Мекк, Карл Фёдорович фон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Карл Фёдорович фон Мекк
Karl von Meck.jpg
Дата рождения 22 июня (4 июля) 1821(1821-07-04)
Дата смерти 26 января (7 февраля) 1876(1876-02-07) (54 года)
Род деятельности госслужащий, предприниматель, меценат

Карл Фёдорович фон Мекк (нем. Karl Otto Georg von Meck, Карл Отто Георг фон Мекк; 22 июня (4 июля1821, имение Шлампен[1] (Слампская волость), Туккумский уезд, Курляндская губерния, Российская империя — 26 января (7 февраля1876, Москва) — российский предприниматель, один из основоположников российского железнодорожного транспорта.

Биография

Происходил из старинного немецкого остзейского дворянского рода Фон Мекк, перебравшегося в Лифляндию из Силезии в конце XVI века. Родоначальником Фон Мекков принято считать канцлера Силезии Фридриха Фон Мекка, родившегося в 1493 году[2].

Отец Карла Фёдоровича, также вначале избравший военную карьеру, позднее перешёл на службу в Министерство финансов — чиновником таможенного округа. Умер он от холеры в 1830 году, не дослужив до пенсии и оставив вдову, дочь бургомистра Митавы Вильгельмину фон Мекк, с пятью малолетними детьми без всяких средств к существованию.

Карл фон Мекк в 1838 году был определён в Институт Корпуса инженеров путей сообщения, окончив который, в 1844 году поступил в чине поручика на службу в Ведомство путей сообщения; с 1847 года — штабс-капитан, с 1851 — капитан[1]. Вскоре он был назначен начальником дистанции Московско-Варшавского шоссе, а затем инспектором по строительству стратегических дорог в западной части России[3].

В начале 1848 года он женился на семнадцатилетней дочери помещика Фраловского из Смоленской губернии. Семья обосновалась в Рославле[3]. Его супруга, Надежда Филаретовна, впоследствии написала:

Мой муж <…> служил на казённой службе, которая доставляла ему тысячу пятьсот рублей в год — единственные, на которые мы должны были существовать с пятью детьми и семейством моего мужа на руках. Не роскошно, как видите…

В 1860 году Карл Фёдорович фон Мекк оставил службу и занялся предпринимательством; Надежда Филаретовна писала об этом времени П. И. Чайковскому:

…когда он, наконец, согласился исполнить мою неотступную просьбу и вышел в отставку, мы очутились в таком положении, что могли проживать только 20 копеек на всё. Тяжело было, но я ни на минуту не жалела о том, что сделано.

Именно в это время в России, осознавшей после поражения в Крымской войне всю важность железнодорожного транспорта, начались первые попытки строительства железных дорог по частным подрядам. Александр II подписал в 1857 году указ о строительстве сети железных дорог и передаче казенной Варшаво-Венской железной дороги в руки частной компании. В начале 1860-х появились первые частные фирмы, сделавшие ставку на строительство железных дорог, и это совпало с увольнением Фон Мекка с государственной службы.

Фон Мекк вступил в Общество Саратовской железной дороги, ставившее своей целью сооружение на частные деньги железной дороги между Москвой и Саратовом; на первом этапе строиться должен был участок Москва — Коломна. Общество пользовалось поддержкой как крупных промышленников, так и Императора Александра II. Среди акционеров Общества были великие князья Александр, Владимир и Алексей. Строительство было начато в 1860 году[4]. Этот участок протяженностью 117,2 версты был завершен всего за два года и введён в эксплуатацию, в чём основная заслуга, по мнению современников, принадлежала главному секретарю общества Павлу фон Дервизу и его ближайшему помощнику Фон Мекку. Примечательно, что главным подрядчиком была фирма Дурова, однако многие работы: земляные, сооружение полотна выполняла фирма Фон Мекка. Однако на этом средства Общества исчерпались и в 1863 году оно обанкротилось[2].

Однако уже в 1863 году вместо него было учреждено Общество Московско-Рязанской железной дороги, которое фон Дервиз возглавил уже в качестве председателя правления — и привлёк фон Мекка к строительству дороги от Коломны до Рязани в качестве главного подрядчика. Протяженность сети составила 80 верст, стоимость проекта — 4,7 миллиона рублей. Дорога была построена за полтора года, быстро вошла в строй. Действительная стоимость одной версты этого участка составляла 40 тысяч рублей, тогда как в смете стояло 62 тысячи. Благодаря этому Фон Мекк и Фон Дервиз заработали на этом проекте 1,5 миллиона рублей. За досрочное возведение моста через Оку Карл Фон Мекк получил дополнительно 40 тысяч рублей. Затем с той же скоростью и эффективностью фон Дервизом и фон Мекком был построен следующий участок, от Рязани до Козлова. Постройка этого участка обошлась в 6 миллионов рублей, по 30 тысяч рублей за версту. Официальный доход Фон Мекка на этом проекте составил 280 тысяч рублей.

В дальнейшем фон Мекк принял участие в сооружении ещё нескольких железных дорог, в том числе Курско-Киевской, но уже без такого успеха.

В 1865 году возвел первый в России комбинированный мост (через Оку), предназначенный как для железнодорожного транспорта, так и для гужевого[2].

С. Ю. Витте вспоминал о Фон Мекке:

«Фон Мекк, инженер путей сообщения, был очень корректный немец; он нажил порядочное состояние, но жил довольно скромно».

Умер в 1876 году в Москве. Похоронен на кладбище Алексеевского женского монастыря[5].

Благотворительность

Карл Фёдорович помогал многим учреждениям и обществам, вот некоторые свидетельства:

  • жертвователь на Николаевское Имени Августейшего Председателя Комитета Сибирской железной дороги Общежитие студентов Института Инженеровъ Путей Сообщения императора Александра I и учредитель именной премии (10000 р.)[6]
  • член Попечительства о недостаточных студентах Императорского Университета Св. Владимира
  • правительственным распоряжением 1876 года действительный статский советник Мекк назначен почётным попечителем Каменец-Подольской гимназии
  • пожертвовал в 1867 году 25000 рублей Императорскому обществу любителей естествознания, антропологии и этнографии для учреждения при Московском университете кафедры антропологии.

После смерти фон Мекка его дело унаследовала вдова Надежда Филаретовна, больше известная как меценатка, оказавшая неоценимую помощь П. И. Чайковскому, и сыновья, из которых наибольшую роль в развитии российских железных дорог сыграл Николай Карлович.

Семья

С 14 (26) января 1848 года был женат на Надежде Филаретовне, урождённой Фраловской (1831—1894)[7]. В браке родились 11 детей[2], из которых наиболее известны:

Примечания

  1. 1,0 1,1 Meck, Karl Otto Georg (нем.). // Baltisches Biographisches Lexikon Digital.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 М. Л. Гавлин. Российские предприниматели и меценаты. — Москва: Дрофа, 2009. — С. 379. — 432 с. — ISBN 978-5-358-06161-3
  3. 3,0 3,1 Фон Мекк — железнодорожные «короли» и меценаты. Дата обращения: 18 октября 2016. Архивировано 17 октября 2016 года.
  4. Столичный лоск // Газета "Гудок". — 2012. — № 37.
  5. Князь Николай Михайлович. Московский некрополь. Т.2 -СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1908. — С. 245. Дата обращения: 29 октября 2016. Архивировано 30 октября 2016 года.
  6. Отчет о состоянии Института инженеров путей сообщения императора Александра I… за 1886 год
  7. Мекки // Большая российская энциклопедия / С. Л. Кравец. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. — Т. 19. — С. 614—616. — 768 с. — 60 000 экз. — ISBN 978-5-85270-353-8.

Литература

Ссылки