Метта

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Доброта Будды (метта) успокаивает злого слона

Метта (пали मेत्ता mettā) или майтри (санскр. मैत्री maitrī — букв. «дружественность») — любящая доброта[1][2][3], дружелюбие[4][5][6][7], благожелательность[3][6], согласие[5], дружба[4][6], добрая воля[6], доброта[8], любовь[5], симпатия[5], пребывание «на одной волне»[6], добросердечность[4], сорадование[4] и активный интерес к другим[5]. Это одна из десяти парамит буддизма тхеравады, и первое из четырёх возвышенных состояний брахма-вихар[9], средство достижения высших состояний в буддизме тхеравады (также и в других формах раннего буддизма) и в буддизме махаяны[4].

Метта ценится во всех трёх главных религиях Индии[4].

Взращивание метты — популярная форма медитации в буддизме.

В тибетской буддийской традиции с меттой связана техника тонглен, при которой «выдыхается», «посылается» счастье и «вдыхается», «принимается» страдание[10]. Кроме того, тибетские буддисты могут созерцать парамиты в ходе медитации[11]. Существует практика достижения метты под названием «метта бхавана»[9][12].

Метта упоминается как ценность в Дхармашастрах («Наставления в Дхарме», древнеиндийский текст религиозного и юридического характера) и в тексте древнеиндийской религиозно-философской поэмы «Махабхараты», входит в список основных добродетелей в «Законах Ману» (упоминается как третья после изучения Веды и скромности добродетель, поставлена перед вниманием), метта названа первым из средств очищения сердца в Йога-сутрах[4], первое в списке Таттвартхадхигама-сутры Умасвати упражнений, полезных для души[4], средство очищения сердца из палийских канонических текстов поучений Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни Будды, приносящий пунью (санскр. букв. — «заслугу» религиозно-нравственного характера) добродетельный акт, согласно текстам буддийского палийского канона[4] метта является и одним из важных факторов, ведущих к Пробуждению.

В буддийском руководстве по медитации и добродетельной жизни «Висуддхимагге» (пали: «Путь очищения»), написанной великим буддийским учителем Буддхагхошей в V в. н. э., метта определяется следующим образом:

«Подобно тому как я желаю себе благополучия и люблю себя, так же обстоит дело и с другими, потому пусть и они будут счастливы»[4].

Медитация на этом качестве (любящая доброта, метта) в буддизме в отличие от других объектов медитации не имеет противопоказаний и рекомендуется всем буддистам, как монахам, так и мирянам в любое время дня и ночи. Более того, Будда рекомендовал эту медитации на дружественности ко всем живым существам как постоянную практику:

«Дружественность ко всему живому Должно в себе растить, чувство, Свободное от вражды, недоверия, злости, Вверх, вниз, вширь не знающее предела.

И когда ты стоишь, сидишь или ходишь, И когда ты лежишь без сна — все врем Сосредоточенно думай об этом, Ибо это — высшее состояние в жизни.» (Сутта-нипата, 138—143).

Метта в Учении (Дхарме) Будды

В палийском каноне буддизма метта (дружественность ко всем существам или любящая доброта) превозносится такими словами:

Какие ни есть существа живые -

Сильные, слабые — все без остатка;

Длинные, средние и короткие,

Огромные, маленькие и большие,

Те, что видимы, и те, что незримы,

Те, что живут далеко, и те, что близко,

Те, что уже родились, и те, что родятся,-

Пусть все существа счастливыми будут!

……..

Сутта о дружественности («Сутта — нипата», 133—143)

     Что должно делать узревшему благо,
     Тому, кто ступил на стезю покоя?
     Он должен быть сильным, прямым и честным,
     Сдержанным в речи, негордым, кротким,

     Всегда довольным и недерзким,
     Нетребовательным, несуетливым,
     Благоразумным и спокойным,
     Нежадным, довольствующимся немногим;

     И он не должен делать такого,
     Что мудрецы осудить могли бы.
     Пусть будут в радости и покое,
     Пусть все существа счастливыми будут!

     Какие ни есть существа живые -
     Сильные, слабые - все без остатка;
     Длинные, средние и короткие,
     Огромные, маленькие и большие,

     Те, что видимы, и те, что незримы,
     Те, что живут далеко, и те, что близко,
     Те, что уже родились, и те, что родятся,-
     Пусть все существа счастливыми будут!

     И пусть один не унижает другого,
     Пусть никто никого нисколько не презирает!
     В гневе или чувствуя нерасположенье
     Да не возжелает один другому несчастья!

     И, как мать, не жалея собственной жизни,
     Заботится о своем единственном сыне,
     Так ко всем живым существам должно
     Воспитывать в себе безмерное чувство.

     Дружественность ко всему живому
     Должно в себе растить, чувство,
     Свободное от вражды, недоверия, злости,
     Вверх, вниз, вширь не знающее предела.

     И когда ты стоишь, сидишь или ходишь,
     И когда ты лежишь без сна - все время
     Сосредоточенно думай об этом,
     Ибо это - высшее состояние в жизни.

     А кто не поддался воззрениям ложным,
     Кто добродетелен и наделен знаньем,
     Кто подавил в себе стремленье к усладам,
     Тот освободился от новых рождений.

Примечания

  1. Медитация любящей доброты. Дата обращения: 30 октября 2010. Архивировано 18 февраля 2011 года.
  2. Bodhi (2005), pp. 90, 131, 134, passim; Gethin (1998), pp. 26, 30, passim [в два слова: «loving kindness»]; Harvey (2007), pp. 247-8 [без пробела: «lovingkindness»]; ÑāIAST: amoli & Bodhi (2001), pp. 120, 374, 474, passim; Salzberg (1995), passim [без пробела]; Walshe (1995), p. 194.
  3. 3,0 3,1 Warder (2004), pp. 63, 94.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 4,9 МАЙТРИ (недоступная ссылка — история ). Кругосвет. Дата обращения: 30 октября 2010.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Rhys Davids & Stede (1921-25), p. 540, запись «Mettā,» проверено 2008-04-29 from «U. Chicago» http://dsal.uchicago.edu/cgi-bin/philologic/getobject.pl?c.3:1:177.pali Архивировано 7 июля 2012 года..
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 Monier Williams, 1964, p. 834, запись «Maitrī,» retrieved 2008-04-29 from «U. Cologne» http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/cgi-bin/serveimg.pl?file=/scans/MWScan/MWScanjpg/mw0834-meSUraNa.jpg Архивная копия от 25 января 2021 на Wayback Machine.
  7. Kamalashila (1996).
  8. Gombrich (2002), p. 64-5.
  9. 9,0 9,1 Медитация на тему дружественности (метта бхавана). Дата обращения: 30 октября 2010. Архивировано 18 февраля 2011 года.
  10. Trungpa (1993), p. 220, «Glossary» entry: «maitri bhavana: The practice of maitri, or loving-kindness. Tonglen practice is also referred to as maitri practice, or maitri bhavana….»
  11. Matthieu Ricard's 2cd set «Happiness»
  12. Что такое Метта? (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 октября 2010. Архивировано 30 декабря 2010 года.

Ссылки