Мессалианство

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ефрем Сирин. Мадраши против ересей (Hymni contra Haereses) 56 гимнов. 22 гимн или мадраш, в котором упоминаются массалиане. Sancti Ephraem Syri. «Opera omnia quae exstant, Graece, Syria ac Latine», Assemaniex typographia Vaticana, 1740.

Мессалиа́не или Массалиа́не (др.-евр.ןיילצמ‏‎; сир. ܡܨܠܝ̈ܢܐ; др.-греч. μεσσαλιανοί, μασσαλιανοί; лат. messaliani, massaliani — «молитвенники» от др.-евр.אלצ‏‎ — «просить, молиться»), встречается калька: Евхи́ты или Эвхи́ты (др.-греч. εὐχῖται; лат. euchitae от др.-греч. εὐχή — «молитва») — последователи религиозного течения в христианстве, ереси, которая, имела место в Сирии и Малой Азии в IVVI веках, а в сироязычной Персии — в VII веке. Массалиане имеют ещё одно название — Энтузиа́сты или Ентузиа́сты (др.-греч. ἐνθουσιασταί; лат. enthusistae от др.-греч. ἐνθουσίασις — «(божественное) вдохновение, воодушевление, восторг, исступление»), это название они получили, как объясняет Иоанн Дамаскин, потому что эти люди принимают в себя действие какого-то демона и это действие принимают за действие Святого Духа.

История

Под именем массалиан в разные периоды истории понимались различные религиозные течения.

Впервые о «плохих молитвенниках» упомянул в мадраше (гимне) о ересях Ефрем Сирин «Мадраши против ересей» («Hymni contra Haereses» 22, 4-5). Слово, употреблённое там, не имеет того смысла («развращённые»), которые ему позже приписали. Следующий автор, который упоминает о массалианах, — Епифаний Кипрский в «Анкорате»; более подробно он описал их в последней, 80-ой главе книги «Панарион». Епифаний разделяет массалиан на две группы. Первая группа массалиан — евфими́ты (др.-греч. εὐφημῖται от др.-греч. εὔ-φημος — «воздерживающийся от неподобающих слов») вышли из язычников, не принадлежали к иудейству и не были христианами, не происходили и от самарян; они воздают честь только одному Богу, называя его Вседержителем. По мнению Епифания, евфимиты имеют древнее происхождение. Евфимиты для своих молитвенных собраний приспосабливали некоторые дома, или обширные помещения, наподобие форумов, и называли их молельнями. Вторая группа массалиан — те, о которых писали большинство христианских греческих писателей IV—VIII века. Они появились при императоре Констанции и были христианами.

Более поздним автором, писавшим о мессалианах в сочинениях «Церковная история» и «Басни еретиков, или история ересей, изложенная в пяти книгах», является Феодорит Кирский.В них Феодорит сообщает исторические сведения, о том, что учение мессалиан широко распространилось во многих монастырях. Он также называет имена мессалианских (евхитских) учителей: Дадой (др.-греч. Δαδώης), Сава (др.-греч. Σάβας), Адельфий (др.-греч. Ἀδέλφιος), Герма (др.-греч. Ἑρμᾶς) и Симеон (др.-греч. Συμεώνης). Особенно среди них выделялся Адельфий, который не был ни монахом, ни священником, но одним из непосвященных. По имени Адельфия евхиты назывались — адельфиане.

Феодорит сообщает о том, что мессалиан было очень трудно изобличить в ереси, они постоянно отпирались. Церковные иерархи вели постоянную войну против евхитов. Литой, епископ Мелетинский, сжег многие монастыри, зараженные евхитианством, и изгнал евхитов из своей епархии. Митрополит Ликаонский Амфилохий очистил свою церковную область от мессалианства. Патриарх Фотий в 52 кодексе «Мириобиблиона» сообщает о соборе в Сиде в 383 году против мессалиан. Собор в Сиде возглавил епископ Иконийский Амфилохий; кроме него, в соборе участвовали 25 епископов. На соборе в Сиде было прочитано письмо от собора Флавиану, епископу Антиохийскому, в котором ему давали отчёт по слушаниям. Феодорит сообщает о хитрости архиепископа Антиохийского Флавиана. Флавиан узнал о том, что в Эдессе живут люди, разделяющие учение. Мессалиан поддерживали в Осроене три епископа: Виз (др.-греч. Βίζου) Селевкийский, Маруфа (др.-греч. Μαρουθᾶ) Суфаренский и Сам (др.-греч. Σάμου). Флавиан созвал в Антиохии собор, на который пригласил множество монахов, отказывающих признать своё еретичество. Он обличил их следующим образом: сказал, что обвинители их — клеветники, а свидетели против них — лжецы; подозвав к себе Адельфия, который был уже в глубокой старости, предложил ему сесть возле себя и при помощи «ласковых речей» смог узнать учение, которое изложил ему Адельфий. После этого Флавиан обвинил Адельфия в ереси и выгнал мессалиан из Сирии. Мессалиане удалились в Памфилию. Флавиан написал письмо осроэнцам, в котором сообщил им о том, что было сделано, и давал отчёт о наказании и отлучении от Церкви еретиков. В ответном послании епископы Осроены благодарили его и выражали своё одобрение. Литой, епископ Армении, также написал письмо против мессалиан. Флавиан также написал письмо другому армянскому епископу с обвинением этого епископа в симпатии к мессалианам. Архиепископ Константинопольский Аттик написал епископам Памфилии, предлагая им удалить мессалиан отовсюду; в другом письме епископу Сидскому Амфилохию Аттик предлагал изгнать евхитов.

28 февраля 426 года император Феодосий II созвал собор в Константинополе. На соборе председательствовал архиепископ Антиохийский Феодот  (англ.). Собор поставил архиепископом Константинопольским Сисиния. На этом же соборе были осуждены массалиане. Сисинний Константинопольский и Феодот Антиохийский послали письмо Вериниану, Амфилохию и остальной части епископов Памфилии; письмо написал по поручению предстоятелей епископ Неон. В письме было написано о том, что после отлучения от Церкви мессалиан, если будет обнаружено, что кто-либо из клириков говорит или делает что-нибудь в следовании этой ереси, то он должен быть извержен из сана. Архиепископ Антиохийский Иоанн также написал письмо Несторию о мессалианах.

В 431 году состоялся Эфесский собор. На седьмом заседании этого собора епископ Иконийский Валериан и епископ Сидский Амфилохий предложили рассмотреть в общем собрании вопрос о мессалианах, которые встречаются в Памфилии. На заседании было прочитано решение Константинопольского собора 426 года о осуждении ереси мессалиан, составленное при Сисинии. Участники Эфесского собора одобрили и подтвердили его правильность. Все подозреваемые в причастности к этой ереси должны были анафематствовать мессалианство; если кто-либо из клириков не хотел это делать, то таких необходимо было извергать из сана; монахов, причастных к ереси, надо было изгонять из монастырей; а все мессалиане должны быть отлучены отт Церкви и прокляты. Валериан принёс на заседание собора книгу мессалиан, называемую «Аскетикон» (лат. «Asceticon»), книга была анафематствована, как составленная еретиками. Собор определил, что если у кого-либо найдется что-нибудь, согласное с нечестием евхитов, и то будет проклято. Архелай, епископ Кесарии Каппадокийской, также написал 24 анафематизма против евхитов. Гераклид, епископ Ниссы, также написал два письма против них. Патриарх Фотий Мириобиблионе сообщает о Лампетии, который возглавлял мессалиан. Этот человек собирал сведения о нечестии духовенства. Геронтий, старший пресвитер монастыря в Глитисе, написал Алипию, архиепископу Кесарии Каппадокийскому о Лампетии, жалуясь на него. Алипий Кесарийский, который был введен в заблуждение, до этого сделал Лампетия пресвитером. Алипий приказал Гормизу (др.-греч. Ὁρμίζου), епископу Коман, изучить обвинения против Лампетия. Лампетий попросил пресвитера Геронтия быть его обвинителем, а епископа Гормизу быть его судьёй, был признан виновным частично на основании показаний свидетелей, частично из его собственных уст и был единодушно лишен духовного сана. Лампетий написал книгу «Завещание» (др.-греч. «Διαθήκη»), в которой изложил некоторые аспекты мессалианства. Опровержение против этой книги написал Севир Антиохийский. Алфей, епископ Риноколуры (др.-греч. Ῥινοκόλουρα) защищал Лампетия как невиновного в своей изданной работе, но был лишен архиерейства как сторонник Лампетия. Другой Алфей — пресвитер, поставленный Тимофеем, — был извергнут из священства за принадлежность к евхитам, об этом сообщает Птолемей, епископ Риноколуры, в письме Тимофею.

Тимофей Константинопольский в своей книге «Тимофея пресвитера, пресвятые и великие Церкви Константинополя: Иоанну пресвитеру святой, божественной, кафолической церкви и скевофилаксу святой Богородицы в Халкопатрии. О различии приходящих к непорочной нашей вере» пишет о том, что мессалиан надо принимать в Церковь не через крещение и не через миропомазание, а через проклятия ими своих заблуждений.

О мессалианах изложено в книге Иоанна Дамаскина «О ста ересях вкратце» под № 80; сведения взяты Дамаскином из сочинений Епифания и Феодорита. От шестого века сохранились туманные свидетельства Аксенойо. В седьмом веке Баввай Большой развернул борьбу с мессалианами на Изле, в то время как их поддерживал католикос. В восьмом веке «мессалианами» были объявлены аскетико-мистические писатели Иосиф Хаззайя, Иоанн Дальятский[1] и Иоанн Апамейский[2]. В Византии «мессалианами» называли богомилов. В приверженности мессалианству обвиняли Григория Паламу и других исихастов.

Учение

Согласно Иоанну Дамаскину, еретическое учение выглядит так:

  1. Сатана пребывает внутри человека (и во всем господствует над ним). Сатана и бесы владеют человеческим умом, и природа людей вступает в общение с природой духов злобы. При этом Сатана и Дух Святой сообитают в человеке.
  2. Ни крещение, ни причастие божественных тайн не очищает душу, но одна только молитва.
  3. Человек и после крещения осквернён грехом. Не через крещение получает верный нетленное и божественное одеяние, но через молитву.
  4. Должно хранить бесстрастие, и причастие Святого Духа будет во всяком чувстве и полноте.
  5. Душа должна чувствовать такое общение с небесным женихом сексуального характера.
  6. «Духовные» видят грех внутри и извне, равно и благодать действующую и производящую.
  7. Зло существует по природе.
  8. Адам и до преступления бесстрастно вступал в сексуальное общение с Евой.
  9. Семя и Слово упали в Марию.
  10. Человек имеет две души: одну человеческую, а другую небесную.
  11. Для человека возможно чувственно воспринимать ипостась Святого Духа во всякой полноте и всяком действии.
  12. Молящимся может явиться во свете крест. В одно время найден был человек, стоящий у алтаря жертвенного, и Ему принесли три хлеба, замешенные на елее.
  13. Ручной труд неприличен для христиан.

Список ересиархов

Феодорит Кирский, Иоанн Дамаскин называют ересиархов-мессалиан: Дадой (Δαδώης), Сава (Σάβας), Адельфий (Ἀδέλφιος), Герма (Ἑρμᾶς) и Симеон (Συμεώνης).

Мнения ученых

Исследователи «мессалианства» Ж. Грибомон и К. Фитшен утверждали, что сказать о содержании этой «ереси» по сути нечего. По мнению М. Кмошко и А. Гийомона, такой ереси вообще не было.

Примечания

  1. Алексей Муравьёв. Иоанн Саба. // Православная энциклопедия. — М., 2010. — Т. XXIV : «Иоанн Воин — Иоанна Богослова Откровение». — С. 661-664. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-044-8.
  2. Алексей Муравьёв. Иоанн Апамейский. // Православная энциклопедия. — М., 2010. — Т. XXIII : «Иннокентий — Иоанн Влах». — С. 660-664. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-042-4.

Источники

Литература