Антракитис, Мефодиос

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Мефодиос Антракитис»)
Мефодиос Антракитис

Мефодиос Антракитис (греч. Μεθόδιος Ανθρακίτης, 1660—1736) — греческий учёный, священник, богослов, педагог и математик, «новомученик греческого просвещения»[1].

Первые годы

Родился в селе Камния (Καμνιά), которое в его честь в 1947 году (ΦΕΚ 22Α) переименовано в Антракитис[el][2], в номе Янина. Здесь он окончил училище Гиумиса, где учился у Георгия Сугдуриса. Получил образование в грамматике, физике и метафизике, после чего, поощряемый своим учителем, продолжил учёбу в Италии . [3] В 1697 году, став иеромонахом, переехал в Венецию, чтобы продолжить уроки философии и математики. [4]

Венецианский период

Антракитис служил приходским священником в православном греческом храме Святого Георгия (Церковь Сан-Джорджо деи Гречи) и сотрудничал в роли корректора текстов[5] с издательством братьев Гликас, родом из Яннина. В 1708 году, возрасте 48 лет, он оставляет Венецию и прибывает уже признанным учёным и богословом в подконтрольный османам город Кастория, Западная Македония, по приглашению Георгиоса Касториотиса, преподавать в церковном училище «Священного Образования» (основано в 1705 году)[6]. Только что была напечатана издательством братьев Гликас его третья книга: «Пастух разумных овец» (греч. Βοσκός Λογικών προβάτων). Возникает вопрос: что подтолкнуло Антракитиса приехать в под османским контролем Касторию, оставив позади спокойную и созидетельную жизнь в Италии. Без сомнения ответ двойной: возможности и красноречивость Георгия Касториотиса (который был знатным человеком в придунайских княжествах) и отзывчивость Антракитиса, готового предложить свои знания порабощённого народу своего отечества.

Просветительская деятельность

Антракитис занял видное место в раннем греческом просвещении, предшествующим Греческой революции 1821 года. Он первым сменил архаистический, как язык преподавания, на разговорный язык своего времени[7]. Одним из первых на подконтрольных османам греческих землях он преподавал новую математику. «Антракитис», говорил Константинос Кумас, «привёз из Италии геометрические науки способные зажечь свет знания и возбудить врождённую у человека склонность к познанию…»[8]. Мануил Гедеон упоминает Антракитиса как фигуру- предтечу греческого просвещения и с горечью добавляет что «…он подвергся козням Патриархата…».[9]. Преподавание предшественников Антракитиса, таких как афинянин Коридалеос и фанариотов Маврокордато Александра (отец), Николая (сын) и Константина (внук) велось на архаическом, соблюдающем нормы древнего, но непонятного для простого люда языке. В этом отношении Антракитис неоспоримо считается пионером . Будучи противником мистицизма, нетерпимости и религиозных предубеждений, он вынужден терпеть неограниченную и бесконтрольную власть и угнетающую тяжесть мракобесия и традиции.

Обложка книги Антракитиса Пастух разумных овец, изданной в Венеции в 1708 году

Антракитис без колебания строго осуждал поведение духовенства и жёстким языком критиковал злоупотребление отлучением от церкви, что в его случае окажется пророческим. Для человека духовной величины Антракитиса, церковное училище ограничивало во многом горизонты его преподавания. Так в 1710 году, он принимает приглашение Димитриса Киридзиса (отца) возглавить дирекцию его школы и преподавание математики и философии. Школа Киридзиса в Кастория приобрела известность и туда стали стекаться ученики из региона, со Святой горы (Афон) из Яннина и Бухареста, откуда Маркос Порфиропулос посылал Антракитису своих учеников. Здесь преподавалась философия по западно-европейским образцам и современная математика. Учениками Антракитиса в школе Киритсиса были Баланос Василопулос, Севастос Леонтиадис, Пахомий, который позже стал известным в Салониках. Антракитис был первым кто отклонился от официальной позиции тогдашней церкви, «философия на службе у теологии». Он преподавал логику и новейшую европейскую философию (Рене Декарт и Николя Мальбранш).

Гонения

Его усилия модернизации греческого образования встретили сопротивление консервативных кругов. Макарий Патмосский писал «(…)господин Мефодий треугольники и четрёхугольники преподавал своим ученикам и другие напрасные занятия математики». Антракитис был обвинён в ереси, конкретно как последователь испанского богослова еретика Мигель де Молинос[10]. В силу этих обвинений, синод Константипольского патриархата потребовал от Антракитиса ответ на обвинения, в результате чего Антракитис оставил Касторью в 1719 году и переехал в городок Сьятиста, Западная Македония, где преподавал последующие 2 года[11]. Но синод настоял и лишил его духовного сана, и Антракитис, несмотря на плохое состояние здоровья, предстал перед ним в Константинополе, в надежде убедить отцов церкви пересмотреть своё решение. 30 ноября 1723 года состоялось слушание дела. На синоде были представлены тетради его уроков и задан вопрос, если это его мысли. Антракитис ответил что мысли принадлежат философам и Евклиду. Антракитис был обвинён в том что «философствует отлично от Аристотеля». Антракитис выступил с " признанием веры «.Признание было признано „здоровым и согласным с церковью“. Антракитис поцеловал руку патриарха и удалился. Но дело этим не закончилось. На следующее воскресение состоялось публичное сжигание его тетрадей, с трудами философов, логиков и Евклида. Было принято решение уничтожить все его философские работы и любые их копии. Антракитису временно было запрещено преподавать .Ему было поставлено условие преподавать философию „по системе Теофила Коридалевса… и никогда не сметь преподавать другую, необычную и иностранную философию“. Это было выше его сил и он уехал в Яннина[12]. Запрет на преподавание, при соблюдении условий, был отозван в 1725 году. Здесь, в Яннина, Антракитис возглавил школу Эпифания, где включил в программу, кроме перипатетической философии, также логику, метафизику и этику[13]. Несмотря на подорванное здоровье и дух, в силу своих перипетий, Антракитис оставался на этом посту до самой своей смерти в 1736 году.

Основные работы

Сборник Завираса -введение в логику Антракитиса

Некоторые из его работ были уничтожены . Его известные (сохранившиеся) работы :

  • Математический путь (греч. Οδός Μαθηματική, англ. The Way of Mathematics, издан его учеником Баланос Василопулос, Венеция, 1749)

Содержит предметы геометрия, астрономия, тригонометрия, алгебра и естественные науки. Это было первое полное греческое математическое пособие новейшей истории, написанное Антракитисом для использования в греческих школах, в эпоху османского владычества.

  • Малая логика (греч. Λογική Ελάττων, англ. Lesser Logic, отредактирована его учеником Баланос Василопулос, но издана только в 1953 году).
  • Введение в Логику (греч. Εισαγωγή της Λογικής, англ. Introduction to Logic, манускрипт, не был издан).
  • Христианские теории и духовные советы (греч. Θεωρίαι Χριστιανικαί και ψυχοφελείς νουθεσίαι, англ. Christian Theories and Spiritual Advises, Венеция 1708)
  • Духовный визит (греч. Επίσκεψις Πνευματική, англ. Spiritual Visitation, Венеция 1707).
  • Пастух разумных овец (греч. Βοσκός λογικών προβάτων, англ. Shepherd of rational sheep, Венеция 1708).
  • Проповедь о пророке Илье (греч. Λόγος εις τον προφήτην Ηλίαν «Κήρυγμα Προφήτη Ηλία», англ. Sermon on Prophetes Elias, манускрипт).

Ссылки

  1. [Δημήτρη Φωτιάδη,Ιστορία του 21, ΜΕΛΙΣΣΑ, 1971, τομ.Α,σελ.160]
  2. Ανθρακίτης (Ιωαννίνων) (греч.). ΕΕΤΑΑ. Дата обращения: 12 мая 2021. Архивировано 13 мая 2021 года.
  3. Χρήστου Π, Βίος, δράσις και ανέκδοτα έργα του Μεθοδίου Ανθρακίτη, Ιωάννινα 1953.
  4. [Βασιλική Μπόμπου-Σταμάτη, Ο Μεθόδιος Ανθρακίτης και τα Τετράδια, Πανεπιστήμιον Ιωαννίνων-Εργαστήριο Ερευνών Νεότερης Φιλοσοφίας,Ελληνικά (1995) σσ. 111—127.
  5. Κ.Θ.Κυριακόπουλος- Μελέτιος Μήτρος Αθηνών, Ο Γεωγράφος (1661—1714).Επιστολή Μελετίου Μήτρου †το 1707 προς τον εκδότη Δ.Γλυκή σχετικά με την έκδοση της Γεωγραφίας.
  6. [Γεώργιος Κουρνούτος, Τα Σχολεία της τουρκοκρατουμένης Καστοριάς σ.248 (1953).
  7. [Δημήτρη Φωτιάδη,Ιστορία του 21, ΜΕΛΙΣΣΑ, 1971, τομ.Α,σελ.159]
  8. [Κωνσταντίνος Κούμας: «Σύνταγμα φιλοσοφίας»,τ. Α΄]
  9. [Μανουήλ Γεδεών, «Λυκαυγές πνευματικής κινήσεως του Γένους μας, 1700—1730»]
  10. Ιερόθεος Πελοποννήσιος ο Ιβηρίτης (από την Ι.Μ. Ιβήρων του Αγίου Όρους) και Μεθόδιος Ανθρακίτης ο εξ Ιωαννίνων, Σωφρονίου Ευστρατιάδη (1933).
  11. [Σωφρόνιος Ευστρατιάδης, Ιερόθεος Πελοποννήσιος ο Ιβηρίτης και Μεθόδιος Ανθρακίτης ο εξ Ιωαννίνων. σ.262]
  12. (Ιερεμίου Γ , „Καθαίρεσις διεξοδική του κακομεθοδίου, του φιλοσοφούντος από την επαρχίαν Αχρίδος, δια τα μιαρά και ασεβείας γέμοντα συγγράμματα αυτού“, εκδ. 1720 μ.Χ., τ. 3, σελ. 868—873]
  13. [Φιλάρετος Βαφείδης Μητροπολίτης Καστορίας και κατόπιν Διδυμοτείχου, „ Κώδιξ της Ιεράς Μητροπόλεως Καστορίας και τινα εκκλησιαστικά βιβλία αποκείμενα εν τισι των εκκλησιών αυτής“ 1900]

Источники

  • Π. Αραβαντινός, Χρονογραφία της Ηπείρου, Β΄Αθήνα 1857 σ.278.
  • Μανουήλ Γεδεών, „Λυκαυγές πνευματικής κινήσεως παρ΄ημίν, 1700—1730“.
  • Χρυσόστομος Παπαδόπουλος, „ Μεθόδιος Ανθρακίτης“, Θεολογία 4 σσ. 10-17 (1926).
  • G.P. Henderson, Η αναβίωση του ελληνικού στοχασμού σσ 47-63 1620—1830.
  • Εγκυκλοπαίδεια Υδρία, λ.»Ανθρακίτης" και «Καστοριά».

Литература

  • Παλαιότερες διηγήσεις (Δημητρίου Προκοπίου, Καισάριος Δαπόντες, Κ.Σάθας, Γ. Ζαβίρας).
  • Σωφρόνιος Ευστρατιάδης «Ιερόθεος Πελοποννήσιος ο Ιβηρίτης και Μεθόδιος Ανθρακίτης ο εξ Ιωαννίνων»(1933) σσ. 257—315.
  • Χρήστου Π., Μεθόδιος Ανθρακίτης -Βίος,Δράσις,ανέκδοτα έργα -Ιωάννινα 1953.
  • Α. Αγγέλλου « Η δίκη του Μεθοδίου Ανθρακίτη,όπως την αφηγείται ο ίδιος», Αθήνα 1956 σ. 168.
  • Δημήτρης Φωτιαδης- Η Επανάσταση το 21 σσ 159—160.
  • Βασιλική Μπόμπου-Σταμάτη- Μαρτυρίες για την νεοελληνική Παιδεία και Ιστορικά Μελετήματα (16ος- 19ος αιώνας) Ο Μεθόδιος Ανθρακίτης και τα «Τετράδια».

Ссылки

pdf.