Мендоса (город)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Город
Мендоса
Mendoza del Nuevo Valle de La Rioja
Downtown Mendoza.jpg
32°53′00″ ю. ш. 68°49′00″ з. д.HGЯO
Страна  Аргентина
Провинция Мендоса
Интендант Виктор Мануэль Фредерико Фаяд
История и география
Основан 1561
Площадь 57 км²
Высота центра 746 м
Часовой пояс UTC−3:00
Население
Население 1 115 041 человек (2015)
Плотность 20183 чел./км²
Агломерация Большая Мендоса
Официальный язык испанский
Цифровые идентификаторы
Телефонный код +54261

ciudaddemendoza.gov.ar
Мендоса на карте
Мендоса
Мендоса
Мендоса на карте
Мендоса
Мендоса

Мендо́са[1] (исп. Mendoza, Mendoza del Nuevo Valle de La Rioja — Мендоса в новой долине Ла-Риохи) — город в Аргентине, столица одноимённой провинции.

По данным 2015 г. население Мендосы составляет 1 115 041 человек[2]. Вместе с предместьями город образует агломерацию Большая Мендоса с населением в 1 400 000 человек (2015 г.), что делает её четвертой по величине агломерацией страны. Комфортный климат и развитое виноделие привели к возникновению неофициального названия: «город солнца и хорошего вина» — исп. «la tierra del sol y buen vino».

Географическое положение

Вид на Анды из города.

Мендоса расположена в западной части Аргентины, у подножия Главной Кордильеры Анд. В 112 км к западу от города возвышается самая высокая гора Южной Америки — пик Аконкагуа (6962 м). Ближайшие крупные города: Сан-Луис — к востоку, по пути в Буэнос-Айрес, Сан-Хуан — к северу, и Сантьяго, столица Чили — к западу.

Мендоса занимает площадь в 57 км², средняя высота которой над уровнем моря составляет 767 м. Климат — континентальный, со значительными перепадами ночной и дневной температур. Ландшафт этой части страны представляет собою засушливые пампасы, однако город находится в оазисе, образовавшимся в междуречии Мендосы и Тунуяна. Микроклимат оазиса и орошение земель в пригородной зоне делают возможным возделывание винограда.

История

Мендоса колониальных времён.

Город был основан 2 марта 1561 г. капитаном Педро дель Кастильо, назвавшим его в честь своего молодого начальника Гарсии Уртадо де Мендоса, губернатора Чили и сына вице-короля Перу. Почти ровно через год, 28 марта 1562 г., по приказанию алькальда Сантьяго Хуана Хуфре Мендосу перенесли на новое место — на восток, на расстояние двух аркебузных выстрелов от изначального местоположения. Отдав такое распоряжение, Хуфре стал формально основателем нового города и получил за это причитавшуюся денежную премию — вторую после Дель Кастильо за одно и то же поселение.

Долгое время Мендоса оставалась спокойным маленьким городком — местом отдыха или зимнего постоя купцов перед походом через Анды. Более 200 лет город подчинялся Чили, являясь составной частью вице-королевства Перу. В 1776 г. он вошёл во вновь образованное вице-королевство Рио-де-ла-Плата, где пребывал до Майской революции 1810 г. За нею последовал период анархии, завершившийся в ноябре 1813 г. созданием Интендантства Куйо, куда помимо Мендосы вошли города Сан-Луис и Сан-Хуан.

Мендоса в 1826 г.

С 1814 по 1816 гг. городом управлял Хосе де Сан-Мартин, исполняя должность губернатора-интенданта Куйо. Всё это время, с ноября 1814 по январь 1817 г., он занимался формированием войск для войны с роялистами, пока, наконец, не выступил 6 января в свой Андский поход для завоевания независимости Чили. Его Андская армия отправилась из пригорода Мендосы — Плумерильо. В августе 1816 г. губернатором стал Торбильо де Лузуриага, обеспечивавший Сан-Мартина во время всего похода провиантом и амуницией. В 1820 г., отказавшись от должности, он присоединился к Сан-Мартину в его очередном — уже Перуанском — походе, получив у того чин фельдмаршала. После отставки де Лузуриаги, 1 марта 1820 г., Интендантство Куйо прекратило своё существование с образованием вокруг Сан-Хуана и Сан-Луиса отдельных провинций.

Вслед за падением в 1852 г. главы Объединённых провинций Рио-де-Ла-Плата Хуана Мануэля де Росаса в Мендосу был назначен Федеральный инспектор, который управлял городом и провинцией до 1856 г., когда была принята конституция провинции и проведены выборы.

20 марта 1861 года город был полностью разрушен землетрясением, о котором сегодня напоминают только руины церкви Святого Франциска, стоявшей здесь ещё с колониальных времен. Землетрясение унесло жизни почти 6000 горожан из 18 600, проживавших в Мендосе. Двумя годами позже город был восстановлен и уже в 1882 г. насчитывал 18 200 жителей.

В 1887 г. в Мендосу протянули железную дорогу, связав её с Сан-Хуаном и — через Вилью-Мерседес — с Буэнос-Айресом. С открытием в 1910 г. Трансандинской железной дороги город оказался важным пересадочным пунктом в составе транспортного коридора, соединившего Тихий и Атлантический океаны.

Климат

Климат Мендоса
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Средний максимум, °C 32,2 30,8 27,2 23,4 19,0 15,5 14,7 18,0 20,4 25,6 29,2 31,7 24,0
Средний минимум, °C 18,4 17,5 14,9 10,6 5,7 2,6 2,9 4,4 6,4 11,6 14,8 17,8 10,6
Норма осадков, мм 48,2 38,0 34,7 13,4 7,9 3,6 12,2 5,3 13,2 8,2 15,2 23,3 223,2

Население

Город насчитывает 121 000 жителей. Большинство населения — потомки испанцев, итальянцев и арабов.

Промышленность и инфраструктура

Доминирующая отрасль экономики — виноделие и связанная с ней винодельческая промышленность. Далее следуют добыча нефти и её переработка. Кроме этого, Мендоса считается воротами в Чили и её область Сантьяго-де-Чили и является, поэтому, важным промышленным центром. Авиастроение представлено заводом компании Laviasa, производящим лёгкие самолёты «Пуэльче».

Транспорт

Международный автовокзал «Терминал Солнца» (Terminal del Sol)
Городской троллейбус немецкого производства.
Трансандинская железная дорога
0 км Мендоса (высота 767 м)
13 км Пасо-де-лос-Андес (выс. 935 м)
24 км Бланко-Энкалада (выс. 1067 м)
40 км Качеута (выс. 1228 м)
55 км Портерильос (выс. 1355 м)
69 км Гуидо (выс. 1511 м)
92 км Успальята (выс. 1750 м)
117 км Рио-Бланко (выс. 2134 м)
130 км Занхон-Амарильо (выс. 2206 м)
140 км Пунта-де-Вакас (выс. 2395 м)
159 км Мост Инков (выс. 2717 м)
174 км Лас-Куэвас (выс. 3149 м)
Кумбрский тоннель (выс. 3176 м)
под перевалом Бермехо
180 км Лос-Караколес (выс. 3176 м)
185 км Эль-Портильо (выс. 2867 м)
196 км Братья Кларк (быв. Эль-Хункаль)
209 км Гуардия-Вьеха (выс. 1645 м)
к руднику CODELCO
214 км Рио-Бланко (выс. 1452 м)
225 км Сальто-дель-Сольдадо (выс. 1262 м)
Тоннель Сальто-дель-Сольдадо
238 км Сан-Пабло (выс. 957 м)
248 км Лос-Андес (высота 814 м)

Междугородные перевозки Мендосы обеспечиваются автомобильным и авиационным транспортом. Путь из Буэнос-Айреса длиной в 1037 км автобус преодолевает за 13 часов, 380 км от чилийского Сантьяго – за 6–7. В северном пригороде Лас-Эрас располагается Аэропорт Эль-Плумерильо, который является важнейшим аэропортом западной части Аргентины. Продолжительность полёта из Эль-Плумерильо в Буэнос-Айрес составляет 2 часа, в Сантьяго – час.

Городской транспорт, после полного исчезновения трамваев в конце 50-х годах XX века[3], представлен в Мендосе троллейбусами[4] и микроавтобусами. Троллейбусный парк города состоит из немецких машин серии TS (Trolleybus Solingen) производства 1970-х гг., японских «Toshiba» конца 50-х гг. и советских ЗиУ-9, построенных в 1984 г. В 2008 г. к ним присоединилась партия подержанных канадских троллейбусов из Ванкувера[5]. Оплата проезда в городском транспорте осуществляется как наличными деньгами, так и аргентинскими смарт-картами «Red Bus»[6].

В центре города функционирует автобусная линия, подвижной состав которой стилизован под трамваи 50-х гг.: «Городской трамвай покупок» (Tranvía Urbano de Compras). Линия – кольцевая, время движения – 25 мин с десятиминутной частотой.[3]

В февареле 2009 г. было принято решение о строительстве «Скоростного трамвая Мендосы» (Metrotranvía de Mendoza) длиной в 12,5 км.[7] Линия, частично проложенная по трассе прежней железной дороги Сан-Мартин, открыта 28 февраля 2012 г.[8] С тем, чтобы использовать подержанные поезда Siemens-Duewag U2, закупленные в Сан-Диего,[9] колею дороги пришлось перешивать с индийской на стефенсоновскую.[7]

В 2006 г. была достигнута договорённость между правительствами Чили и Аргентины о реконструкции ныне не действующей Трансандинской железной дороги, ведущей из Мендосы в Сантьяго. В 2006 г. правительство Чили отказалось от проекта, посчитав его экономически невыгодным. В мае 2009 г. предложен новый план реконструкции, согласно которому движение по восстанавливаемой аргентинской части дороги должно осуществляться не из центра Мендосы, а из пригородной Качеуты.

Достопримечательности и культура

Мендоса — зелёный город с парками, ресторанами, ночными клубами и театрами.

Пешеходная зона.

Центр города представляет собой пешеходную зону с деревьями и основными достопримечательностями:

Одними из важных и интересных достопримечательностей являются 5 площадей:

Городской парк Сан-Мартина.

Парк им. Хосе де Сан-Мартина находится у подножия Серро де ла Глория или Кургана Славы, где на вершине горы установлен памятник Хосе де Сан-Мартину.

Самый известный праздник года — Праздник сбора урожая «Вендимия», который проходит в городе, начиная с 1936 года, ежегодно в течение трёх месяцев.

Праздничные мероприятия достигают своего апогея в марте, когда в амфитеатре Мендосы проходят музыкальные и танцевальные представления и выбирается королева среди представительниц её 17 департаментов. Королевой не может быть девушка из Мендосы, потому что она является хозяйкой фестиваля.

Образование

Туризм

  • Винодельческие заводы вокруг Мендосы. Вина Мендосы известны во всем мире. Ведущий сорт винограда, возделываемый здесь — мальбек.
  • Катание на горных лыжах. Самый современный горнолыжный курорт Аргентины, Лас Леньяс, находится в 4 часах езды от Мендосы.
  • Трекинг.
  • Поездка к чилийской границе, чтобы посмотреть на самую высокую вершину Южной Америки — гору Аконкагуа.

Знаменитые люди города

Города-побратимы

Примечания

  1. Мендо́са // Словарь географических названий зарубежных стран / Отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. 226.
  2. Estimaciones de población total por departamento y año calendario Período 2001-2010 (исп.) (недоступная ссылка). Instituto Nacional de Estadística y Censos de la República Argentina. Дата обращения: 3 апреля 2022. Архивировано 13 ноября 2010 года.
  3. 3,0 3,1 Sitio oficial de la Municipalidad de Mendoza (Último párrafo sobre el tranvía urbano de compras, información oficial desactualizada). Consultado el 02/04/2009.
  4. http://transphoto.ru/city/1039/ Архивная копия от 10 февраля 2010 на Wayback Machine Фотогалерея троллейбусов на сайте СТТС
  5. Aged trolleys sold to Argentine city Архивировано 5 ноября 2012 года.
  6. Colas de hasta 4 horas para sacar un abono de micro, Diario Los Andes 11/03/2009. Consultado el 03-04-2009 Архивировано 12 марта 2009 года.
  7. 7,0 7,1 Metrotranvia deal signed Архивная копия от 16 января 2012 на Wayback Machine, Railway Gazette International — Accessed 22 June 2009
  8. Metrotranvía: se hace ver, pero recién operará en tres meses. Архивировано 1 апреля 2012 года.
  9. San Diego U2 Trolleys successfully operate in Argentina. Дата обращения: 15 мая 2012. Архивировано 10 мая 2012 года.
  10. Prefeitura.Sp — Descentralized Cooperation Архивировано 24 декабря 2008 года.
  11. International Relations — São Paulo City Hall — Official Sister Cities Архивировано 21 мая 2010 года.