Мелкумян, Тигран Меликсетович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Тигран Меликсетович Мелкумян (Мелькумов)
Мелкумян, Тигран Меликсетович.jpg
Дата рождения 15 марта 1902(1902-03-15)
Место рождения Мешхед
Дата смерти 4 марта 1974(1974-03-04) (71 год)
Место смерти Россия
Страна СССР
Научная сфера теплотехника
Место работы Научно-исследовательский институт Воздушного флота,
Военно-воздушная академия имени Жуковского,
Центральный институт авиационного моторостроения
Альма-матер Бакинский политехнический институт
Учёная степень доктор технических наук (1940)
Учёное звание профессор
Награды и премии
Орден Красного Знамени Орден Отечественной войны II степени  — 1944 Орден Трудового Красного Знамени Орден Красной Звезды  — 1944
Орден Красной Звезды  — 1947 Орден «Знак Почёта»  — 1961
ZDNT RSFSR.jpg Сталинская премия — 1949 Государственная премия СССР — 1968 Премия имени Н. Е. Жуковского

Тигра́н Меликсе́тович Мелкумя́н (Мельку́мов) (15 марта 1902 года, Мешхед — 4 марта 1974 года) — учёный-теплотехник, генерал-майор инженерной службы (1949), доктор технических наук (1940), профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1957), лауреат Сталинской премии (1949) и Государственной премии СССР (1968).

Биография

В 1919 году окончил гимназию в Ашхабаде и поступил в Бакинский политехнический институт, который с отличием окончил в 1929 году по специальности «инженер-механик моторостроения». По окончании института остался в нём преподавать и возглавил вновь созданное конструкторское бюро моторостроения. В 1932 году приглашён работать в Москву, в научно-исследовательский институт Воздушного флота, и одновременно преподавать в Военно-воздушной академии им. Жуковского, где в 1941 году возглавил кафедру теории двигателей. Во время Великой Отечественной войны выполнял особые задания Ставки Верховного Главнокомандующего по освоению новой техники и вводу в действие новых видов самолетов на фронтах. В 1946 году назначается заместителем начальника Центрального института авиамоторостроения, а через год возглавляет его. В 1951 году подаёт в отставку с этой должности по состоянию здоровья.

Научная деятельность

Ещё до войны начал разработку проекта первого советского дизельного двигателя с воздушным охлаждением.

На основании детального изучения мелкумовских сверхзвуковых компрессоров в дальнейшем стало возможным создание двигателей мощностью 8-10 тыс. л. с. В результате были созданы также форсажные двигатели, появление которых стало революционным шагом в сверхзвуковой авиации. В стенах ЦИАМ были созданы не только реактивные, но и турболиссерные моторы.

В институте Мелкумов создал также лабораторию двигателей, работающих на жидком реактивном топливе. Будучи заведующим кафедрой теории двигателей академии, основал там лабораторию исследований моторов, носящую ныне его имя.

Автор более 100 научных работ, в том числе 10 монографий и учебников.

Литература

  • Мамулов С. С. Удивительный народ из страны чудес. Кн. 3. — М., 2000.

Ссылки