразийского языкознания[3], а также иудаики и библеистики; один из ведущих исследователей в области сравнительно-исторического языкознания и реконструкции афразийского праязыка.

Биография и научная деятельность

Окончил переводческий факультет 1-го Московского государственного педагогического института иностранных языков им. Мориса Тореза по специальности «Английский и испанский языки» в 1967 году, в 1973 году — аспирантуру Института востоковедения АН СССР, где работал с 1973 года младшим, а с 1986 по 1994 год — старшим научным сотрудником. Кандидат (1973, диссертация «Варьирование согласных в семитском корне») и доктор (2004, диссертация «Принципы семитской праязыковой реконструкции, этимологии и генетической классификации») филологических наук. С 1994 года — сотрудник Института восточных культур и античности РГГУ: ведущий научный сотрудник и руководитель Центра по лингвоэтнокультурологии (1994—2003), профессор кафедры истории и филологии древнего Востока2003).

Преподаватель на филологическом факультете МГУ (1986—1988), в 20052009 годах профессор кафедры иудаики Института стран Азии и Африки МГУ. С 1991 года — преподаватель, в 1994—2009 годах — заведующий кафедрой языков и культур древнего Ближнего Востока и ректор Еврейского университета в Москве2002—2009 годах — Высшая гуманитарная школа имени С. Дубнова). Также читает лекции в университетах США, Европы и Израиля.

Автор около 150 научных работ, в том числе трёх монографий, а также (совместно с Леонидом Ефимовичем Коганом) «Семитского этимологического словаря» в двух томах.

Обосновал гипотезу о локализации праафразийской прародины в сиропалестинском регионе, идущую вразрез с общепринятой локализацией в Африке, но в последние годы встречающую все большую поддержку со стороны как сравнительных лингвистов, так и археологов и генетиков[источник не указан 2474 дня].

Дед — лингвист Соломон Сергеевич Майзель (19001952) —[4].

Взгляды на праязык

Милитарёв — член Московской школы дальнего языкового родства, возглавлявшейся С. А. Старостиным, ведущей работу над проектом реконструкции гипотетического общего праязыка человечества, которому Милитарёв дал условное название «турит» (или «(прото)башенный» — то есть до Вавилонского столпотворения) или «адамический»[3].

По разделяемым Милитарёвым представлениям этой школы, праязык-предок всех известных науке языков мира зародился, как и Homo sapiens sapiens, в Африке. Его ветви, оставшиеся в Африке, представлены, по принятой в африканистике классификации[источник не указан 2474 дня] (возможно, нуждающейся в ревизии), нило-сахарскими, нигеро-конголезскими и койсанскими языками; последняя ветвь, сохранившая так называемые кликсы, уникальные «щёлкающие» звуки с фонемным статусом, возможно, отделилась первой от «ствола» единого праязыкового древа. По выходе предков большинства человечества из Африки в Восточное Средиземноморье, предположительно произошло разделение на америндскую (индейские языки Южной и Северной Америки, генетическое единство оспаривается), индо-тихоокеанскую (предельное разнообразие папуасских языков делает гипотезу об их единстве крайне уязвимой), австралийскую и «евразийскую» ветви. Последняя, в свою очередь, разделилась на афразийскую (часть языков мигрировала из Передней Азии в Африку — см. ниже), ностратическую, сино-кавказскую и австрическую подветви; потомками ранних евразийских диалектов являются почти все языки Евразии, включая древнеписьменные языки-изоляты с неясной генеалогической принадлежностью — шумерский и эламский (гипотеза о более тесном родстве эламского с дравидийскими языками не находит подтверждения в современных работах)[источник не указан 2474 дня].

По глоттохронологическим подсчётам, сделанным Милитарёвым по методу С. А. Старостина, праафразийский язык распался на диалекты в 10-м тысячелетии до нашей эры[источник не указан 2474 дня] и, по его классификации, разделился на северно-афразийский, разделившийся в 9-м тысячелетии до н. э. на протосемитский и прото-африканско-афразийский (разделившийся в 8-м тысячелетии до н. э. на протоегипетский и прото-берберо-чадский, в свою очередь, разделившийся на прото-берберо-канарский и проточадский в 6-м тысячелетии до н. э.); и южно-афразийский, разделившийся на протокушитский и протоомотский в 8-м тысячелетии до н. э. По гипотезе Милитарёва, праафразийцы — создатели мезолитической (и наследующей ей ранненеолитической) натуфийской археологической культуры Леванта, в которой впервые фиксируются следы ранней доместикации растений (злаки, бобовые и другие), собаки и копытных (последнее — спорно для такого раннего времени), отражённые в целой группе соответствующих праафразийских терминов, реконструируемых достаточно надёжно[источник не указан 2474 дня]. Из этого следует[как?], что разделение праафразийского языка произошло в Передней Азии, после чего небольшие группы говорящих на соответствующих праязыках (кроме семитского) мигрировали в Африку: северные афразийцы в 9-м тысячелетии до н. э., возможно, через Кипр, а южные афразийцы — в 8-м тысячелетии до н. э. через Баб-эль-Мандебский пролив, пройдя перед этим Аравийский полуостров (этим же путём много позже прошли и в начале 1-го тысячелетия до н. э. мигрировали в Восточную Африку носители протоэфиосемитского языка). Уже на африканском континенте некоторые группы населения, говорившие на различных автохтонных языках, перешли на языки афразийскоязычных мигрантов, принёсших более высокую культуру[источник не указан 2474 дня].

Как автор генеалогического древа языков мира, основанного на работах Московской школы и включающего полученные ею датировки (прото)языковых разделений, Милитарёв предполагает[источник не указан 2474 дня], что единый праязык всех исторически засвидетельствованных мировых языков начал «ветвиться» 20—25 тысяч лет назад (до этого, по-видимому, существовали и другие ранние языки, но они вымерли, не оставив ощутимых следов), а что касается становления человеческого языка вообще, то он относит его к гораздо более раннему времени, разделяя взгляд на этот процесс как сопутствующий формированию человека разумного и играющий в нём фундаментальную роль.

Общественная и политическая деятельность

Член общества «Мемориал» (1990—1991), участник обороны Белого дома (август 1991). По убеждениям — «абстрактный гуманист», агностик и либерал[источник не указан 2474 дня].

Литературная деятельность

Автор ряда изданных книг [⇨] собственных стихов и переводов с английского («Ворон» Эдгара По, Эмили Дикинсон, Редьярда Киплинга, сонеты Шекспира и другие) и испанского (Мигель Эрнандес и другие).

Основные публикации

Монографии

  • Semitic Etymological Dictionary. Vol. I. Anatomy of Man and Animals. Ugarit-Verlag. Münster 2000. P. I-XCI, 1-425. Соавт. Л. Е. Коган.
  • Semitic Etymological Dictionary. Vol. II. Animal Names. Ugarit-Verlag. Münster 2005. P. I-CLIV, 1-415. Соавт. Л. Е. Коган.

Статьи

  • Ответственная редактура, составление, вступительная статья, дополнения, индекс слов и корней к книге С. С. Майзеля «Пути развития корневого фонда семитских языков». M. 1983. C. 1-308.
  • Язык мероитской эпиграфики как исторический источник в свете его генезиза. Вестник древней истории, No. 2, 1984. С. 153—170.
  • К проблеме локализации древнейших афразийцев (опыт лингвоархеологической реконструкции). Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. Тезисы и доклады конференции. Часть 2. М. 1984. С. 35-53. Соавт. В. А. Шнирельман.
  • Современное сравнительно-историческое афразийское языкознание: что оно может дать исторической науке? Там же. Часть 3. С. 3-26.
  • Услышать прошлое. Знание-Сила. No. 7-8, 1985.
  • Лингвистическая реконструкция как исторический источник: состояние и организация междисциплинарных исследований. Вестник Академии Hаук СССР, No.12, 1988. С. 58-69.
  • Анри Лот о языке и письменности туарегов. Послесловие к книге А. Лота «Туареги Ахаггара». M. 1989. С. 246—262.
  • Towards the Reconstruction of Sumerian Phonology. Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. Материалы к дискуссиям на Международной конференции. Часть 1. М. 1989. С. 96-105. Соавт. Л. В. Боброва.
  • Tamahaq Tuaregs in the Canary Islands (Linguistic Evidence). Aula Orientalis, No.6, 1989. Barcelona. P. 195—209.
  • Какими юными мы были двенадцать тысяч лет назад ?! Знание-Сила, No. 3, 1989. С. 44-53.
  • Арабы на Канарах? Проблемы современной арабистики, вып. II. Труды IV Всесоюзной конференции арабистов. Ереван 1990. С. 249-55.
  • Гарамантида в контексте североафриканской истории. Судьба одного народа глазами лингвиста. Вестник древней истории, No.3, 1991. С. 130—158.
  • Ливийско-гуанчские (берберские) языки. Языки Азии и Африки. Афразийские языки. IV. Кн. 2. М. 1991. С. 148—173, 238—267.
  • Proto-Afrasian Phonology. Глава в: I. Diakonoff «Proto-Afrasian and Old Akkadian». Journal of Afroasiatic languages. Nos.1-2, 1992, Princeton. P. 5-35. Cоавт. И. М. Дьяконов и О. В. Столбова.
  • Шумеры и семиты: встреча равновеликих культур. Восток Oriens, No.5, 1993. С. 22-33. Соавт. А. А. Ковалев.
  • Historical-Comparative Vocabulary of Afrasian. St. Petersburg Journal of African Studies. No. 2, 1994, P. 5-28; No. 3, 1994, P. 5-26; No. 4, 1995, P. 7-38; No. 5, 1995, P. 4-32; No. 6, 1997, P. 12-35. St. Petersburg. Соавт. И. М. Дьяконов и др.
  • Шумеры и афразийцы. Вестник древней истории (Journal of Ancient History), No. 2, 1995. С. 113—127.
  • К прообразу идеи человечества в Книге Бытия. От Бытия к Исходу. Отражение библейских сюжетов в славянской и еврейской народной культуре. Сборник статей. М. 1998. С. 11-20.
  • О содержании термина «диаспора» (к разработке дефиниции). Диаспоры. Hезависимый научный журнал. M. 1999, No. 1. С. 24-33.
  • О дохлой лошади, оказавшейся скакуном. Знание-Сила, № 4, 2000. С. 20-31.
  • Об агробиологических представлениях в древней Передней Азии (термины «опылять» и «прививать» (растения) в языке древних семитов IV — начала III тыс.). Вестник древней истории, No. 2, 2000. С. 229—236. Cоавт. Л. Е. Коган.
  • Towards the chronology of Afrasian (Afroasiatic) and its daughter families. Time Depth in Historical Linguistics. Volume 1. Ed. by C.Renfrew, A.McMahon & L.Trask. The McDonald Institute for Archaeological Research. Cambridge 2000. P. 267—307.
  • Этимология и интерпретация древнеписьменных памятников: библейские термины со значениями 'семья', 'потомство', 'племя', 'народ', 'человеческий род'. Вестник еврейского университета, No. 7 (25), M. 2002. С. 7-58.
  • The prehistory of a dispersal: the Proto-Afrasian (Afroasiatic) farming lexicon. Examining the Farming/Language Dispersal Hypothesis, eds. P. Bellwood & C. Renfrew. (McDonald Institute Monographs.) Cambridge: McDonald Institute for Archaeological Research, 2002, P. 135-¬50.
  • Ностратическая лингвистика и праязык человечества. Александр Гордон. Диалоги. М. 2003. С. 222—238. Cоавт. А. В. Дыбо и С. А. Старостин.
  • Лексика афразийского праязыка как источник по реконструкции картины жизни его носителей (собирательство, земледелие, охота на копытных, скотоводство). Эдубба вечна и постоянна. Материалы конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения Игоря Михайловича Дьяконова. СПб., 2005. С. 194—210.
  • Root extension and root formation in Semitic and Afrasian. Proceedings of the Barcelona Symposium on comparative Semitic, 19-20/11/2004, Aula Orientalis 23/1-2, 2005. P. 83-130.
  • Once more on the origin of Semitic and Greek star names: an astronomic-etymological approach updated. Culture and Cosmos, Vol. 9, No. 1, 2005. P. 3-43. Соавт. Г. А. Куртик.
  • И вновь — когда возникли языки? Круглый стол. Знание-Сила, 4, 2005. С. 81-88. Соавт. С. А. Старостин, Г. А. Зеленко.
  • Akkadian-Egyptian matches in lexicon. Papers on Semitic and Afroasiatic Linguistics in Honor of Gene B. Gragg. Ed. by Cynthia L. Miller. Studies in Ancient Oriental Civilization 60. Chicago: The Oriental Institute, 2006., P. 139—145.
  • Значение этимологии для интерпретации древнеписьменных текстов (на примере еврейской Библии и Нового Завета). Труды Отделения историко-филологических наук 2006, М., 2007. С. 284—327.
  • Глоттохронология в сравнительно-историческом языкознании. Модели дивергенции языков. Аспекты компаративистики III. Orientalia et classica XIX. Труды Института восточных культур и античности РГГУ, М., 2008. С. 509—536. Соавт. М. Е. Васильев.
  • Afrasian cognates to orphan Akkadian words, or why Madame Assyriologie should not stand aloof from her less thorough-bred African cousins. Aula Orientalis, No. 26, 2008. P. 133—140.
  • Reconstructed lexicon for the West Asian home of Proto-Afrasians: pastoralism. Вопросы языкового родства (Journal of Language Relationship), № 1, 2009. С. 95-106.
  • России верные пасынки. Знание-Сила, 5, 2010. С. 75-78.
  • О возможности пролить свет на интеллектуальную культуру доисторического человека (на примере праафразийских терминов, связанных с музыкой, пением и танцем). Исследования по лингвистике и семиотике. Сборник научных статей в честь академика Вяч. Вс. Иванова / Отв. ред. Т. М. Николаева. М.: Языки славянских культур, М., 2010. С. 97-108.
  • Вниз по дереву, растущему вверх. Знание-Сила, 9, 2010. С. 53-61.
  • Ответственный за языки мира (о C. A. Старостине)
  • О дохлой лошади, оказавшейся скакуном
  • О содержании термина «Диаспора» и выработке его определения
  • На каком языке говорили Адам и Ева
  • О древе языков (обзор мнений)С. А. Старостиным)
  • A complete etymology-based hundred wordlist of Semitic updated: Items 55-74. Вопросы языкового родства; Вестник РГГУ, 7. Москва, 2012. С. 71-103.2015. Etymology-based 100-item wordlist of Semitic languages: addenda and conclusions. Journal of Language Relationship 13, 100—147.
  • Афразийская макросемья (стр. 314—383). В книге Г. С. Старостин (при участии А. В. Дыбо, А. Ю. Милитарёва, И. И. Пейроса). К истокам языкового разнообразия. Изд. дом «Дело», 2015.
  • Немейнстримовские соображения по поводу библейского повествования о «сынах Израиля» в Египте (о возможностях сравнительно-исторического языкознания в реконструкции этнокультурной истории). Academia.edu, Researchgate, 2018, 72 pp.
  • Этимология и лексическая реконструкция для древней и древнейшей истории ближневосточно-северноафриканско-средиземноморского ареала. Journal of Language Relationship. Вопросы языкового родства 17/3 (2019): 246—262.
  • Libyo-Berbers — Tuaregs — Canarians: Linguistic Evidence. Études et Documents Berbères (2020) 43: 131—158.
  • Ancient Egyptian — Arabic contacts in lexicon: clue to Arabic Urheimat? Orientalistica. 2020; 3(3): 783—798.
  • Inscriptions in Libyan Script in the Libyan Desert and the Island of Ferro: Background and Experiment in Reading. Études et Documents Berbères (2020) 44: 57-108.
  • Proto-Afrasian names of ungulates in light of the Proto-Afrasian homeland issue. Journal of Language Relationship. Вопросы языкового родства 18/3 (2020): 199—226. Соавт. С. Л. Николаев.
  • 2021. Лексическая реконструкция для реконструкции предыстории: праафразийские термины, относящиеся к оружию, войне и другим вооружённым конфликтам. Этнографическое обозрение. 2021. № 4. С. 5-23. doi:10.31857/S086954150016695-4
  • 2021. От поиска прародины до проблем семантической реконструкции: ответ оппонентам. Этнографическое обозрение. 2021. № 4, С. 63-78.
  • 2021. Lexical Reconstruction for the Reconstruction of Prehistory: Proto-Afrasian Terms Related to Weaponry, Warfare and Other Armed Conflicts. Ethnographic Review 4. Pp. 237—252.
  • 2021. From the Search for an Original Afrasian Homeland to the Problems of Semantic Reconstruction: A Response to Commenters. Ethnographic Review 4. Pp. 284—297.
  • 2021. Fragments of the Canarian Etymological Dictionary. Études et Documents Berbères, 2021c, 45-46, pp. 285—298.
  • 2022. Reconstructing a cultural lexicon for pre-history: Berber zoonyms of Afrasian (Afro-Asiatic) origin. Asian and African Studies. Vol. 31, No. 1, 2022, pp. 1-47.

Книги

Переводы

Рецензии

Интервью

Другое

Примечания

  1. Берберо-ливийские языки / Милитарев А. Ю. // «Банкетная кампания» 1904 — Большой Иргиз [Электронный ресурс]. — 2005. — С. 335—336. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 3). — ISBN 5-85270-331-1.
  2. Милитарев А. Ю. Берберо-ливийские языки // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
  3. 3,0 3,1 Старостин Г. С. и др. К истокам языкового разнообразия. Десять бесед о сравнительно-историческом языкознании с Е. Я. Сатановским. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 584 с. — ISBN 978-5-7749-1054-0, УДК 81-115, ББК 81.
  4. Интервью с А. Ю. Милитарёвым. Дата обращения: 18 апреля 2012. Архивировано 11 мая 2012 года.

Ссылки